Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие трудолюбия у старших дошкольников должно быть неразрывно связано с формированием общественных мотивов труда, желания приносить пользу людям.






Общественной мотивацией должна быть пропитана и органи­зация дежурств. Когда дети накрывают на стол, воспитатель формирует у них желание трудиться ради других, заботиться о сверстниках. Он вводит правила, разъясняющие суть ответствен­ного отношения к своим обязанностям: «Ты обязан и потому не можешь заняться чем-либо более интересным для себя», «Ты ра­ботаешь ради коллектива, в котором живешь, в котором действует правило: один за всех — все за одного».

Для педагога важно и то, выполнили ли дети самостоятельно весь объем работы, насколько прилежны были в процессе деятель­ности, как относились к сверстникам и как проявляли себя по отношению друг к другу: видели ли затруднения партнера, совето­вались ли, договаривались или ссорились, жаловались.

Если педагог оценивает работу детей только с точки зрения

 

ее качества, то его оценки звучат примерно так: «Ровно положили ложки», «Красиво нарезали салфетки», «Аккуратно налили краску в розетки» и пр. Такие оценки правильны, но в них отсутствует самое главное: оценка отношения к работе, к коллективу. И потому воспитатель в своих суждениях по поводу работы дежурных обязательно должен отметить, как они отнеслись к просьбе това­рища, няни, насколько были дружны между собой.

Например: «Сегодня наши дежурные вместе с няней хорошо потрудились, обо всех позаботились. Вот поэтому все с аппетитом пообедали! Спасибо вам, мои помощники!» Или: «Наш Сережа отлично дежурил, был вежлив с детьми, внимателен, замечал, кому что надо подать». Или: «Хорошо, что дежурный был особен­но внимателен к новенькой Леночке, подал ей завтрак самой первой и пожелал приятного аппетита. Вот Лена и сумела за­кончить вместе со всеми». Или: «Как старательно работали дежурные! Все к занятию приготовили вовремя. Можно сразу начинать» и т. д.

В процессе руководства работой дежурных от воспитателя не ускользает ни одна мелочь. Например, дежурный-новичок выбрал •для себя чашку с особым узором. Можно, конечно, расценить это как детскую непосредственность, которая побуждает ребенка руко­водствоваться не столько разумом, сколько чувствами. Но не про­явление ли это все-таки эгоизма, желания взять себе всегда луч­шее? И если это так, то не следует упускать момента, чтобы побу­дить ребенка отказаться от облюбованного для себя ради справед­ливого решения: сначала всем, а потом себе. Такие эпизоды не единичны, и каждый из них требует раздумья и правильного решения. Быть внимательным к подобным случаям, тактично исправлять ребенка — задача педагога.

Постоянно заботясь о создании в группе трудовой атмосферы, педагог понимает, что устойчивое положительное отношение к труду можно воспитать у детей только в тесной связи с семьей, когда дома создаются примерно такие же условия: ребенок имеет постоянные обязанности, связанные с самооблуживанием, под­держанием порядка в своем игровом уголке, выполняет поруче­ния старших, все члены семьи объединяются вокруг общих дел, непременным участником которых становится и дошкольник.

Наблюдая за детьми, педагог отмечает, насколько семья про­должает работу детского сада по трудовому воспитанию, и в беседе с членами семьи дает консультации с учетом особенностей их ребенка. Воспитатель советует родителям, как, учитывая воз-раст ребенка, условия семьи, руководить трудовым воспитанием дошкольника; разъясняет методы формирования положительного отношения к труду, самоорганизации, ответственности. В старших группах педагог побуждает детей к делам, ведущим мотивом которых становится «Сделаем для всех», «Порадуем своим трудом других». А необходимость в полезных делах возникает постоянно: то возле песочного дворика надо расчистить удобное место для

«Играйте, малыши!

хранения игрушек, то выполоть сорняки на грядках, то восстано­вить порядок в кукольном хозяйстве.

Педагог своим примером трудолюбия и занятости создает у детей соответствующее настроение, формирует стремление к полезной деятельности. Дети часто видят, что оч — инициатор добрых дел.

...Ребята окружили свою воспитательницу. Зачем она принесла такую длинную рейку? Что она собирается делать?

— Вижу беспорядок у нас на участке: некуда повесить кофту, рубашку, приходится класть их на лавочку. Это неудобно. Сделаю вешалку, одежда не будет мяться.

Охотников помочь находится немало: размечают расстояние между крючками, подают гвозди. Здесь же созревает решение: сделать такую вешалку и для малышей.

...Каждый день, идя в лес, старшие дети перепрыгивают через канавку. Это вызывает удовольствие: и нетрудно, и интересно. Но вот педагог ставит перед ними вопрос: а как здесь перебираются малыши? Дети предполагают: наверное, их переносят, они малень­кие, сами не смогут перепрыгнуть. Тогда воспитатель заставляет их задуматься: «Легко ли это воспитательнице?»

И созревает решение: соорудить мостик для малышей! Все вместе обсуждают, как сделать, чтобы он был прочнее, удобнее. Все вместе идут к столяру дяде Пете с просьбой. Помогают ему во всем: и дощечки отмеряют, и гвозди подают, и стружки убирают.

Через несколько дней мост готов и установлен с помощью взрослых. Педагог предлагает своим воспитанникам посмотреть, как теперь малыши станут перебираться через канавку. Заметят ли мостик? Дети наблюдают, с каким восторгом малыши шагают по мосту. А добрые слова воспитателя малышей, адресованные «неизвестным и скромным строителям», вызывают радость у стар­ших. Так воспитатель дает возможность почувствовать детям удовлетворение от участия в труде. А' это служит стимулом для дальнейших добрых дел: то они соберут корзиночку ягод для заболевшего товарища, то вымоют игрушки малышам.

Так на практике дети познают: труд приносит радость. Мотив — быть полезным для других — начинает занимать все более значи­тельное место в жизни старшего дошкольника. Трудовая направ­ленность постепенно приобретает общественный характер: «сделаем для малышей, для другой группы, для другого детского сада, для своей будущей школы».

И воспитатель старших групп стремится сделать так, чтобы труд на общую пользу был постоянным. Он договаривается с вос­питателями младшей, средней групп о том, что могут сделать его воспитанники для них.

— Ребята, — обращается воспитательница младшей группы к старшим дошкольникам, — я узнала, что у вас работает мастерская добрых дел. Можете вы мне помочь?

Мои малыши еще не умеют стирать кукольное белье. Не могли бы вы это сделать? Или:

— Мне надо научить детей наклеивать кружочки — бусы на новогоднюю гирлянду. Но одной мне не вырезать так много кружочков. Я прошу вас помочь мне.

Педагог учит детей, как можно стать полезным для других: «Будем готовить сказку и покажем ее другой группе. Поможем взрослым сделать декорации и костюмы», «Соберем цветочные семена и пошлем их в другой детский сад, где еще нет таких цветов», «Сделаем закладки для книг и отдадим в школьную библиотеку», «Вырастите комнатные растения и возьмете их в школу».

Все это рождает инициативу, пробуждает желание быть по­лезным, воспитывает трудолюбие.

Наша советская действительность насыщена примерами ком-мунистическо/о отношения к труду. И задача педагога — донести до детей смысл и значение трудового патриотизма взрослых, приобщить детей к окружающей жизни, вызвать страстное жела­ние быть похожими на советских тружеников. В решении этой задачи первостепенное место занимает ознакомление де­тей с трудом людей. Наблюдения за трудом взрослых помогают детям осмыслить его необходимость и общественную значимость, увидеть примеры отношения" людей к своей работе^ характер взаимоотношений, основанных на уважении к окружа­ющим, взаимной заботе и помощи.

Естественно, дети прежде всего обратят внимание на изменение вещей в процессе труда (доска была неровная, шершавая — стала гладкой, блестящей; стена была грязная — стала нарядной, красивой и т. д.). На основе таких первых впечатлений воспитатель подводит детей к пониманию значимости труда и отношения взрослых к нему, проявления ими высоких нравственных качеств: «Николай Иванович чисто подмел дорожки, нигде листьев не оста­лось. Как приятно по ним идти! Заботливый Николай Иванович, старательный!» Или: «Хорошо поработали строители. Порадовали новоселов удобными квартирами!»

Постепенно дети начинают понимать, в каких конкретных по­ступках выражаются такие нравственные качества, как трудо­любие, ответственное отношение к порученному делу.

Воспитатель находит время и повод, чтобы побеседовать с детьми о труде их родителей, высоко оценить его, вызвать желание узнать побольше об особенностях работы мамы или дедушки, других членов семьи. А затем поддержит завязавшийся разговор между детьми и подведет итог: «все работы хороши», «работа всякого нужна одинаково».

Воспитатель обращает внимание детей и на труд взрослых в семье. Так, например, перед выходным днем напоминает: «Вы не забудете помочь маме, когда она будет готовить обед?», или: «Наверно, вы вместе с бабушкой будете убирать комнату*, или: «Если папа пойдет в магазин, предложите ему помочь донести продукты» и т. д.

В повседневном общении с детьми немало моментов, когда естественно может возникнуть разговор о домашних делах членов семьи. И тогда у старших дошкольников воспитатель спросит:

— В семье дома все заботятся друг о друге. А какие дела тебе поручают мама, папа? А что ты делаешь каждый день для! папы, мамы, сестренки (братишки)?

Конечно, если педагог поместит на стенде для родителей советы о том, какие трудовые поручения доступны детям и могут стать их обязанностью, то семья будет больше вовлекать их в общий труд, и ответы детей станут разнообразнее, отражая расширение содержания их деятельности в семье.

Большое воспитательное значение имеет и включение детей в труд взрослых. Участие старших дошкольников и совместных делах со взрослыми поможет им почувствовать удовлетворение от причастности к коллективной работе, проник­нуться пафосом трудового порыва. И если дошкольникам недоступ­но участие в труде взрослых за пределами детского сада, то вполне посильна их помощь внутри его.

Сажают деревья на участке детского сада, пусть дети помогут нзрослым: подержат стволы, подадут колышки, заровняют землю, польют молодые посадки.

Готовите спортивную площадку — пусть ребята помогут разметить ее, очистить от камней.

97 Высаживаете рассаду — пусть ваши воспитанники аккуратно

принесут ее, польют.

Трудятся родители на субботнике по благоустройству участ­ка — организуйте и детей. Пусть растущий человек чувствует себя участником общего полезного дела.

Коммунистические субботники. Разве это не удивительный пример солидарности, который может оказать сильное влияние на формирование трудовой направленности детей, если приобщить их к общему трудовому*подъему?!

...Приближается день всенародного субботника. Педагог 1 стремится создать у детей соответствующее настроение, правиль-, ное отношение к предстоящему событию: читает рассказ об участии ] Владимира Ильича Ленина в первом субботнике, объясняет детям 1 смысл этого слова, значение всенародного движения.

Все чаще и чаще дети говорят о приближающемся субботнике, I спрашивая у воспитателя: «Скоро ли все люди выйдут приводить I в порядок город?» Один вспоминает о плакате, который рассмотрел j по дороге в детский сад, другой делится впечатлениями о том, как | папа и мама готовятся к субботнику, третий рассказывает, что по I телевизору была передача о подготовке ко Всесоюзному суббот- 1 нику. Появляются и такие сообщения:

— Моя мама вчера вечером рукавицы шила. Это она на суббот- I ник готовилась. И себе сшила, и своим товарищам. Они будут I городской сквер расчищать.

— Меня завтра поздно заберут домой, потому что все работать 1 будут на субботнике: и папа, и мама, и даже дедушка.

Воспитатель обобщает эти высказывания:

— Сейчас вся страна готовится к субботнику, каждый будет! трудиться для того, чтобы наряднее стали наши города и села.1 В нашем детском саду тоже будет субботник. Все воспитатели,! няни, повара решили в этот день расчистить участок, окопать! деревья, убрать мусор, покрасить беседки. А вы тоже, наверное,! хотите поработать вместе с нами?

И на восторженное «да, да!» предлагает подумать, кто чтД будет делать, чтобы участок детского сада украшал улицу, радовал! своим нарядом тех, кто проходит здесь.

А в день субботника дети, озабоченные и гордые оказанным им! доверием, помогают взрослым. Пусть их доля еще очень невелика,! зато насколько она значительна для нравственного воспитания!! Как важно, что ребенок чувствует себя участником дел взрослых.1 Он с гордостью сообщает: «И я участвовал в субботнике. Я работал! вместе со взрослыми!» А самое главное — он проникся пафосоЛ

коллективного труда.

Так педагог идет к главной цели в трудовом воспитании до«школьников — закладывает основы, которые помогут нашим! воспитанникам стать в будущем достойными членами рабочих! коллективов.

ВОСПИТЫВАТЬ КОЛЛЕКТИВИСТОВ

Общество сверстников — необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, занимать­ся, достигать поставленной цели.

Мы видим в нашем воспитаннике будущего коллективиста. «В нашей стране, — говорил Антон Семенович Макаренко, — толь­ко тот человек будет полноценным, потребности и желания кото­рого есть потребности и желания коллективиста»'. Ему, пока еще маленькому человеку, в дальнейшем предстоит жить и трудиться и коллективе — в школе, в институте, на производстве. Будет ли он хорошим товарищем или эгоистом, как он станет относиться к своим обязанностям, к окружающим, станет ли он строить отно­шения с людьми с позиций собственного «я», «мое» или «мы», «паше» — над этими вопросами уже сейчас думает педагог.

Понятие коллектив по отношению к детям дошкольного воз­раста своеобразно. В период дошкольного детства еще только начинают складываться некоторые черты коллективности в про­цессе совместного общения детей — в играх, труде, занятиях. «Воспитатель... формирует в процессе целенаправленного педа­гогического воздействия те навыки и привычки поведения, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимо­отношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма. Поэтому так важно, особен­но в старшем дошкольном возрасте, придать отношениям детей со и (рослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы»2.

С чего начинается воспитание у ребенка коллективизма? Каковы пути и средства формирования умения дружно жить, и рать, заниматься?

'Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1969, с. 55.

■ ' Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И., Пеньевская Л Л. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного Impacra. M., 1968, с. 3.

 

 

Малыши, только что переступившие порог детского сада, еще не умеют регулировать свои желания и потребности, руководст­вуясь общими интересами. Эти умения формируются в результате повседневного общения детей друг с другом. Сам по себе приход малыша в детский сад уже меняет весь образ его жизни. Здесь он получает много преимуществ, отвечающих его естественному стремлению быть большим, самостоятельным. Он находится в обстановке, максимально отвечающей его интересам и потреб- \ ностям. Если дома он /5ыл лишен общества сверстников, то здесь] находится среди таких же, как он сам. Из самого младшего членя семейного коллектива он становится одним из равных его членов. ]

Однако нельзя не учитывать, что в первые дни пребывани» среди сверстников некоторые дети чувствуют себя одиноко: нет рядом мамы, папы, бабушки; воспитательница для новичка покг еще «чужая тетя», а дети... Они тоже «чужие». Они еще не умеют договариваться, участвовать в совместных играх, уступать, делиться.

Если в семье на правах маленького он был предметом посто­янного внимания, любви, ласки всех взрослых, то здесь он может претендовать на внимание к себе как к одному из многих; в семье как младшему ему уступали, то здесь среди таких же, он, приходится уступать самому; если в семье он один был полно­властным владельцем своих игрушек, то здесь он должен научиться делиться ими или пользоваться совместно; если в семье укла; жизни зачастую подстраивался к его желаниям, то здесь о* действует как все дети, сообразуясь с режимом детского сада. Далеко не просто научиться малышу всему этому. Прежде всегс потому, что новый образ жизни, новые условия, новые способь отношений требуют изменения ранее сложившихся у него привычен и потребностей, что не всегда происходит безболезненно.

Вдумчивый подход к каждому ребенку, пристальное внимание к его внутреннему состоянию дают возможность воспитатели правильно прореагировать на детскую жалобу, огорчение, устра^ нить неудобства, испытываемые малышом в первые дни жизт в детском саду.

Педагог учитывает индивидуальные особенности поведения, несущие на себе отпечаток образа жизни ребенка до поступления его в детский сад. Общительность, дружелюбие или замкнутость, ] потребительские наклонности не могут не сказываться на ег< привыкании к, новым условиям. Так, общительный, дружелюбный! ребенок более контактен, быстрее находит свое место в среде сверстников, чем замкнутый, нелюдимый, избалованный чрез-i. мерным родительским вниманием.

Педагог подмечает, как проявляют себя дети, пришедшие иЯ дома, есть ли у них какие-либо, пусть совсем незначительные, проявления коллективизма.

...Светлана ищет контактов с детьми: то игрушкой пытается* обменяться, то утешает Лену, когда та расстается с мамой

»Как у вас хорошо получается!»

...Сережа и Олег всегда рядом. Хотя играют еще не вместе, но подражают друг другу, пытаются объединяться.

...Аленка всегда одна и на прогулке, и в группе, детей и вос­питателя сторонится. Ей всегда нравится именно та игрушка, с которой занимается сосед. Отнять, замахнуться — для нее дело обычное.

...Костя ни на шаг не отходит от воспитателя, попытки занять его увлекательной игрушкой не имеют успеха. Чуть что — бежит с плачем к педагогу.

О чем говорит поведение этих детей?

У Светланы проявляются зачатки коллективизма, выражаю­щиеся в некоторой общительности, умении посочувствовать. Это результат воспитания в семье: девочка имела свои маленькие обязанности, ей предоставляли возможность проявлять заботу о близких.

Сережа и Олег чувствуют себя в среде сверстников спокойно, уверенно. И это понятно: первый опыт совместной жизни с детьми они уже получили в яслях.

А вот у Аленки и Кости еще нет опыта общения со сверстни­ками. Но девочка не чувствует себя среди детей скованно, а маль­чик пока что переживает много неудобств. Ясно, что подход к ним не может быть одинаков: у одного ребенка следует сглажи­вать агрессивные проявления, вырабатывая дружелюбие, привет­ливость, другого — побуждать к общению с детьми. Такому ребен­ку, как Костя, нужна особая чуткость и ласка, чтобы снять напря­женность, испытываемую им в новой обстановке.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал