![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российский университет дружбы народов, Издательство, 2012Стр 1 из 25Следующая ⇒
Е.В. ВАСИЛЬЧЕНКО Курс лекций ЗВУК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Рекомендовано советом УМО в области инновационных междисциплинарных программ при Санкт-Петербургском университете в качестве учебного пособия для студентов вузов по направлению «Искусства и гуманитарные науки»
Москва Российский университет дружбы народов
Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов
Васильченко Е.В. Звук/ в системе культуры. Учебное пособие. М.: РУДН, 2012. – с.
В учебном пособии рассмотрена история изучения музыкальных культур мира. Предложен системный подход к анализу феномена музыкальной культуры как универсальной типологической модели, в сопоставлении с которой отчетливо выявляются общие и специфические черты различных конкретных музыкальных культур. Описываются музыкальные традиции всех социокультурных слоев, дается толкование понятия «музыка» и его интерпретация в различных культурах, изучается онтологический аспект звуко-музыкального сознания, миромоделирующие, символические, семантические и другие уровни музыкальных текстов. Выявляется место звука и музыки в системе экспрессивных средств (танцевальная пластика, поэзия, театр, живопись и др.). Цель учебного пособия – формирование навыков концептуального анализа звуко-музыкальной культуры мировых цивилизаций. Материал позволит студентам научиться самостоятельно разбираться в многочисленных потоках звуко-музыкальной информации, овладеть методами анализа звуко-музыкальных текстов, научиться слушать и понимать музыку не только своей страны, но и других культурных систем, прогнозировать современные тенденции музыкальной культуры и ее социокультурную динамику.
Рекомендовано советом УМО в области инновационных междисциплинарных программ при Санкт-Петербургском университете в качестве учебного пособия для студентов вузов по направлению «Искусства и гуманитарные науки»
© Е.В. Васильченко, 2012 Российский университет дружбы народов, Издательство, 2012
С давних времен в системах образования различных цивилизаций мира знания о звуке/музыке являлись одним из основополагающих компонентов воспитания гармонично развитого человека. К сожалению, современное специальное музыкальное образование, сосредоточенное в консерваториях и институтах искусств, ограничено изучением музыки как феномена искусства и не дает возможности для анализа звуковой культуры различных цивилизаций как многоаспектного явления, поскольку не обладает системой широкой гуманитарной подготовки. Поэтому в странах Европы и в США формирование навыков концептуального анализа звуко-му-зыкальной культуры мировых цивилизаций, изучение их важнейших универсалий и архетипов вот уже более века происходит в системе общего университетского образования (на специальных факультетах и отделениях или в рамках таких дисциплин, как культурная антропология, история искусств, этнография, теория и история культуры и др.). Отрадно отметить, что с начала 1990-х гг. данная тенденция наметилась, наконец, и в России. Цель курса «История и теория музыки: звук/музыка в системе культуры мировых цивилизаций» - формирование навыков концептуального анализа звукомузыкальной культуры мировых цивилизаций. Изучаются важнейшие универсалии и архетипы музыкальной культуры. Осуществляется ознакомление со звукомузыкальными имиджами основных регионов мира. Выделяется материал, который позволит студентам научиться самостоятельно разбираться в многочисленных потоках звукомузыкальной информации, овладеть методами анализа звукомузыкальных текстов, научиться слушать и понимать музыку не только своей страны, но и других культурных систем, овладеть навыками прогнозирования современных тенденций музыкальной культуры и основам ее социокультурной динамики. Для реализации поставленных целей в процессе преподавания курса решаютсяследующие задачи: · Рассматривается история изучения музыкальной культуры как системы, музыкальных традиций мировых цивилизаций, предлагает системный подход во взгляде на феномен звука/музыки как универсальную типологическую модель, способную выступать в качестве “культурного кода” той или иной цивилизации, отражать определенную модель мировосприятия, политико-идеологическое устройство государства, социокультурную специфику этносов. В культурных системах различных цивилизаций выделяются музыкальные традиции всех социокультурных слоев, дается толкование понятия “музыка” и его интерпретация в различных культурах, изучается онтологический аспект звукомузыкального сознания, миромоделирующие, символические и др. уровни музыкальных текстов. Выявляется место звука и музыки в системе экспрессивных средств (танцевальная пластика, поэзия, театр, живопись и др.). Предлагается типология музыкальных культур и анализируются глобальные процессы в развитии музыкальной деятельности человека. Автор предлагает ряд новых подходов в исследовании музыкально-культурного пространства Земли в типологическом сопоставлении как целостных «звуковых портретов» различных региональных цивилизаций, так и отдельных вершинных явлений мировой музыкальной культуры, которые могли бы служить своеобразными звуковыми символами своих музыкальных культур. При этом звук рассматривается как равноправный по отношению к музыке самодостаточный феномен культуры, отражающий цивилизационную специфику и макрокосм бытия. Для нашего учебного пособия мы не случайно выбрали культурологический метод как один из ведущих. Культурологические методы помогают нам преодолеть односторонность чрезмерно замкнувшихся в себе отвлеченных интеллектуальных конструкций, использовать междисциплинарные, сис-темные и комплексные подходы, которые дают возможность рассмотреть явление (факт культуры) одновременно со многих сторон со всеми внутренними и внешними связями, соотношениями и взаимными соответствиями. Учебник отражает более чем двадцатилетний опыт работы автора – ученого-этномузыколога и культуролога, исследователя и преподавателя, а также концертной пианистки, выступавшей во многих странах Азии и Африки, Европы и в США. Материал пособия апробирован в ведущих гуманитарных, технических и музыкальных вузах России и стран СНГ в специальных курсах («Музыкальные культуры мира», «Звук как явление культуры» и др.), а также как дополнение к курсам по теории культуры, истории мировой культуры и отдельных регионов Земли, по истории и теории искусств, по литературе и лингвистике, регионоведению, религиоведению, археологии и этнографии, истории философии и др. С 2001 г. автор возглавляет кафедру теории и истории культуры в Российском университете дружбы народов, руководит разработкой нового образовательного направления «Искусства и гуманитарные науки».
|