Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С утра до вечера 1 страница






Прием детей — начало рабочего дня воспи­тателя. Как насыщен этот промежуток времени самыми разно­образными делами! Педагог осуществляет одновременно сложные разноплановые задачи: принимает детей, организует игры, руко­водит работой дежурных, встречается с родителями своих воспи­танников.

Казалось бы, прием обычен и постоянен: дети постепенно приходят в группу, включаются в разнообразную деятельность (здесь мы не говорим о первых днях жизни ребенка в детском саду, когда перед педагогом встают особые задачи). Но только умение педагога понять состояние, замыслы, возможные волнения каждого ребенка позволит ему осуществить прием так, чтобы соз­дать у дошкольников бодрое настроение, желание играть и общать­ся со сверстниками.

По тому, как дети раздеваются, разговаривают с родителями, товарищами, воспитатель узнает, кто из них взволнован или спокоен, весел или угрюм, возбужден или вял. Если воспитатель учитывает состояние своих питомцев, понимает причину возбуж­дения отдельных детей, ему нетрудно решить, как обратиться к каждому, что сказать, предложить, посоветовать, чтобы успоко­ить, включить в активную деятельность, исправить настроение.

...Ванюша с утра молчалив, раздражителен. Куда исчезла с его лица приветливая улыбка? Где его резвость, общительность?

И воспитатель, увидев, что ребенок чем-то взволнован, как будто не замечает, что тот не поздоровался с друзьями. Поэтому предложение поздороваться обращено не к Ване, а к детям, находящимся в группе:

— Ребята, вот и Ванюша пришел! Поздоровайтесь с ним!...Оля необычно суетлива сегодня: она дежурная, а прийти пораньше не удалось. Волнуется. Уже с порога слышен ее вопрос:

— Я не опоздала дежурить? Все успею сделать? Прощается с мамой второпях, одежду складывает небрежно.

Левочка вся во власти предстоящих обязанностей. Это учитывает педагог, и напоминание о том, что вещи следует сложить в шкаф аккуратно, звучит очень мягко:

— Не торопись, все успеешь сделать, твои друзья тебе обязательно помогут. Попрощайся с мамой и начинай свои дела.

...Игорь тоже спешит в группу: вчера вместе с товарищами он строил метро. Но, к сожалению, у них не оказалось буквы М. А сегодня он принес эту эмблему, которую вечером смастерил с помощью папы. Игорь явно намерен возобновить игру, и воспи­татель помогает ему рассказать о своем замысле, привлекая к обсуждению вчерашних участников строительства.

...Наташа, войдя в группу, сразу сообщает новость: на стройке, куда они ходили на экскурсию, прибавился еще один этаж.

Это сообщение педагог выслушивает с большим вниманием, включает в разговор детей. И вот уже обсуждается предложение пойти снова всем вместе на стройку.

Теплое слово воспитателя, вопрос, улыбка, шутка, умение выслушать и дать совет, похвалить, обсудить, одобрить, успоко­ить — все это помогает не только наладить деятельность детей, но и решить главную задачу — создать атмосферу доброжела­тельности, доверия, взаимопонимания.

Казалось бы, обращение «Что ты сейчас будешь делать?» обычно. Но если ребенок чувствует неподдельную заинтересован­ность педагога, он доверительно сообщает о своих планах, за­мыслах, обсуждает возникающие вопросы, сомнения, быстрее включается в игры или находит себе место в общей затее. Такие приемы помогают создать в группе обстановку приветливости, уюта, побудить детей к разнообразной деятельности.

Утро детского сада. Педагог осуществляет намеченное в пла­не: проверяет, насколько самостоятельно справляются дежурные со своими обязанностями, помогают ли друг другу.; предлагает Алеше (недавно поступившему в детский сад) поиграть с по­нравившимся конем; упражняет Володю в правильном произно­шении звука «р», используя для этого знакомые скороговорки; советует детям, которые играют в «космодром», использовать дополнительные атрибуты.

За короткими строчками плана скрыты определенные воспи­тательные задачи: формировать ответственное отношение к пору­ченному делу у дежурных, поддерживать интерес детей к совмест­ной деятельности. А сколько решается воспитательных задач, не зафиксированных в плане! Всматриваясь в своих питомцев, педа­гог старается понять, почему Витя играет только с новыми игруш­ками и быстро охладевает к ним (может быть, в этом проявляется неустойчивость интересов, их поверхностный характер или неуме­ние развернуть с ними игру?); почему Аня отдает предпочтение каким-то палочкам, коробочкам, пузырькам, принесенным из дома и всегда хранящимся в кармане (может быть, это желание иметь ' то, чего нет у других детей, чем можно привлечь к себе сверстников или это — необходимые «атрибуты» для игры, которыми она не может поделиться); почему, как только к играющим присоединяет­ся Виталик, сразу вспыхивают ссоры (в этом, конечно, появляет­ся его неумение согласовывать свои интересы с желаниями коллектива, неумение уступить справедливому требованию сверстников).

Педагогу нередко приходится быстро находить нужное реше­ние, и оно будет правильным, если помнить об особенностях ре­бенка (неустойчивость интересов, проявление недоброжелатель­ного отношения к товарищам и пр.), знать о его привязанностях.

Утром педагог встречается с родителями своих воспитанников. Вызвать у них расположение к детскому саду, вселить уверенность в то, что ребенку будет хорошо среди сверстников, что можно спокойно работать, учиться, — эту задачу решает каждый воспи­татель детского сада, отвечая на приветствие родителей, их вопро­сы, интересуясь состоянием их ребенка. Во время приема воспи­татель непременно наблюдает за тем, как его воспитанник расста­ется с мамой, о чем разговаривает с бабушкой, как обращается с просьбой к отцу или старшему брату, насколько внимателен к ним, вежлив со сверстниками, находящимися рядом. Все это поможет педагогу определить задачи на будущее.

Естественно, задача организации детской деятельности не поз­воляет педагогу вести длительные беседы с родителями в то время, и не всегда замечание, совет педагога «на ходу» может удовлетво­рить их. Поэтому, если вопрос родителей, наблюдения за ребенком требуют длительного серьезного разговора, педагог предложит побеседовать вечером, когда его воспитанники уйдут домой, или в другое удобное для них время, когда он не будет занят с детьми.

Несколько иначе начинается день в круглосуточных группах.

...— Доброе утро, — здоровается с малышами воспитатель, входя в спальную комнату, — как спалось, что видели во сне?

Сегодня у нее наготове новая прибаутка:

Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Встала маменька, открыла ставенку: — Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

— Здравствуйте и вы, ребятки!

Улыбка на лице воспитателя, располагающий к общению тон, доброжелательность и особая чуткость к детям — все влияет на создание хорошего, бодрого настроения, обстановки теплоты и уюта. Переходя от кровати к кровати, воспитатель помогает одно­му снять ночную сорочку, другому поправить небрежно надетый тапочек, находит веселое слово для вялого, медлительного ма­лыша.

Жизнерадостное настроение воспитателя передается детям. Они быстрее одеваются, умываются, включаются в игры. Воспи­татель поддерживает общение между детьми, советует, показывает игрушки, напоминает о вчерашних затеях, помогает договориться о распределении ролей.

...В старшей группе дети тоже с нетерпением ждут воспитателя: он обязательно сообщит им какие-нибудь новости, выслушает их рассказы.

Вчера по телевизору рассказывали про пионеров. Сделали онискамейку, поставили на улице и написали: «Отдыхайте наздоровье!» Старичок шел, устал, сел на скамейку, отдохнул, «спа­сибо» сказал. Мама несла на руках малыша. Устала, посидела, тоже «спасибо» сказала.

Потом пионеры опять пришли. Вокруг скамейки вишневые деревца посадили. «Угощайтесь на здоровье!» — написали. Вот как ваши старшие товарищи позаботились о других. Молодцы!

Интересный рассказ о событиях, происходящих за пределами детского сада, в особенности для детей круглосуточной группы, расширяет кругозор, радует, побуждает к разговорам, наполняет

содержанием игры.

И так каждый день воспитатель проявляет мастерство в умении понять настроение своих питомцев, включить их в интересную содержательную деятельность, поддерживая бодрое, положи­тельно-эмоциональное состояние. Он всегда оказывается там, где более всего необходимо его влияние: помогает ребенку спокойно расстаться с родителями, находит справедливое решение в начавшемся между детьми споре, исправляет допущенную кем-либо оп­лошность.

Прием детей окончен. Дальше в режиме дня значатся гимнастика, завтрак, занятия, прогулки и т. д. Каждый из этих элементов важен для формирования у детей культурно-гигиенических навы­ков, самостоятельности, организованности, культуры поведения в коллективе сверстников трудолюбия и многого другого. Педагог понимает, что, когда он проводит завтрак или гимнастику, готовит детей ко сну или помогает им одеваться, он не только выполняет требования режима (накормить детей, уложить их вовремя спать, провести прогулку указанной длительности), но и осуществляет задачи всестороннего воспитания. В этом проявляется комплекс­ность и непрерывность воспитательного процесса.

Выполняя требования режима, воспитатель стремится не до­пускать отклонений во времени. Но это не должно приводить к постоянному поторапливанию детей. Ведь поспешность не даст возможности закончить начатую игру или убрать за собой, завер­шить задуманную постройку или привести в порядок использован­ный инструмент. Разве можно в таких условиях воспитывать целеустремленность, волю, выдержку, терпение?

Учитывая особенности детей группы, педагог начинает подготавливать их к переходу от одного элемента режима к другому заранее. Например, минут за десять до завтрака предлагает наи­более медлительным детям заканчивать игры, убирать игрушки и идти умываться. Он знает, что этим детям нужно побольше времени, чтобы реализовать в игре свой замысел, что им понадобится помощь взрослого (напомнить, куда поставить ту или иную игрушку, посоветовать продолжить игру на прогулке, проконтролировать их действия в умывальной комнате). Исполнительным, организованным детям, которые быстро выполняют распоряжения, можно дать возможность еще немного поиграть. И чтобы детям это*был(ясно, педагог говорит:

— Ира, Нина и Алеша смогут чуть задержаться, чтобы за­кончить игру. Они всегда, быстро складывают игрушки и не шалят и умывальной комнате. А тебе, Никита, придется уже сейчас заканчивать игру. Тебе надо садиться за стол первому, чтобы успеть вместе со всеми закончить завтрак.

Такое замечание помогает ребенку понять, почему ему прихо­дится расстаться с игрой раньше, а значит, и постараться пере­строиться.

Воздействуя на того или иного ребенка, педагог учитывает и его индивидуальные особенности, и деятельность, которой тот занят.

...Четырехлетний Коля бережно берется за уздечку, ласково гладит коня и везет его по ковру. Но...

— Дети, пора за стол. Идем мыть руки.

У Коли чуть слезы не брызнули из глаз: не успел совсем поиграть. Уже несколько раз воспитатель напомнил всем, что пора складывать игрушки, что пора мыть руки, а Коля никак не может расстаться с понравившимся красавцем. Конечно, нелегко педагог у в такой ситуации сдержать свое нетерпение и добиться выпол­нения ребенком распоряжения. Ведь он стремится вовремя посадитьза стол всех детей и особенно Колю, который так медленно ест. Казалось бы, очень просто найти выход: забрать у ребенка игрушку и отвести его в умывальную комнату. Но воспитатель сдерживает свое нетерпение: он понимает, почему обычно послуш­ным, спокойный Коля стал вдруг таким упрямым.

— Какой заботливый хозяин у лошадки! — говорит педагог, подходя к мальчику.— И напоил ее, и колеса почистил! Теперь поставь в конюшню, да не забудь дать ей корм. Пока будешь завтракать, и лошадка поест.

А за завтраком воспитатель напоминает Коле, что лошадка ждет своего хозяина, и это побуждает ребенка не отвлекаться во _ время еды. Так воспитатель добивается сразу решения нескольких задач: и побуждает ребенка выполнить распоряжение, и поддержи­вает его игру, и вызывает желание не задерживаться за столом. Чтобы не нарушать режим, следует индивидуализировать его выполнение. Так, Свету можно (и даже нужно) поднимать после дневного сна чуть позже других, так как она недавно переболела, а Надю, наоборот, чуть пораньше, потому что она долго одевается. Колю и Игоря целесообразно предупреждать заранее о смене дея­тельности, так как Игорь с трудом переключается с одного занятия на другое, а Коля очень медленно ест, и нужно, чтобы он один из первых шел мыть руки.

Организуя постепенный переход от одного элемента режима к другому, педагог решает разные задачи: одного ребенка учит доводить дело до конца (прежде чем начинать игру, тщательно застелить постель; одеваясь — проверить свой внешний вид и т. д.), другого — убирать за собой, третьего — подчиняться! принятым правилам поведения, а каждого — быть предупредительным и доброжелательным.

Постепенность при осуществлении режима помогает устранить утомительные для детей очереди и ожидания, позволяет каждому ребенку выполнять общий режим в темпе, соответствующем его!

особенностям. Если же воспитатель постоянно задерживает детей, предлагая подождать опаздывающих (пока оденется Надя, пока уберет игрушки Игорь, закончит завтрак Коля и пр.), то все они томятся в ожидании. Это раздражает детей, лишает их возможности целесообразно и продуктивно использовать время, располагает к шалостям или пустому времяпрепровождению. В таких условиях дети либо постоянно ждут, либо торопятся, механически

выполняют распоряжения воспитателя и устают от постоянно™ напряжения. У них не формируется чувство времени, умение pacпорядиться им целесообразно, самостоятельно находить для себя занятия.

3 а в т рак. Обед. Ужин. Воспитатель стремится создав спокойную обстановку за столом. Не делая частых замечаний, он воздействует на детей, опираясь на положительные примеры, напоминает правила поведения за столом, формирует культурно-гигиенические навыки. Чаще всего он обращается к кому-либо из детей вполголоса, чтобы не отвлекать всю группу. Он выясняет, почем! ребенок ест вяло, неохотно; обращает внимание на тех, который спешат, едят быстро, но крайне неаккуратно; успокаивает возбужденных, уговаривает отдельных детей, отказывающихся ест непривычное блюдо.

Допустимы ли отклонения от общепринятых правил в процессе руководства детьми? Можно ли, к примеру, потребовать, чтобы Света доела свою порцию, а Пете разрешить оставить на тарелке часть гарнира? Однозначного ответа дать нельзя, ибо много зави­сит от причин, которые приходится всякий раз учитывать, прини­мая то или иное решение. Так, например, Светлану, которая избалована в семье излишним вниманием, следует убедить в том, что надо поступать так, как все ее товарищи. Предъявление этого же требования Пете, недавно поступившему в детский сад и еще не освоившемуся в группе, может снизить его общее положительно-эмоциональное состояние. И потому воспитательница как будто не видит гарнир, оставшийся на Петиной тарелке. Но как быть, если на педагога устремлены глаза детей с вопросом: почему Пете можно не доедать?

Отступая от общих правил, педагог разъясняет детям: — Петя новенький, еще не привык к детскому саду. Но я уверена, что и он, как все вы, скоро научится съедать все до конца.

При таком разъяснении все убеждаются в справедливости решения педагога. Теперь воспитанники понимают, что являются примером для новичка. Для Пети же создается перспектива: п дальнейшем он должен учиться поступать как все. И если в сле­дующий раз Петя, преодолевая нежелание, доедает новое непривычное блюдо, это не остается незамеченным, и педагог поддержи­вает его улыбкой одобрения.

