![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направление работы психолога в образовании
1. Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета... 2. Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей: • по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем...; • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата...; • по выявлению детей группы риска (по различным основаниям). Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей... с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними. Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности... осуществляется психологом в форме систематических психологических тренингов... Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержании других-предметов. 3. Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности... с целью: • выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; • определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; • раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; • определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу... администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета... Психологическая диагностика профессионального поведения... осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу... и выполняется в форме многопозиционного анализа... на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи... 4. Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила... или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в... заведении. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы. 5. Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей...; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Далее попробуем прокомментировать содержание данных Документов применительно к работе психолога в дошкольных образовательных учреждениях. В ДОУ любого вида специалист психологической службы работает в должности педагога-психолога. Здесь необходимо сделать грустное примечание: педагоги-психологи не включены в список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА IОбщие положения 1. Педагог-психолог относится к категории специалистов. 2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология»_____________________ (без предъявления требований к стажу работы, стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, свыше 6 лет) или высшее психологическое (педагогическое) образование с дополнительной специальностью «Психология»___________________ (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, от 6 до 10 лет, свыше 10 лет) или_________________ (II, I, высшую) квалификационную категорию. 3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению ____________________________________________________ 4. Педагог-психолог должен знать: 4.1. Конституцию РФ. 4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования. 4.3. Декларацию прав и свобод человека. 4.4. Конвенцию о правах ребенка. 4.5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты. 4.6. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику. 4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики. 4.8. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения. 4.9. Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка. 4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 4.11.________________________________________________________ 5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно_______________ __________________ (директору учреждения; иному должностному лицу) 6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей. 7._____________________________________________________.
|