Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К читателюСтр 1 из 15Следующая ⇒
Буре Р. С, Островская Л. Ф. Б91 Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—143 с, ил. В книге раскрывается влияние педагогического и детского коллектива на формирование характера чувств, интересов маленького ребенка, Показано значение продуманной обстановки и правильных взаимоотношений для создания благоприятного эмоционального климата в дошкольном учреждении, подчеркивается необходимость связи детского сада с семьей для осуществления единства в воспитании детей. _ 4305000000-165, Б 103(03)—85 ББК 74.113 372 Издательство «Просвещение», 1979 г. Издательство «Просвещение», 1985 г., с изменениями. К ЧИТАТЕЛЮ у Задачи дальнейшего экономического и социального развития нашей Родины обязывают работников системы народного образования совершенствовать учебно-воспитательную работу с детьми, оптимизировать средства и методы формирования морального облика ребенка. Особую роль призваны сыграть педагоги детских садов в осуществлении Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, где указываются конкретные задачи воспитания и образования детей дошкольного возраста. Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Политическая зрелость, сознание высокой профессиональной ответственности, постоянное стремление к обогащению знаниями, неослабевающий интерес к трудам классиков педагогики, к последним достижениям науки, к овладению искусством воспитания — характерные черты советского педагога. Звание педагога обязывает. Это положение пронизывает каждую главу книги. Глубоко понимая задачи коммунистического воспитания, педагог формирует у дошкольников основы моральных качеств, трудолюбия, любви к Родине и уважения к людям других национальностей, воспитывает детей в духе высоких принципов, провозглашенных Программой КПСС и Советской Конституцией. Педагог прививает детям полезные навыки и привычки, сообщает, формирует поведение, гуманные чувства, доброжелательное отношение к сверстникам, начала коллективизма. В педагогическом процессе одновременно решаются задачи, кик запланированные, так и те, которые заранее предусмотреть трудно. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и ин да, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не и случая к случаю, не тогда, когда этого требует та или иная интуицияа целенаправленно, постоянно. Удачный педагогический прием — это не случайность, не вдруг найденный выход из сложившемся ситуации. Его кажущаяся случайность подготовлена длинными размышлениями, анализом причин возникновения сходных обстоятельств и мотивов поведения ребенка в них. Вот почему педагог постоянно обдумывает свои воздействия на детей, изучает передовой опыт, с тем чтобы превращать приемы педагогического воздействия в систему, направленную на эффективное воспитание дошкольников. Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности. Раскрыть возможности повседневной жизни детей в детском саду для осуществления задач нравственного воспитания, показать непрерывность этого процесса и ведущую роль педагога в руководстве разнообразной детской самостоятельной деятельностью — главная задача книги. При освещении таких вопросов, как контакт педагога с детьми, организация целесообразных условий, обеспечивающих детям содержательную и радостную жизнь, руководство детской самостоятельной деятельностью, воспитание в процессе режима, формирование у детей навыков жизни в коллективе, интересов, трудолюбия, культуры поведения, первых чувств гражданственности, подчеркивается: воспитание — процесс многоплановый, целостный и непрерывный. Воспитание — кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности и избирательно использовать методы воздействия на них. Это обязывает его вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжении всего пребывания в детском саду, повседневно, во всех видах деятельности. В каждый следующий день ребенок уже не тот, что был накануне: новые впечатления, знания, разъяснения и оценки педагога, общение со сверстниками — все обогащает опыт дошкольника, ведет к нравственному развитию. И только тогда приемы воспитания будут способствовать постоянному совершенствованию I нравственных качеств, чувств, отношений, когда они будут учитывать все возрастающий опыт ребенка. Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут поняты. Если педагог находит время для каждого ребенка, внимателен и чуток, приходит на помощь в минуты затруднений, может посочувствовать, приободрить, приласкать, создать такую обстановку в группе, в которой' дети чувствуют себя как дома, у них растет привязанность к своему детскому саду, к друзьям, к воспитателю. Воспитание в советских детских садах осуществляется в' деятельности, поэтому педагог обязан создать в каждой группе условия для развития игр, правильной организации труда, занятий по замыслам, которые позволяют в то же время реализовать задачи нравственного воспитания. Авторы привлекают внимание читателя к общим принципам руководства детской деятельностью вне занятий. Дети могут быть заняты различными делами, но задача, стоящая перед педагогом, общая: он—организатор детской деятельности, следит за ее направленностью, способствует ее развитию, реализации замыслов детей, расширению их интересов. Управляя деятельностью детей, педагог использует ее как средство нравственного воспитания: развивает у дошкольников самостоятельность, настойчивость, умение преодолевать посильные трудности, формирует поведение в коллективе, положительное отношение к сверстникам, умение видеть затруднения товарищей и по собственной инициативе приходить на помощь. При рассмотрении вопроса о самостоятельной деятельности детей авторами подчеркивается, что в ней содержатся большие возможности для воспитания трудолюбия. Любое дело, выбранное ребенком, ставит его перед необходимостью приготовить все для работы, потрудиться, убрать за собой и т. п. Воспитатель детского сада всегда является проводником идей современности, в своей деятельности руководствуется решениями ЦК КПСС и Советского правительства. В настоящее время, когда вся страна мобилизует усилия на выполнение Продовольственной программы, воспитатель особое внимание уделяет формированию у дошкольников бережливости. Авторы рассказывают о воспитании у детей бережного отношения к хлебу как главному богатству нашей Родины; о том, как педагог учит детей аккуратно обращаться с личными вещами и имуществом детского сада, экономно использовать материалы; формирует умение замечать беспорядок и без напоминания устранять его. Он использует поручения, дежурства с целью формирования мотивов, побуждающих трудиться для других. Жизнь среди сверстников в детском саду создает условия для формирования у детей навыков культуры поведения и деятельности. В книге рассказывается о том, как добиться, чтобы внешние формы поведения стали выражением внутренней воспитанности растущего человека и отвечали нормам коммунистической нравственности; подчеркивается, что культура поведения — показатель воспитанности, ибо в основе своей она имеет глубоко социальное чувство — уважение к человеку. Руководствуясь принципом советской педагогики о воспитании ребенка в коллективе и через коллектив, авторы отводят большое место формированию у дошкольников общественных качеств; Показывают, как постепенно у детей воспитывается умение уступить, поделиться, порадовать сверстника, как под влиянием педагогау детей развивается стремление к совместной деятельности, интерес к детскому саду, к занятиям, играм. Высказанные положения определяют содержание и структуру Книги. Так, глава «Воспитание — процесс непрерывный» подчеркивает ведущую роль воспитателя в решении задач нравственного щи питания, раскрывает пути установления контактов с детьми, непрерывность руководства коллективом детей в целом и каждым ребенком в отдельности. И потому в книге эта глава занимает первое место. В ней и в других главах подчеркивается необходимость внимательного отношения к малышам, уважения их личности, использования корректных форм общения. Детская жизнь строится на основе режима, и в соответствии с ним развертывается любая деятельность. Во второй главе «С утра до вечера» рассказывается о том, как при руководстве режимными процессами (умывание, одевание на прогулку, прием пищи и пр.) педагог наряду с формированием культурно-гигиенических навыков у детей решает задачи воспитания вежливости, предупредительности, внимания к сверстникам, основ поведения в коллективе. В этой же главе обсуждается вопрос о своеобразии общения воспитателя с детьми на занятии. Авторы заостряют внимание читателя на характере оценок педагога, его обращений к детям, указаний в процессе детской деятельности, которые направлены на выполнение программного содержания и в то же время создают у них уверенность в своих возможностях, вызывают желание активно работать. Следующая глава — «Заполнить день содержательной деятельностью» — раскрывает вопрос о том, каким образом педагог осуществляет свою роль руководителя в то время, когда дети заняты разнообразной самостоятельной деятельностью. В главе «Растить трудолюбивых» отражены