С проведением завтрака, обеда, ужина связано формирование культурно-гигиенических навыков. Однако для успешного и своевременного их воспитания необходимо соблюдать постоянство it условиях. Педагог учитывает, что существует прямая связь между сервировкой стола и воспитанием привычек пользования ложкой, вилкой, салфеткой. И, приучая, например, детей класть Косточки из компота в блюдце, он всякий раз, когда бывает компот, проверяет, поданы ли блюдца и ложки, а воспитывая у детей привычку пользоваться салфеткой, он добивается, чтобы салфетки Лили на столе во время завтрака, обеда и ужина.

Условия должны быть постоянными, а методические приемы, «которые использует педагог, необходимо менять.

«Будем умываться», — говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и Шик вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблю­дением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждо­дневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И воспитатель постепенно предоставляет им все Вольте самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, — убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда пе­дагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выпол­нять установленные правила, только тогда у них формируются ус­тойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые ус­ловия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.

Но правильная организация умывания — это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в стар­ших группах): старший дошкольник может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспи­тывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверст­ников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и пове­сить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурно­го, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.

Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения I в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого Я он использует разные ситуации.

...На стол подали тарелку с хлебом или вазу с яблоками. Среди кусков хлеба одна горбушка, пользующаяся особой любовью у детей, а в вазе одно яблоко наиболее румяное. Кому из детей они достанутся? Ведь приглянувшаяся горбушка может стать либо ] предметом раздора, либо послужить примером, на котором воспитатель сумеет разъяснить, как следует поступить. Оставите наиболее привлекательное для других далеко не просто малышу дома как раз ему, самому маленькому, отдают лучшее. Кая поступает в таких случаях педагог?

— Сегодня румяное яблоко на Катю смотрит. Оно тоже радуется, что Катюша стала есть быстрее и аккуратнее, — говорив воспитатель, ставя на стол вазу с яблоками и предупреждая тем самым попытку некоторых ребят взять лучшее, хотя для этого ин пришлось" бы тянуться через весь стол.— А в следующий pal самое красивое яблоко, наверно, на Володю будет смотреть ил еще на кого-нибудь. На всех по очереди.

Так дети усваивают правило, данное воспитателем в полуигр вой форме: с общей тарелки следует брать тот кусок, который лежит ближе всех. А через некоторое время в подобной ситуации они сами начинают руководствоваться им: «Надо брать то, которое на тебя «глядит», т. е. находится близко».

Конечно, игровые приемы уместны в работе с малышами, у которых еще только начинают складываться первые навыки жизни в коллективе сверстников. У старших детей уже есть опыт организации собственного поведения в подобных ситуациях, по­этому, если ребенок поступает неправильно (тянет к себе всю тарелку, пытается выбрать из-под кусочков хлеба горбушку и пр.), более целесообразно использовать моральные оценки: «Нескромно, невежливо так поступать».

Педагог формирует у детей внимательное, предупредительное отношение к сверстникам. Например, приучает детей подать това­рищу тарелку с хлебом, к которой тот не может дотянуться, встать из-за стола, чтобы пропустить его на место (если ему не­удобно пройти), приподнять ложки, сложенные на тарелке, чтобы другому ребенку было удобнее поставить свою, и т. д. При этом взрослый разъясняет, почему так следует поступать, побуждает детей самих проявлять уважение к товарищам, к дежурным, ко­торые трудятся для всех, помогают взрослым. Направить взаимо­отношения детей с дежурными, подсказать поступки, в которых проявляется желание помочь, — одна из задач педагога. И от него не ускользает, поблагодарил ли ребенок своего сверстника за по­данное блюдо, посторонился ли, чтобы ему было удобнее взять со стола пустую тарелку, предложил ли кто-либо дежурному помощь, если тот своевременно не справляется со своими обязанностями.

Педагог организует работу дежурных так, чтобы она сочета­лась с самообслуживанием. Выходя из-за стола, каждый ребенок должен задвинуть за собой стул, поставить свою тарелку на другие, сложенные на середине стола, перенести чашку с блюдцем в моечную и т. д. Однако это не следует понимать так, что обед целиком организуется по принципу самообслуживания, и дети неоднократно встают из-за стола, чтобы взять второе блюдо или отнести тарелку из-под первого. Подобная организация вносит беспорядок, создает ненужный шум. Разумное сочетание работы дежурного с самообслуживанием каждого позволяет формировать у первых заботливое отношение к сверстникам, а у вторых — умение убирать за собой.

