Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С утра до вечера 5 страница
...Вероника уже с утра с книжкой в руках. Ее влечет в книжный уголок. Там она с удовольствием наводит порядок, перебирает картинки, альбомы. К ней подходят двое. Теперь они вместе рассматривают картинки в книге и слушают объяснения девочки. Утро у Вероники чаще всего проходит именно так, лишь изредка она наблюдает за обитателями природного уголка или рукодельничает для кукол. ...Новенькая Алена предпочитает игру в куклы. Обычно играет одна. Сюжет незамысловат, ниже возрастных возможностей — это игра в дочки-матери. Вместе с дочкой ходит в гости, водит ее в детский сад. ...Володю всегда можно видеть за конструктором. Здесь его фантазия неисчерпаема. И чего только он не сооружает: самолеты, подъемный кран, грузовики!.. Если что-то не ладигся, никогда не бросит начатое. Он знает марки машин, названия самолетов. Но вот к книгам равнодушен: еще ни разу не видел его воспитатель с книгой, хотя чтение он слушает внимательно. ...А вот и Марина. Сегодня она пришла позже обычного. Как всегда, приветливо здоровается. В руках пакетик, и воспитатель знает, что его содержимое предназначено для птиц или белки. Сейчас девочка подойдет и попросит разрешения помо> -ь дежурным по уголку природы. Воспитатель не ошибся: Марина так и поступает. Она долго наблюдает за своими любимцами, корми: - их: и даже разговаривает с ними. Но убирать и чистить клетку, вэльер... это она предоставляет делать другим. Даже когда она дежурит, то и тогда не прочь уклониться от этой работы. 79 Какие же выводы делает педагог в результате наблюдений? Какие возникают задачи в развитии интересов детей? У Вероники, Володи, Марины имеются определенные интересы: первая любит книги, второй увлекается конструктивной деятельностью, третья — обитателями уголка природы. Однако Володя, например, равнодушен к книге, а Марина не любит трудиться. Как восполнить эти пробелы, опираясь на имеющиеся у детей интересы? Чтобы создать у мальчика желание заглядывать в уголок книги, воспитатель решает поместить туда журналы с, иллюстрациями машин, самолетов: надо полагать, что это не оставит его равнодушным и он почаще станет общаться с книголюбами. Можно предложить ему собирать дома марки, открытки, чтобы сделать из ния альбом для детского сада. Когда ребята будут наводить порядок на книжной полке, «лечить» книги, надо будет привлечь и Володю, попутно побеседовать с ним о наиболее понравившихся ему книгах. Выработке трудолюбия у Марины поможет интерес к обитателям уголка природы: воспитатель постарается поставить ее переД необходимостью трудиться ради своих любимцев. А для этого прежде всего разъясняет: — Белке, птицам, рыбам нужен не только корм, но и чисто-. та — от этого зависит их жизнь. Они будут здоровы и веселы, если ухожены и сыты. В подкрепление к сказанному использует случай из жизни в группе: — Помнишь, мы вовремя не полили филокактус'и он стал увядать? Вот так и животные начинают болеть, если о них не забо-; тятся. Чем объяснить ограниченность интересов Алены? Оказывается,, до сих пор она находилась с бабушкой и была лишена общества сверстников, а круг ее интересов ограничивался рамками домаш-] него очага. Отсюда и примитивный, однообразный сюжет игр. Ко нечно, необходимо расширять круг ее впечатлений, создавая инте рее к событиям, происходящим в группе и за ее пределами, почащй давать ей поручения, побольше разговаривать с ней, вовлекать в коллективные игры. ...У Сережи еще нет сколько-нибудь сформировавшихся инте ресов: то, что привлекает его внимание, с тем он и пытается играть! Вызвать у него стремление к полезной деятельности, вовлечь в об«щие дела группы — первостепенная задача. Как этого добиваете^ воспитатель? ...В группе новый аквариум и все необходимое по уходу за рыбами. Ребята столпились возле него, по-разному выражая удоволь» ствие от предстоящего новоселья рыб. Один Сережа без особого внимания отнесся к этому событию. — Подумаешь — аквариум! Лучше бы что-нибудь другоИ Мальчик издали посматривал на ребят, которые заряжали аква* риум. Воспитатель сказал, обращаясь к Сереже: — Помнишь, ты спрашивал вчера, как вода поднимается вверх 80. *
на девятый этаж? Подойди к нам поближе — увидишь и поймешь. И вот изумленный Сережа становится участником эксперимента, наглядно подтверждающего объяснения воспитателя: ведро с -водой — это водонапорная башня, сифон — водопроводная труба, аквариум — дом, куда подается вода. Башня выше дома, и потому вода поступает под напором на любой этаж. Так мальчик получает ответ на свой вопрос. Ему даже дают подержать сифон, и он видит, когда вода переходит из ведра в аквариум, а когда нет. В следующий раз, когда снова меняют воду в аквариуме, Сережа оказывается возле воспитателя. Если раньше он не замечал этой работы, то теперь внимательно наблюдает за всем происходящим и даже пытается помогать. Конечно, пока его привлекает лишь техническая сторона дела — действие с сифоном. Но, может быть, в дальнейшем удастся вызвать интерес у ребенка и к обитателям аквариума? И вот воспитатель находит решение. На Сережину просьбу допустить его помогать воспитатель замечает: — С удовольствием разрешила бы, но боюсь тебе доверить: ты пока еще не знаешь, как обращаться с рыбами. Ведь в прошлый раз мы наливали воду в пустой аквариум, а теперь в нем рыбы, и здесь нужна осторожность. Мальчик проявляет настойчивость: — А если я научусь? Вот как раз на это и рассчитывал педагог! — Тогда внимательно смотри... А в следующий раз будешь ты делать. В ожидании следующего раза мальчик то и дело подходит к.аквариуму: не замутнела ли вода, как там живется рыбам, не пора ли менять воду? Теперь аквариум с его обитателями постоянно привлекает внимание мальчика. Он то и дело напоминает воспитателю об обещанном. Обещание, конечно, выполняется. Сереже предоставляется | возможность действовать самому. Воспитатель отмечает его старание, при этом обращает внимание на то, как хорошо стало рыбки м в чистой, прозрачной воде, доверяет мальчику насыпать корм I кормушку. На следующий день педагог не забывает спросить у Сережи: — Как там рыбки поживают? Пойди посмотри: если хорошо себя чувствуют, — значит, ты сделал все правильно. А заодно Посмотри, чисто ли в вольере у белки. Для того чтобы интерес у ребенка не ослабевал и расширял-|'н, воспитатель находит для него все новые поручения и задания, снизанные с жизнью обитателей уголка природы. На прогулках И жскурсиях предлагает найти необычный осенний лист, камушек, цинику, чтобы эту находку поместить в уголок природы. Он привле-Инст Сережу что-то рассмотреть, понаблюдать, старается лишний |)и i расспросить его о том, что видел, что подметил. Сережа, ты не обратил внимания, когда шел утром в детский
|