требования Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы о подготовке детей к труду на благо общества. I Эти требования конкретизируются применительно к детским садам при обсуждении вопросов формирования у детей дошкольного возраста трудолюбия, активности, самостоятельности и инициативы, умения дружно трудиться, уважать труд взрослых сверстников. В главах: «Детские интересы. Как их развивать?», «Воспитывать коллективистов», «Культура поведения — показатель воспитанности» — развиваются эти основные темы, а именно показывается, как воспитатель формирует интересы, основы коллективизма, культуры поведения. Завершающая глава книги «Каждый день приносит радость» подчеркивает, что жизнь детей нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Только в благоприятной эмоциональной атмосфере ребенок приобретает нравственные черты. Авторы не претендуют на охват всех сторон нравственного воспитания. В одной книге трудно раскрыть все педагогические задачи, которые решает воспитатель постоянно и непрерывно за время пребывания ребенка в детском саду. Так, авторы не ставили перед собой цель освещать вопросы методики руководства игрой, трудом, ибо они достаточно подробно раскрыты в литературе. Не затрагивается также вопрос о работе с семьей, хотя, несомненно, только при условии тесного контакта с родителями можно рассчитывать на успех в воспитании детей. Эта тема — предмет специального разговора. Здесь же хотелось бы подчеркнуть, что все поднимаемые вопросы следует рассматривать с позиции единства влияний всех воспитывающих лиц, что каждый из них должен чувствовать себя педагогом. Примеры, советы и рекомендации, которые найдет читатель в этой книге, не должны восприниматься как рецепты, пригодные на все случаи жизни. В педагогической работе нет стандартов и не может быть готовых рецептов. Любой совет нуждается в глубоком осмысливании, умении применять его на практике творчески, с учетом конкретных условий. А это требует от педагога высокой ответственности, постоянных раздумий и поиска. И если в этом поиске читателю поможет настоящая книга, авторы будут считать свою задачу выполненной. ВОСПИТАНИЕ-ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНЫЙ Первая встреча. Это всегда волнующее событие и для детей, и для воспитателя. Пытливые детские глаза устремлены на педагога, и в каждом взгляде вопрос: «Какая ты, наша новая воспитательница? Будет ли нам интересно с тобой?» С чего начинать установление контакта с воспитанниками? Как добиться взаимопонимания, душевных связей с каждым из них? Что нужно сделать, чтобы дети уважали тебя? Эти вопросы не могут не волновать воспитателя, принимающего новую группу детей. 'ЛЛервые дни работы педагога с новой группой самые трудные: он не всегда может безошибочно определить способы воздействия на каждого ребенка, да и дети еще не привыкли к нему. Педагог изучает своих питомцев, постоянно размышляет о них. А они? Они тоже изучают его. И если, например, общительный Коля утром неохотно идет в группу, если Света и Андрей лишь в редких случаях j обращаются за помощью, то это потому, что они еще не прониклись ; доверием и уважением к новому воспитателю. Наблюдательный педагог, умеющий всматриваться в каждого ребенка и понимать мотивы его поведения, быстрее постигает особенности своих питомцев. Уже к концу первой недели он многое j знает о них. Например, Антон уравновешен, исполнителен, деловит, смышлен, хороший организатор игр; Гриша подвижен, любознателен; Вова своенравен, непослушен, драчлив; в Тане уживаются доброта и дерзость, отзывчивость и упрямство. Одни сразу как бы заявляют о себе: с нами будет трудно. Другие незаметны, но и они — проблема для воспитателя: заглянешь к такому незаметному поглубже в душу и раскроешь целый мир противоречий! Третьи — дисциплинированные, организованные, деловитые. Это — будущее ядро детского общества, на которое сможет опереться воспитатель в создании детского коллектива: Но какими бы разными они ни были, всем им требуется внимание, ласка, теплота воспитателя. Установление контакта с детьми во многом зависит от того, сумеет ли педагог вызвать у детей расположение, доверие, симпатию. Вдумчивый воспитатель не раз мысленно обращается к себе с вопросами: «Все ли сегодня было так, как надо, не обойден ли вниманием кто-то из воспитанников? Почему не все слышат мои указания? Смогла ли я наполнить жизнь детей полезным содержанием?» От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности. Такое общение создает наилучшие условия для оптимального влияния педагога на своих воспитанников1.
|