Важная задача, которая должна решаться во время еды, — вос­питание уважения к хлебу. Это уважение не появляется у ребенка само собой. Дома его приучают есть все с хлебом. А если ребенок нехочет? Он пытается спрятать хлеб в карман, с тем чтобы потом выбросить или незаметно положить под тарелку. Чтобы не до­пустить что-либо подобное, педагог уже в младшей группе начина­ет приучать детей бережно относиться к хлебу. Он следит, чтобы хлеб к столу всегда был нарезан маленькими кусочками: пусть ребенок, если захочет, возьмет еще, но не оставляет недоеденное; внушает детям, что крошить, портить хлеб нельзя; предлагает им собрать крошки, чтобы покормить зимующих птиц. А старшим до­школьникам нужно объяснить, что хлеб — это результат огромного груда и относиться к нему нужно очень бережно. Сочетание разъяснений педагога с формированием опыта поведения поможет воспитать у детей уважительное отношение к труду хлебороба.

Воспитатель регулирует поведение детей за столом, создает определенный настрой. К месту сказанная реплика не отвлекает от еды, но помогает заметить то, на что ребенок бы сам не обратил внимания. При подаче блюд воспитатель иногда замечает:

— Какой пудинг красивый! Румяный, пышный, наверное, очень

вкусный!

— Ну и борщ сегодня! В нем и капуста, и картошка, и горошек!

А от свеклы борщ покраснел, стал нарядный. Это Мария Павловна

о нас так заботится..»

И слова, и тон, и улыбка — все повышает аппетит у детей. В то же время дети замечают выраженное в этих словах уважение к труду повара, понимают, что в приготовленное блюдо вложен

немалый труд.

Но вот другая ситуация.

— Ребята, подготовьтесь к занятию, — обращается педагог к детям. Его серьезный деловой тон, подчеркивающий важность и значимость этой деятельности, уже создает соответствующее настроение, побуждает поскорее убрать игрушки, привести себя

в порядок.

Место занятий в режиме детского сада, их длительность

четко определены, примерная последовательность предусматри­вает смену детской деятельности. Так, занятие по формированию математических представлений, требующее от детей большого ум­ственного напряжения, сменяется физкультурным, позволяющим обеспечить большую двигательную активность; за чтением сказки следует рисование, лепка или конструирование. Однако важно не только обеспечить определенную длительность занятия и смену деятельности, но и заполнить каждую минуту, когда дети напря­женно работают, стремятся выполнять задания, четко отвечать на заданный вопрос. При таких условиях на разных занятиях педа­гог решает общие задачи: формирует у детей необходимые умения и навыки, развивает умственную активность, воспитывает нрав­ственно-волевые качества, готовит к учебной деятельности в

школе.

А как поступает педагог, если намеченное программное содержание выполнено намного раньше или, наоборот, дети не справились с заданием в указанное время? Безусловно, сокращать продолжительность занятия неправомерно, ибо необходимо развивать способность к умственному напряжению в течение определенного времени. Поэтому у педагога должны быть в запасе дополни­тельные задания, которые можно предложить детям. Так, после чтения рассказа и беседы по его содержанию можно использо­вать оставшееся время для дополнительных вопросов (например, спросить детей, кому какое место рассказа больше понравилось) или для речевой работы; после лепки медвежонка посоветовать детям сделать для него мисочку и т. д.

Руководя деятельностью детей на занятии, воспитатель дает советы, указания, порой делает замечания, оценивает работу или

ответ ребенка. И немаловажное значение имеет характер этих оце­нок и советов для поддержания у детей уверенности в своих воз­можностях, формирования представлений о необходимости качест­венно выполнять задания, сохранения на занятии доброжелатель­ной положительно-эмоциональной атмосферы.

