![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Здания бывших Русского для внешней торговли и Волжско-Камского банков
мерческий банк. Здание Русского банка было построено в 1914 году по проекту архитектора Балинского. Та же дата — и на фронтоне Коммерческого, выдержанного согласно замыслу архитектора Якунина в традициях греко-римской архитектуры. Сразу после освобождения Самары от белых здание Волжско-Камского банка было занято под губком и горком РКП(б). А месяц спустя, 8 ноября 1918 года, здесь открылся общегородской клуб коммунистов. «Дворец труда» — появилась в первые годы Советской власти надпись и на бывшем Русском банке. Это здание было отдано профсоюзам. Не только своими революционными традициями, но и многими архитектурными памятниками дорога куйбышевцам главная улица города. Застройка бывшей Дворянской была в основном завершена в 10-е годы нашего века. С той поры она приобрела те характерные черты, что сохранила в своем облике и поныне. Творения многих зодчие, работавших в Самаре на рубеже веков, украшают центральную улицу. Но, пожалуй, более всего связано с нею творчество А. А. Щерба-чева (1859—1912), о котором мы уже упоминали. В Самару Александр Александрович Щербачев приехал в 1885 году по приглашению бывшего в то время городским головой П. В. Алабина— это имя также уже встречалось в нашем повествовании. Выпускник Петербургской академии художеств, А. А. Щербачев быстро завоевал себе репутацию талантливого архитектора. Заказы и от го-
родской думы, и частные — от состоятельных людей посыпались в изобилии. Одно из первых зданий Щербачева на Дворянской — городская управа (улица Куйбышева, 48). В 1884 году город приобрел стоявший на этом месте двухэтажный каменный дом, построенный еще в 40-х годах прошлого столетия. В 1889 году по проекту А. Щербачева он был капитально перестроен, стал трехэтажным, более выразительным по отделке фасада. Сейчас здесь находятся жилищно-коммунальные службы города. Хорошо знакомы куйбышевцам и здания кинотеатра «Художественный», государственного банка, средней школы № 15 (улица Куйбышева, 103, 112 и 125). Автором их также является Александр Александрович Ще'рбачев. А всего только на Дворянской домов десять возведено по его проектам. Изящный особняк с выглядывающими из-за деревьев остроконеч-, ными башенками (улица Куйбышева, 139) напоминает своим обликом миниатюрный замок из старинных сказок Шарля Перро. Сейчас уже трудно сказать, то ли заказчику, происходившему из «иноземцев», то " ли самому архитектору пришла идея соорудить во глубине России такой типичный уголок «старушки Европы». Но так или иначе в 1888 году особняк столь непривычных для Самары форм был построен. В советское время в бывшем доме Клодов многие годы располагался детский сад, а сейчас — детская художественная школа. Самое прямое отношение к детям имеет теперь и другое творение Александра Щербачева — бывший особняк губернского предводителя дворянства Наумова (улица Куйбышева, 151), В областном архиве сохранились фотографии, запечатлевшие известного архитектора на строительстве этого дома в 1903—1905 годах. Они подтверждают сведения о том, что автор проекта имел обыкновение самолично руководить ходом постройки. Позволяют также судить о том, что и за восемь с лишним десятилетий здание, в архитектурных формах которого использованы мотивы итальянского ренессанса, не утратило своего первозданного облика. Бывший особняк Наумова, кстати, тоже имеет свою революционную историю. В 1917—1918 годах здесь работал губревком, который возглавлял В. В. Куйбышев, с декабря 1918-го размещался губисполком. А сейчас вот уже много лет хозяева этого дома — куйбышевская детво-ра. Здесь — городской Дворец пионеров и школьников. Поменяло владельцев и соседствующее с ним здание (улица Куйбышева, 153). Построенное в 1912 году по проекту петербургского архитектора А. Гогена как помещение Крестьянского банка, в наши дни оно стало одним из корпусов Куйбышевского политехнического института. Это здание относится к числу архитектурных достопримечательностей улицы Куйбышева — в его художественном решении использованы традиции скандинавской архитектуры. Не лишне тут будет, наверное, упомянуть, что центральная улица города вообще представляет собой своего рода выставку самых различных образцов художественных стилей в зодчестве. Вот, к при-
меру, на пересечении ее с Некрасовской высится строгий силуэт кирхи — бывшей лютеранской церкви. Небезынтересна история ее сооружения. Первоначально предполагалось, что здесь будет католический храм. Известный в середине прошлого века самарский купец Е. Н. Аннаев, сам католик по вероисповеданию, пожертвовал на его строительство необходимые средства. Проект был заказан архитектору Н. Еремееву. Но когда к 1865 году основное здание было вчерне возведено, власти не разрешили открыть в Самаре католическую церковь. Это было своеобразной реакцией на очередные мятежные выступления в Польше, входившей тогда в состав Российской империи. Почти готовое здание было передано лютеранской общине. Завершалось строительство в два этапа: флигели по обеим сторонам кирхи были сооружены в 1875 году, соединяющие их с основным зданием одноэтажные пристрой — в начале 80-х. С тех пор внешний вид кирхи практически не изменился. Построек советского периода на главной улице города немного. Наибблее значительная из них —Дом промышленности (улица Куйбышева, 145). Сооруженное в начале 30-х годов, резко выделяющееся своими лаконичными формами среди колонн, башенок и лепнины бывшей Дворянской улицы, это здание как бы утвердило новую эпоху в градостроительной истории Самары. Автор Дома промышленности — архитектор В. Сухов. В 1960 году здание было реконструировано по проекту А. Моргуна. Сделано это было весьма тактично, чтобы сохранить присущий ему конструктивистский стиль. Но что интересно: контраст между Домом промышленности и окружающей его принципиально иной градостроительной средой совершенно не коробит глаз. И дело тут, видимо, не только в привычке куйбышевцев к его архитектонике. Думается, В. Сухову, а вслед за ним и А. Моргуну таинственным образом удалось совместить несовместимое — найти внутреннюю гармонию нового и старого.
|