Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитатель заботится о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности.
Вначале он побуждает детей к общению с собой. Например, говорит: «Хочешь, я тебе расскажу...» Ребенок молчит, а затем, заинтересовавшись занимательным рассказом, начинает улыбаться, кивает головой, вставляет одно-два слова. В другой раз воспитатель предлагает: «Теперь ты расскажи мне...» Или: «Покажи-ка новое платье...» Похвалит, расспросит, ласково улыбнется, погладит малыша. Воспитатель побуждает детей к общению друг с другом: «Коля, Марина и я — все вместе посмотрим...» Здесь уже двое детей под воздействием воспитателя устанавливают контакт между собой. Или: «Пригласи Васю и Павлика, вместе посмотрите новые картинки». У детей возникает желание высказаться по поводу изображенного на картинке. Формирование черт коллективности начинается с объединения детей в интересной игре, вокруг забавной игрушки, увлекательной книжки. Все это радует их, создает общие переживания. Сколько эмоций вызывает у детей игрушка в руках воспитателя! Любимая кукла заговорила с ними!.. Затем они уже сами ее моют, одевают, берут на прогулку. Иногда появляется в гостях у малышей смешной Буратино, рассказывает забавную историю о себе, а затем беседует о том, что дети видели на прогулке, чем занимались, во что играли, кто как вел себя. Но вот Буратино ушел, а разговоры о нем еще долго живут в группе. И театр игрушек, и песня, спетая на прогулке, и собранный из листьев букет, которым ребята украсят группу, побуждают к обмену впечатлениями, содействуют объединению, заставляют тянуться к обществу сверстников. Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. На прогулке Марина сидит поодаль от играющих и наблюдает за ними. Воспитатель говорит девочкам: «Ей одной, наверное, скучно. Спросите ее, не хочет ли она поиграть вместе с вами». Маленький ребенок еще не способен замечать внутреннее состояние своего товарища. Воспитатель подсказывает детям, как проявить внимание, сочувствие: «Возьми заводного слоника и покажи новенькой Кате, пусть не скучает», «Коля ушибся, помоги ому встать, отряхни костюм». По мере взросления детей их подводят к умению самостоятельно руководствоваться правилами: если видишь, кому-то больно — утешь; если новичок грустит о маме, о доме — отвлеки его интересными делами; если у твоего товарища что-то не получается — помоги, подскажи, посоветуй, не будь равнодушным к его переживаниям. С этой целью воспитатель учит детей присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих: «Узнай у Володи, почему он сегодня невесел», «Спроси у Наташи, вернулась ли из больницы ее бабушка», «Не забудь у Валиной мамы узнать, как чувствует себя Валя, придет ли в детский сад к празднику».
|