Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Священная Римская империя германской нации
Исторические корни германского федерализма уходят в далекое прошлое, во времена раннего средневековья, когда существовали еще не связанные по национальному признаку общины, княжества, герцогства и графства. Затем складывался альянс суверенных феодальных правителей, начинавших осознавать общенациональные политические цели и пытавшихся иногда совместными усилиями их достигать. Еще в XII в. германские короли, в первую очередь Фридрих I Барбаросса, ведя борьбу за власть с Папой Римским и немецкими герцогами и подавляя сопротивление итальянских городов, пытались укрепить созданную в 962 г. Оттоном I Священную Римскую империю германской нации. Германские короли (императоры) вопреки заявлениям о том, что они являлись " собирателями" империи, все больше и больше занимались укреплением власти в своих территориальных владениях. Децентрализованная империя, не имевшая единой сильной королевской власти, постепенно превращалась в аморфное конфедеративное образование, состоявшее из княжеств (с княжескими городами), графств и имперских городов, которые обладали значительной самостоятельностью, но формально подчинялись императору. Автономия имперских городов была столь велика, что их статус был сопоставим с положением вольных городов, которыми управляли избранные горожанами муниципальные органы. Власть императора слабела, теряла свое значение, а имперские князья, графы и правители городов стали рассматривать себя в качестве властителей самостоятельных территорий27. Так в Священной Римской империи германской нации сложились предпосылки для формирования конституционного поля с суверенитетом княжеств, имперских и вольных городов, графств. Между империей и территориальными властями возникло неустойчивое равновесие. Это равновесие пытался поддерживать император, а также германский рейхстаг, который наряду с институтом императора считался самым важным центральным государственным органом. По мере политического, социально-экономического и духовного развития Германии в XIII в. стали возникать имперские сословия, из которых в общегерманском рейхстаге были созданы три коллегии: курфюрстов, князей и имперских городов. Черты представительного органа рейхстаг начал обретать в связи с реформами империи, решение о которых было принято в 1495 г. на заседании рейхстага в г. Вормсе. Решение считалось принятым, если за него проголосовали три коллегии и оно было ратифицировано императором. Рейхстаг в 1497 г. создал и так называемые имперские депутации, которые явились прообразом комитетов и комиссий по вопросам внутренней и внешней политики современного парламента. Реализация программы реформ привела к созданию другого общегерманского органа - имперского суда, высшей правовой инстанции " первого рейха". Имперский суд, персональный состав которого определялся сословиями, содержался за счет общегерманских налогов и выполнял свои задачи независимо от императора. Папский указ " Золотая булла" предписал королю провести первое заседание рейхстага в имперском городе Нюрнберге (Бавария). С 1663 г. рейхстаг постоянно, до ликвидации Наполеоном в 1806 г. Священной Римской империи германской нации, заседал в Регенсбурге (Бавария). На дальнейшем историческом развитии Германии сказалось подписание в 1648 г. Вестфальского мира после завершения Тридцатилетней войны. Вестфальские трактаты, определившие основные положения имперской конституции до конца существования Священной Римской империи германской нации, были также попыткой установить религиозно-политическое равновесие между католицизмом с одной стороны и протестантизмом (евангелической церковью): лютеранской и кальвинистской конфессиями с другой. В результате этого Священная Римская империя германской нации превратилась в весьма свободное объединение отдельных государств. В рамках империи в средние века существовало 27 Прокопьев В.П. История германской государственности X-XVIII вв. Калининград, 1984. 34 около 355 суверенных образований. Таким образом, в новое время государство в Германии формировалось не как единая империя, а на уровне самостоятельных государств. Вестфальский мир позволял руководителям этих государств проводить свою внешнюю политику, включая возможность заключать договоры и союзы с любым иным государством. Вестфальские трактаты подтверждали суверенитет как реальную государственную власть, которая однако была подчинена власти империи. Это означало, что действенность суверенитета формально была ограничена хрупким имперским законодательством, слабыми правами императора и вердиктами имперского суда. Наличие двойной государственной власти правоведы ФРГ классифицируют как избираемую монархию, имевшую черты федерации. В любом случае исследователи " первого рейха" признают государственность как самой империи, так и ее территорий. Они определяют империю как " из государств сформированное государство". Эта дефиниция закрепляет два существенных признака государства с федеративным устройством - " подчинение и равноправие" 28. " Федеративность" империи, считают госу-дарствоведы ФРГ, проявилась в ее сословно-государственной структуре. Документы Вестфальского мира закрепили участие рейхстага в делах империи таким образом, что для конституции империи более поздней эпохи было характерно непосредственное участие составлявших империю образований в принятии решений центральной власти, а также сохранение специфики бундесрата как представительства входивших в империю государств. Это проявлялось и во внешней форме: сословный рейхстаг напоминает поздний бундесрат. Со времени своего постоянного заседания в Регенсбурге рейхстаг, как постоянно действующий орган, сохраняя свою структуру в форме сословных представительств, в принципе трансформировался в постоянный конгресс посланников германских князей во главе с императором. В 1748 г. немецкий государствовед И.А. Мозер писал о том, что Священная Римская империя германской нации обладала бы большим влиянием на всю Европу, если бы ее сословия, прежде всего самые могущественные, были едины в своих усилиях по обеспечению общего блага, а не стремились реализовать корыстные частные интересы. Слабостью Священной Римской империи германской нации были раздробленность империи на сотни малых, почти автономных территориальных владений, противостояние курфюрстов, князей, рыцарей и имперских городов, а также постоянный спор между католической и евангелической частями общества. В отличие от соседских централизованных государств, империя представляла собой свободный союз самостоятельных партикуляристских властей, что не способствовало формированию единой германской нации. Однако можно говорить о существовании в то время зачатков федерализма. Хотя в империи XVII в. отсутствовали центральные исполнительные инстанции и общие постоянные вооруженные силы, ее конституционно-правовое единство было обеспечено работой общегерманского парламента в Регенсбурге и имперского суда. Существовала имперская почта. Профессор университета в Гёттингене Р. Фирхаус считает, что осуждение сословной политики Германской империи как проявление безоглядного партикуляризма было бы антиисторично29. После Тридцатилетней войны сословия германской империи предприняли усилия по ограничению центральной власти императора правовыми методами. Документы Мюнстера и Оснабрюка вошли в историю Европы как международные договоры и " Вечный основной закон" империи, и в таком качестве как существенный источник конституционного права Священной Римской империи германской нации. Вестфальский мир закрепил победу сословного принципа над императорским, федеративного - над унитарным. В правовом плане намечалась тенденция развития германской государственной системы в форме конфедерации. Последняя стадия тысячелетнего существования империи оценивается как время Esche F., Hartmann J. Handbuch der deutschen Bundesliinder. Bonn, 1990, S. 25. Vierzig Jahre Bundesrat, S. 31. 2* 35 отсутствия динамики в ее развитии, как торжество партикуляризма. В то же время существует и иная точка зрения, согласно которой империя и ее институты играли большую роль в качестве опоры сословности в отдельных германских государствах, и были бастионами против негативных проявлений местного абсолютизма, а общеимперские учреждения сохраняли мир внутри империи и в Европе. В 1756 г. Ж.-Ж. Руссо констатировал, что европейская система государства сохраняется и не разрушается прежде всего благодаря дипломатическим переговорам. Но он отмечал, наряду с этим, и другую причину, а именно существование в центре Европы германской империи. Она " из самого сердца Европы держит в узде прочие державы и возможно обеспечивает безопасность других больше, чем собственную". Несмотря на несовершенство конституции империи, равновесие в Европе не могло быть нарушено до тех пор, пока империя существует, считал великий французский мыслитель30. Это было время классического просвещенного абсолютизма. Такие государства как Бавария, Бран-денбург (позднее Пруссия), Саксония и Ганновер превратились в самостоятельные центры власти, на дальнейшую судьбу которых оказала влияние эпоха наполеоновских войн.
|