— Молодец, Максим, — ласково обращается педагог к своему воспитаннику.— Ты внимательно слушал мое объяснение, ста­рался, когда рисовал кончиком кисти волнистую линию, не спешил. Узор у тебя получился аккуратный, красивый.

В таком обращении присутствует и отношение педагога к ре­бенку, порадовавшего его своей работой, и положительная оценка его деятельности. И Максим, и вся группа видят образец, которому надо следовать. Такие положительные оценки должен получать

каждый ребенок.

Но как быть педагогу, если у ребенка дело не ладится, знаний или умений не хватает, а предлагаемые вопросы, задания не

вызывают интереса?

В таких ситуациях педагог использует другой прием, например предлагает повторить вопрос. Ребенок это делает четко, достаточно громко, с правильной интонацией.

— Как хорошо обратился с вопросом Миша! Ни словечка не: 1абыл, говорил громко, все его услышали. И теперь смогут по­думать и ответить.

Такое поощрение, хотя в нем и не содержится оценки знаний, оказывает достаточно сильное воздействие на дошкольника, у ко­торого по каким-либо причинам недостаточен уровень знаний: оно вызывает у ребенка желание и дальше быть более активным, участвовать в общей работе. А это в свою очередь побуждает I его быть более внимательным к дальнейшим вопросам педагога, мобилизовывать усилия для выполнения его указаний.

— Как хорошо, что мы все вместе рассмотрели картину! Каждый сумел найти на ней то, на что другие ребята не обратили внимания. Значит, вы помогли друг другу, и теперь ваши рассказы 1 будут полнее и интереснее, — подводит итог ответам детей педагог. В таком обращении оценивается другая особенность занятий — их коллективный характер1. И если задача поставлена перед детьми как общая, то тогда участие каждого есть забота об общем результате, стремление вложить долю своего труда для достиже­ния успеха всей группой. При таком подходе к деятельности детей появляются новые поводы для поощрений: каждый самый незна­чительный ответ может получить положительную оценку. Конечно, Воспитатель предложит сначала ответить детям менее активным, с недостаточным уровнем знаний, так как первые вопросы сравни­тельно легкие и будут им «по плечу». И наоборот, сдержит нетерпениепение активного, хорошо усваивающего программу ребенка, так как эти вопросы не потребуют от него достаточного напряжения, усилий. Ему надо дать задание посложнее.

Так, учитывая содержание занятий, воспитатель сможет диф­ференцированно подойти к детям, чтобы обеспечить равные усло­вия деятельности для детей с разным уровнем знаний, умений,

навыков.

Затянувшееся занятие или закончившееся раньше времени тре­бует глубокого анализа: почему программное содержание не вы­полнено в срок? Велик или мал объем? Достаточно ли четким было объяснение? и т. д. Такой анализ поможет скорректировать сле­дующие занятия, избежать перегрузки детей в дальнейшем.

В режиме дня отводится время для организации самостоя­тельной деятельности детей, ив первую очередь для игры. Чем более четко руководит воспитатель режимом, тем больше времени оказывается в распоряжении детей для игр и занятий по замыслам1. А если режим организован нечетко, если допускаются срывы (то одевание на прогулку затянулось, то подъем после дневного сна задержался), то более всего оказывается ущемлен­ной именно самостоятельная деятельность детей.

Получит ли ребенок удовлетворение от игр и занятий, сможет ли завершить начатое дело, во многом зависит от того, насколько удобное время он выбрал для выполнения своего замысла. Ясно, что, начав рисовать за пять минут до выхода на прогулку, он ] будет заниматься второпях, без достаточного обдумывания. А если он торопится, то делает не так старательно или вообще оставляет работу незаконченной. Воспитатель разъясняет детям, что, например, для игр с крупным строительным материалом самое удобное время после дневного сна: и старую постройку можно разобрать, и на сооружение новой времени хватит. Рассматривать книги, играть в настольно-печатные игры между занятиями не следует — лучше организовать подвижную игру, хоровод, использовать кег­ли, кольцеброс, бильбоке, а то и поиграть с мячом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал