Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые термины и понятия






Излишек (выигрыш, выгода) потребителя

Излишек (выигрыш, выгода) производителя

Экономический излишек (общественная выгода)

Цена «пола»

Цена «потолка»

Косвенные налоги

Государственные субсидии (дотации) производителю товара

Внешние эффекты (экстерналии)

Положительные внешние эффекты

Отрицательные внешние эффекты

Чисто частное благо

Чисто общественное благо

Доход в рыночной экономике

Функциональное распределение дохода

Персональное распределение дохода

Степень неравенства в распределении доходов

Кривая Лоренца

Коэффициент Джини

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность излишка потребителя?

2. Что показывает излишек производителя и чем определяется его размер?

3. С какой целью государство вмешивается в рыночный процесс?

4. Какие эффекты возникают в случае административного установления цен ниже или выше равновесных цен?

5. Что происходит с рыночным равновесием в случае введения товарного налога или предоставления субсидии?

6. Какими свойствами характеризуется общественное благо?

7. Что происходит в экономике при наличии отрицательного внешнего эффекта?

8. Что происходит в экономике при наличии положительного внешнего эффекта?

9. Что означает распределение дохода в рыночной экономике?

10. Почему распределение национального дохода приводит к неравенству в доходах между членами общества?

11. Объясните, как с помощью кривой Лоренца можно проанализировать степень неравенства в доходах и рассчитать коэффициент Джини?

 


Заключение

При написании пособия авторы стремились к тому, чтобы студенты сумели познать целый мир новых для них категорий и понятий, которые помогут им стать экономически грамотными людьми, как того требуют взаимоотношения людей в рыночной системе хозяйствования. Студенты, освоив экономическую теорию, смогут понять и оценить экономику страны, а также успешно участвовать в реальном ее функционировании.

При изложении учебного материала был использован ряд методических приемов, облегчающих процесс изучения и усвоения. Первый из них связан с тем, что каждая тема предваряется планом с его разбивкой на подтемы и перечнем рекомендуемой литературы, с указанием конкретных тем и подтем, это позволит студенту сразу представить круг рассматриваемых в теме вопросов, значительно сэкономить время для подготовки.

Другой прием основан на выделении в тексте жирным шрифтом или курсивом основных терминов и определений, а также ученых-эконо­ми­стов, которые внесли наиболее заметный вклад в развитие экономической науки. Цель такого приема в том, чтобы усилить и акцентировать внимание на ключевых моментах. Кроме того, это оживляет материал и способствует лучшему его запоминанию.

И, наконец, каждому преподавателю хорошо известно, что студентам свойственно забывать многое из услышанного на лекции. Поэтому каждая тема завершается вопросами для самоконтроля. Это ещё одна возможность осмыслить прочитанный материал с тем, чтобы, с учетом рекомендуемой литературы, восполнить его и успешно подготовиться к практическим занятиям, которые предусмотрены по каждой теме.

Во второй части учебного пособия представлен раздел «Макроэкономика», в котором рассматриваются важные макроэкономические модели развития экономики, основанные на механизмах функционирования рыночной системы и проводимой государственной экономической политики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал