![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На площади Чапаева
«...Морозный вечер 6 ноября 1932 г., канун 15-летия Великой Ок-гябрьской социалистической революции. На площади Парижских коммунаров... у драматического театра собрались десятки тысяч людей, — гак, следуя свидетельствам очевидцев, описывают авторы книги «Памятники истории и культуры Куйбышевской области» открытие памятника 5 И Чапаеву.— Стоят войска. Играют оркестры. Возле покрытого белым юкрывалом монумента Чапаеву и бойцам его дивизии находятся сомандующий войсками ПриВО комкор И. Ф. Федько, бывший начальник 1апаевской дивизии после гибели В. И. Чапаева комкор И. С. Кутяков, федседатель крайисполкома Г. Т. Полбицын, сын Чапаева — А. В. Чапаев. 5десь же скульптор М. Г. Манизер. Медленно сползает покрывало, I над площадью долго гремит «ура»...»
Площадь имени В. И. Чапаева... Площадь Парижских коммунаров. Раньше, до революции, она была известна самарцам под названием Театральной. В 1887—1888 годах по проекту выдающегося русского зодчего М. Н. Чичагова на высоком берегу Волги прямо над любимым местом отдыха горожан Струковским садом было построено здание го-. родского театра. Место было выбрано очень удобно не только с точки зрения живописного открывающегося отсюда вида на волжские дали. Театр был поставлен в тогдашнем географическом центре города. С аристократическими районами площадь соединяли Дворянская (улица Куйбышева) и Саратовская (улица Фрунзе), из более демократических — «простонародных» жилых кварталов сюда можно было попасть по Николаевской (улица Чапаевская) и Почтовой (улица Рабочая). Надо заметить, и в те далекие годы горожане любили свой театр не меньше, чем сегодняшние жители Куйбышева. Но не только спектаклями, вошедшими в историю русского и советского искусства, знаменит наш театр. Хранят его стены и память о первых днях революционного пробуждения России. 2 марта 1917 года в городском театре на собрании трудящихся был избран первый состав Совета рабочих депутатов, куда вошли и представители от партии большевиков. Параллельно с той же повесткой дня проходили еще два таких собрания: в театре «Олимп» и Общественном собрании. Здание Общественного собрания от театра — через площадь. Оно построено по проекту Д. Вернера в 1914 годуЛ Через пять лет, в 1919-м, тут был организован первый красноармейский клуб, которому после гибели Карла Либкнехта было присвоено его имя. Сейчас в этом здании находится музей истории войск Краснознаменного Приволжского военного округа. Рядом с ним изящная постройка того же времени стиля немецкий модерн —- бывший дом знаменитого на всю Самару владельца пивоваренного завода фон Вакано. Этот особняк, построенный «пивным королем» для своего сына, постигла судьба большинства домов самарских толстосумов: в первые годы Советской власти он был национализирован и заселен нуждающимися в жилье. Скромно глядит на нарядные башенки театра и аккуратно обшитый тесом домик в три окошечка (улица Фрунзе, 173). К взметнувшемуся над площадью вихрю революции он тоже имел самое прямое отношение. Здесь в конце прошлого века жил сосланный в Самару известный народник Николай Степанович Долгов. У Н. С. Долгова, как правило, бывали все ссыльные, поднадзорные и нелегальные, кого судьба забрасывала в отдаленный от столиц волжский город. Заглядывал на огон" ек к старому народнику и состоящий под негласным надзором полиции В. И. Ульянов. В марте 1893 года у Н. С. Долгова познакомился Владимир Ильич с высланным из Казани участником федосеевского кружка Исааком Христофоровичем Лалаянцем, ставшим впоследствии близким другом и верным соратником Ленина по революционной борьбе. Вот как вспоминал об этой встрече сам И. X. Лалаянц: «...Вошел молодой человек лет 22—23-х, не- высокого роста, но очень крепко и основательно сложенный, с русы-, ми, заметно рыжеватыми, особенно на усах и бороде волосами. Передо мной стоял человек с необыкновенно умной и глубоко симпатичной физиономией, как-то сразу располагающий к себе. Это был Ульянов Владимир Ильич». Тогда в ночной самарской тиши надолго затянулась беседа двух молодых людей, горячо мечтавших об освобождении простого народа. Внимал ей и старый народник. Не все было понятно в речах засидевшихся за полночь представителей нового поколения революционной России, но, думается, радостно ему было слушать молодых — значит, не напрасно положил он жизнь свою на алтарь борьбы, пришли те, кто продолжит начатое им и его товарищами... Из дальнейшей биографии Н. С. Долгова известно, что в октябре 1905 года он вошел в Самарский железнодорожный стачечный комитет, в декабре был арестован и сослан в Бугульму. Домик, где жил Н. С. Долгов, сохранился до наших дней без особых изменений. Хотя вид этой части улицы — а мы, собственно, уже вышли с бывшей Театральной площади на старинную самарскую улицу Саратовскую — стал иным еще в предреволюционные -годы. Поднялся почти рядом с ним украшенный богатой резьбой и высокими башнями двухэтажный дом. Это, пожалуй, единственное на сегодняшний день деревянное здание, о котором известно, что построено оно по щербачевскому проекту. А на углу Саратовской и Почтовой появилась резиденция губернатора. В 1.915 году была перенесена она с Алексеевской площади на Театральную во вновь отстроенное здание архитектора П. Шаманского. Изначально дом был двухэтажным, украшенным лепниной по фасаду. В революционном 1917-м губернаторский особняк поменял хозяев — 27 октября, сразу после победы пролетарского восстания в Петрограде, членами избранного накануне ревкома здесь было проведено первое заседание. Председателем на нем был избран В. В. Куйбышев. В 30-е годы здание было надстроено еще двумя этажами, по внешнему виду фасад был приближен к строгому облику новостройки того времени — Дому Красной Армии.
|