Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священная Римская империя германской нации






Исторические корни германского федерализма уходят в далекое прошлое, во вре­мена раннего средневековья, когда существовали еще не связанные по национальному признаку общины, княжества, герцогства и графства. Затем складывался альянс суверенных феодальных правителей, начинавших осознавать общенациональные политические цели и пытавшихся иногда совместными усилиями их достигать. Еще в XII в. германские короли, в первую очередь Фридрих I Барбаросса, ведя борьбу за власть с Папой Римским и немецкими герцогами и подавляя сопротивление итальянских городов, пытались укрепить созданную в 962 г. Оттоном I Священную Римскую империю германской нации. Германские короли (императоры) вопреки заявлениям о том, что они являлись " собирателями" империи, все больше и больше занимались укреплением власти в своих территориальных владениях. Децентрали­зованная империя, не имевшая единой сильной королевской власти, постепенно превращалась в аморфное конфедеративное образование, состоявшее из княжеств (с княжескими городами), графств и имперских городов, которые обладали значи­тельной самостоятельностью, но формально подчинялись императору. Автономия имперских городов была столь велика, что их статус был сопоставим с положением вольных городов, которыми управляли избранные горожанами муниципальные органы. Власть императора слабела, теряла свое значение, а имперские князья, графы и правители городов стали рассматривать себя в качестве властителей самосто­ятельных территорий27.

Так в Священной Римской империи германской нации сложились предпосылки для формирования конституционного поля с суверенитетом княжеств, имперских и вольных городов, графств. Между империей и территориальными властями возникло неустойчивое равновесие. Это равновесие пытался поддерживать император, а также германский рейхстаг, который наряду с институтом императора считался самым важным центральным государственным органом. По мере политического, социально-экономического и духовного развития Германии в XIII в. стали возникать имперские сословия, из которых в общегерманском рейхстаге были созданы три коллегии: курфюрстов, князей и имперских городов. Черты представительного органа рейхстаг начал обретать в связи с реформами империи, решение о которых было принято в 1495 г. на заседании рейхстага в г. Вормсе. Решение считалось принятым, если за него проголосовали три коллегии и оно было ратифицировано императором. Рейхстаг в 1497 г. создал и так называемые имперские депутации, которые явились прообразом комитетов и комиссий по вопросам внутренней и внешней политики современного парламента.

Реализация программы реформ привела к созданию другого общегерманского органа - имперского суда, высшей правовой инстанции " первого рейха". Имперский суд, персональный состав которого определялся сословиями, содержался за счет общегерманских налогов и выполнял свои задачи независимо от императора.

Папский указ " Золотая булла" предписал королю провести первое заседание рейхстага в имперском городе Нюрнберге (Бавария). С 1663 г. рейхстаг постоянно, до ликвидации Наполеоном в 1806 г. Священной Римской империи германской нации, заседал в Регенсбурге (Бавария). На дальнейшем историческом развитии Германии сказалось подписание в 1648 г. Вестфальского мира после завершения Тридца­тилетней войны. Вестфальские трактаты, определившие основные положения им­перской конституции до конца существования Священной Римской империи гер­манской нации, были также попыткой установить религиозно-политическое равно­весие между католицизмом с одной стороны и протестантизмом (евангелической церковью): лютеранской и кальвинистской конфессиями с другой. В результате этого Священная Римская империя германской нации превратилась в весьма свободное объединение отдельных государств. В рамках империи в средние века существовало

27 Прокопьев В.П. История германской государственности X-XVIII вв. Калининград, 1984. 34


около 355 суверенных образований. Таким образом, в новое время государство в Германии формировалось не как единая империя, а на уровне самостоятельных государств. Вестфальский мир позволял руководителям этих государств проводить свою внешнюю политику, включая возможность заключать договоры и союзы с любым иным государством.

Вестфальские трактаты подтверждали суверенитет как реальную государственную власть, которая однако была подчинена власти империи. Это означало, что дейст­венность суверенитета формально была ограничена хрупким имперским законо­дательством, слабыми правами императора и вердиктами имперского суда. Наличие двойной государственной власти правоведы ФРГ классифицируют как избираемую монархию, имевшую черты федерации. В любом случае исследователи " первого рейха" признают государственность как самой империи, так и ее территорий. Они определяют империю как " из государств сформированное государство". Эта дефи­ниция закрепляет два существенных признака государства с федеративным устройст­вом - " подчинение и равноправие" 28. " Федеративность" империи, считают госу-дарствоведы ФРГ, проявилась в ее сословно-государственной структуре. Документы Вестфальского мира закрепили участие рейхстага в делах империи таким образом, что для конституции империи более поздней эпохи было характерно непосредст­венное участие составлявших империю образований в принятии решений центральной власти, а также сохранение специфики бундесрата как представительства входивших в империю государств. Это проявлялось и во внешней форме: сословный рейхстаг напо­минает поздний бундесрат. Со времени своего постоянного заседания в Регенсбурге рейхстаг, как постоянно действующий орган, сохраняя свою структуру в форме сословных представительств, в принципе трансформировался в постоянный конгресс посланников германских князей во главе с императором.

В 1748 г. немецкий государствовед И.А. Мозер писал о том, что Священная Римская империя германской нации обладала бы большим влиянием на всю Европу, если бы ее сословия, прежде всего самые могущественные, были едины в своих усилиях по обеспечению общего блага, а не стремились реализовать корыстные частные интересы. Слабостью Священной Римской империи германской нации были раздробленность империи на сотни малых, почти автономных территориальных владений, противостояние курфюрстов, князей, рыцарей и имперских городов, а также постоянный спор между католической и евангелической частями общества. В отличие от соседских централизованных государств, империя представляла собой свободный союз самостоятельных партикуляристских властей, что не способствовало формированию единой германской нации. Однако можно говорить о существовании в то время зачатков федерализма. Хотя в империи XVII в. отсутствовали центральные исполнительные инстанции и общие постоянные вооруженные силы, ее конститу­ционно-правовое единство было обеспечено работой общегерманского парламента в Регенсбурге и имперского суда. Существовала имперская почта.

Профессор университета в Гёттингене Р. Фирхаус считает, что осуждение сословной политики Германской империи как проявление безоглядного партикуля­ризма было бы антиисторично29. После Тридцатилетней войны сословия германской империи предприняли усилия по ограничению центральной власти императора правовыми методами. Документы Мюнстера и Оснабрюка вошли в историю Европы как международные договоры и " Вечный основной закон" империи, и в таком качестве как существенный источник конституционного права Священной Римской империи германской нации. Вестфальский мир закрепил победу сословного принципа над императорским, федеративного - над унитарным. В правовом плане намечалась тенденция развития германской государственной системы в форме конфедерации. Последняя стадия тысячелетнего существования империи оценивается как время

Esche F., Hartmann J. Handbuch der deutschen Bundesliinder. Bonn, 1990, S. 25. Vierzig Jahre Bundesrat, S. 31.

2* 35


отсутствия динамики в ее развитии, как торжество партикуляризма. В то же время существует и иная точка зрения, согласно которой империя и ее институты играли большую роль в качестве опоры сословности в отдельных германских государствах, и были бастионами против негативных проявлений местного абсолютизма, а общеим­перские учреждения сохраняли мир внутри империи и в Европе. В 1756 г. Ж.-Ж. Руссо констатировал, что европейская система государства сохраняется и не разрушается прежде всего благодаря дипломатическим переговорам. Но он отмечал, наряду с этим, и другую причину, а именно существование в центре Европы германской империи. Она " из самого сердца Европы держит в узде прочие державы и возможно обеспе­чивает безопасность других больше, чем собственную". Несмотря на несовершенство конституции империи, равновесие в Европе не могло быть нарушено до тех пор, пока империя существует, считал великий французский мыслитель30. Это было время классического просвещенного абсолютизма. Такие государства как Бавария, Бран-денбург (позднее Пруссия), Саксония и Ганновер превратились в самостоятельные центры власти, на дальнейшую судьбу которых оказала влияние эпоха наполео­новских войн.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал