Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История германского федерализмаСтр 1 из 7Следующая ⇒
В.И. ВАСИЛЬЕВ Процесс формирования федеративных отношений в Российской Федерации (РФ) в тстоящее время идет противоречиво и непоследовательно. Одни российские полигики критикуют расширяющуюся практику заключения договоров о разграничении юлномочий между федеральным центром и регионами: по их мнению такой подход к ггроительству федеративных отношений подрывает вертикальную систему власти РФ i таит в себе опасность государственной раздробленности. Другие считают, что практика заключения договоров отвечает современным реалиям России1. Эти вопросы были в центре внимания первой всероссийской научно-практической сонференции " Проблемы и перспективы развития российского федерализма", соторая была созвана по инициативе Совета Федерации Федерального Собрания в УГоскве 19-20 января 1998 г. Ее итоги показывают, что в настоящее время ведется юиск такой модели федеративных отношений, которая смогла бы обеспечить госледовательное преодоление еще сохраняющихся противоречий между федеральным и региональным законодательством, признание приоритета социальной сферы •сак важнейшего фактора развития РФ. Такая конструкция призвана не допустить грансформации федеративных отношений в конфедеративные и нейтрализовать троявления унитаризма. В этой связи представляется перспективной высказанная на шнференции идея принятия Федеративного кодекса, который, не подменяя дейст-зующую Конституцию РФ, мог бы определить государственно-правовые гарантии и механизмы обеспечения и укрепления российского федерализма. Осуществляемый научной и политической элитой РФ творческий поиск эффек-гивной модели федерализма предполагает изучение опыта зарубежных стран с федеративным устройством, в частности Германии. Проблемами германского федерализма стали интересоваться в России со второй половины 80-х гг. и, более активно,: началом радикальных изменений в нашей стране и государствах Центральной и Восточной Европы. Эти сюжеты были рассмотрены на семинаре " Федерализм и региональная политика", организованном в Москве 23-24 октября 1997 г. германскими политическими фондами им. К. Аденауэра, Ф. Эберта, Ф. Науманна и X. Зайделя при содействии Государственной Думы Федерального Собрания РФ. О германском федерализме говорилось на второй международной конференции по федерализму, проведенной Советом Европы, Комиссией европейских сообществ, министерствами иностранных дел, по делам национальностей и федеративным отношениям РФ в Москве 16-17 декабря 1997 г. Эти темы обсуждались и на уже упоминавшейся первой всероссийской конференции " Проблемы и перспективы развития российского федерализма". Об опыте германского федерализма часто упоминают федеральные и региональные политики современной России2. Однако в работах российских историков, право- Васильев Виктор Иванович - кандидат исторических наук, заместитель начальника управления международных связей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 1 Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М, 1995; Абдулатипов Р.Г. 2 Конференция по федерализму. Москва, 15-16 февраля 1994 г. Протоколы заседаний. М., 1995. ведов и политологов история германского федерализма рассматривается лишь фрагментарно3. В российской историографии до сих пор нет специальных исследований, посвященных теории федерализма, его роли в становлении германского государства. Это существенный пробел в отечественной германистике, ведь германский федерализм имеет глубокие традиции. За исключением 12 лет унитарно-централистского однопартийного тоталитарного государства нацисгов (1933-1945 гг.) Германия тысячу лет была федералистским образованием. По словам баварского министра по вопросам федерации У. Мэннле, " федерализм - это в определенной степени судьба Германии" 4. РФ и Федеративная Республика Германия (ФРГ) как федеративные демократические республики имеют много общего. В этой связи Чрезвычайный и Полномочный посол ФРГ в России Э.-Й. фон Штудниц отметил, что снова и снова выявляются сходства, анологии и общие проблемы, с которыми сталкиваются государства с федеративным устройством. В Германии, как и в России, в настоящее время ведется полемика о выравнивании финансового положения земель в ФРГ и, соответственно, субъектов федерации в РФ5. Изучение исторического опыта германского федерализма является целью статьи. Важно понять, как шел процесс образования и развития германского федеративного государства, какие исторически сохранившиеся элементы германского федерализма были востребованы в современной ФРГ, насколько эффективен механизм врастания новых федеральных земель (бывшей Германской Демократической Республики -ГДР) в общенациональную инфраструктуру, как идет интеграция объединенной Германии в единую Европу, как федеративное устройство Германии обеспечивает равноправное участие в федерации каждого из 16 ее субъектов: Баварии, Баден-Вюртемберга, Берлина, Бранденбурга, Бремена, Гамбурга, Гессена, Мекленбурга -Передней Померании, Нижней Саксонии, Рейнланд-Пфальца, Саара, Саксонии, Саксонии-Ангальт, Северного Рейна - Вестфалии, Тюрингии и Шлезвиг-Гольштейна.
|