Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воздействие государства на рынок через налоги и субсидии
Еще одной формой воздействия государства на рынок является введение налогов и предоставление субсидий. Данная форма является традиционным инструментом государственного вмешательства и не нарушает условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктует цены на товары и физические объемы сделок (покупок). Тем не менее, налоги включаются в цену продаваемого товара, а следовательно, влияют на равновесную цену. Последствия введения налогов для рынка могут быть значительными, особенно это связано с влиянием косвенных (товарных) налогов. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины, акцизы на некоторые виды товаров (бензин, табак, алкогольная продукция и др.). Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. Допустим, государство ввело акцизный налог t в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 11.5). Продавец товара будет вынужден запрашивать за любое количество товара цену, которая больше прежней цены на величину налога. Введение налога вызывает параллельное смещение кривой предложения товара S вверх в положение S1 на величину t. Прежнее равновесие нарушается, и возникает новая точка равновесия E1, которой будет соответствовать новое, уменьшенное равновесное количество Q1, и новая, повышенная равновесная цена P1. Это означает, что покупателю придется платить больше, чем до введения налога, а продавец обязан из продажной цены отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом налога» (та, что реально достанется продавцу) составит только P2, что явно меньше первоначальной равновесной цены PE.
Рис. 11.5. Изменение рыночного равновесия под влиянием товарного налога [3] Цена покупателя P1 будет равна цене продавца плюс ставка налога (P1 = P2 + t). Цена продавца P2 будет равна цене покупателя минус ставка налога (P2 = P1 – t). Разница между ценами P1 и P2 достается государству в виде налога. Сумма налоговых поступлений T будет равна ставке налога, умноженной на число проданных товаров: T = t · Q. На графике налоговые поступления составят величину прямоугольника P2P1E1A, при этом произойдет распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть – продавцы. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения углов наклона линий спроса и предложения, то есть от эластичности спроса и предложения. Если спрос на товар неэластичный, а предложение товара – эластичное, то покупатели несут в бó льшей мере налоговое бремя, чем продавцы. Если спрос на товар эластичный, а предложение товара – неэластичное, то продавцы, наоборот, несут в большей мере налоговое бремя, чем покупатели. Таким образом, в результате введения товарного налога сокращается как объем производства, так и объем потребления товара. Кроме того, покупатели платят более высокую цену, а продавцы получают более низкую цену по сравнению с первоначальной равновесной ценой. Налог ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов. Антиподом налогов являются государственные субсидии или дотации производителю товара. Государство может взять на себя часть затрат производителя, чтобы стимулировать производство некоторых видов товаров. Субсидия (дотация на единицу продукции h) вызывает перемещение кривой предложения товара S вниз в положение S1 на величину h За каждый проданный товар производитель получит доплату h, то есть цена продавца P2 будет равна цене покупателя плюс размер субсидии (P2 = P1 + h). По сравнению с прежней равновесной ценой PE производитель получит ценовую надбавку (P2 – PE). В свою очередь потребители заплатят за товары меньше на (PE – P1), по сравнению с прежней равновесной ценой PE. Цена покупателя P1 будет равна цене продавца минус размер субсидии (P1 = P2 – h).
Рис. 11.6. Изменение рыночного равновесия под влиянием субсидии
Из всей суммы субсидии величина, соответствующая заштрихованному треугольнику BE1E, не достанется ни производителю, ни потребителю. Фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, часть суммы дотации пропадает зря.
|