Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальная культура как система






 

Понятие «музыка», которое с трудом поддается универсальной научной дефиниции и во многом зависит от культурного контекста конкретной цивилизации, нередко недопустимо расширяется и отождествляется с понятием «музыкальная культура». Отметим особую сложность и многоаспектность понятия музыкальная культура и его известную уникальность в сфере духовной культуры: таких понятий как, например, «литературная культура», «живописная культура» не сложилось, и это не случайно. Для утверждения подобного понятия необходимо наличие целого ряда феноменов, в число которых входит как сам объект искусства, теория искусства и его канон, субъект, создающий (или воспроизводящий) произведение искусства, акт художественной коммуникации, так и материальная база искусства, процесс функционирования конкретного вида искусства, связанный с временным фактором. В случае с музыкальной культурой у нас есть: конкретный вид или жанр музыки (иногда его нотный эквивалент), правила сочинения и исполнения музыки и ее теория, музыканты, музыкальные инструменты, поводы музицирования, календарь музыкальной жизни.

В связи с этим становится понятно, что для полноценного и всестороннего анализа любого музыкального явления необходимо рассматривать его как порождение определенной культурной системы, которая влияет на формирование своеобразного «жизнеобеспечения» («музыкального хозяйства» – как в свое время определил его известный русский музыкальный ученый Б.В. Асафьев) той или иной музыкальной традиции – «музыкальной культуры», которая (по Дж.К. Михайлову) должна рассматриваться как «многоуровневая система, отличающаяся разветвленной структурой, разнообразием механизмов функционирования и целым комплексом составляющих». Иными словами, под музыкальной культуроймы понимаем конкретные звуко-музыкальные образцы вместе со всей окружающей их мощной системой «жизнеобеспечения» – того, что обеспечивает их появление именно в таком, а не ином виде, что помогает затем выживанию этой музыки, ее развитию и функционированию и т. д.

По мнению Дж.К. Михайлова, понятие «музыкальная культура» может быть системно описано при рассмотрении трех основных аспектов: состава музыкальной культуры, ее социальной обусловленности и характера функционирования.

Состав музыкальной культуры включает:

– существующий репертуар музыкальных образцов, который нарабатывает та или иная культура в процессе своего развития;

– запоминание, сохранение и передачу музыкальной тра-диции (типы звуко-музыкальной памяти, фиксации музыкальных текстов, способы их хранения);

– сформулированные принципы производства и воспроизводства музыкальной материи, т. е. существование определенных грамматических норм, которые могут быть зафиксированы письменно или передаваться изустно от учителя к ученику;

– идеологическую и морально-этическую оценку музыки, складывающуюся в определенном социуме (запросы различных типов аудиторий);

– фигуру музыканта-специалиста, непосредственно обес-печивающего реализацию музыкального текста с учетом всех социокультурных типов профессиональных музыкантов, их специализации, социального и профессионального статуса, условий рекрутирования, обучения, половозрастных критериев, организации на уровне школ, системы присвоения рангов внутри школ и на уровне социума; музыкант-композитор и музыкант-исполнитель и т. п.), и музыканта-любителя (как отражение социальных критериев отношения к звуковой культуре в цивилизации и др.);

– материальное обеспечение музыки, включающее все, что необходимо для производства звука: наличие музыкальных инструментов (от самой идеи звукового агрегата до его производства – индивидуального, массового и т. п.) и характер их распространения в культуре, тип «акустической коробки» (от особым образом аранжированного естественного пространства до специально построенного помещения), технические средства фиксации музыки (тип пишущих средств, сорт бумаги, характер оформления текста и др.);

– акт звуко-музыкальной коммуникации (сюда включаются все акции, где звук/музыка выступает как средство коммуникации, – от простейших звуковых сигналов и ритуалов шаманов до филармонического концерта в специально построенном концертном зале), определяющийся временем, поводом и местом музицирования; способы его организации (возникает спонтанно, по желанию одного или многих, специально организуется определенным лицом – менеджером; наличие специального руководства звуковой акцией, например, ведущего ритуал, литургию в храме или дирижера оркестра и т. п.); проблему взаимоотношения «музыкант–слушатель» и др.

Рассмотрим второй важнейший аспект музыкальной культуры – ее социальную обусловленность.

Социальная обусловленность музыкальной культуры предполагает известное соответствие жизнедеятельности социальных структур общества и рассматривается по следующим параметрам:

– социокультурные функции музыки (социально-уста-новленческая, духовно-религиозная, развлекательная);

– степень институционализации музыкальной культуры (определяемая местом и функциями, которыми наделяет музыку общество и связанная с деятельностью по поддержанию музыкальной жизни в целом) и типы специальных институтов (например, придворные музыкальные палаты на Дальнем Востоке, специальные музыкальные школы при императорских дворах и храмах, придворные, храмовые, городские и общинные музыкально-театральные труппы, создание музыкантских каст и кланов);

– «индекс музыкальности» общества и характерный для данного общества статус музыкантства (Дж.К. Михайлов выделяет девять основных типов музыкантов в традиционных обществах Азии и Африки: специалист – потомственный профессионал; традиционно подготовленный профессионал; странствующий музыкант; профессионал сферы культа и ритуала; любитель на профессиональном уровне и др.);

– социокультурные слои музыки (и музыкальной культуры), которые, как отмечает Дж.К. Михайлов, представляют собой «совокупность ее типов, видов и стилей, специфика музыкального текста которых обусловлена их принадлежностью к определенному локусу[2] и выполняемыми ими функциями». Внутри определенной социальной общности создается свой тип музыкальной экспрессии, способы передачи музыкальной информации, характерные виды музыкальных инструментов и вокальные стили и т. п.). Они подразделяются на музыку пяти слоев на основе пяти критериев музыкального текста, также определяемых с культурологической точки зрения (тип экспрессии и степень культивированности звучания, отражающей принятое в данном социальном слое представление о правильности, красоте и т. п.; наличие общего уровня организации музыкального материала – типа музыкального мышления, основанного, например, на принципах раги, макама и т. п.; специфические динамические характеристики, связанные с физиомоторикой – общей пульсацией музыкальной ткани, со спецификой пластики выражения и выражаемые в определенных мелоритмических и метроритмических формулах; символико-семантический уровень; психоэмоциональный аспект).

Социокультурные функции музыки неравноценны по своему значению и формировались в разные исторические периоды. Например, в древности, в условиях ранних классовых обществ, ее функция была прежде всего установленческой, т. е. звуко-музыкальная традиция являлась своеобразным индикатором традиционного уклада жизни общины, иерархии социальных отношений внутри нее, а также этики и ценностных категорий, причем все это носило сакральный характер. В процессе постепенной секуляризации жизни традиционной общины установленческая функция музыки приобретала все более светские черты и стала относиться главным образом к области общегосударственных церемониалов. В то же время более самостоятельное развитие получила духовно-религиоз-ная функция, отражающая как ритуально-церемониальные формы отправления культа, так и более субъективный тип религиозной экспрессии (культовая практика различных сект, молитва как индивидуальное обращение к божеству и т. п.). К XVII–XVIII вв. с развитием городской культуры начинает проявляется еще одна функция музыки – развлекательная, удельный вес которой в процессе эволюции музыкальной культуры становился все большим. Она постепенно вступала в противоречие с установленными в обществе традиционными эстетическими и этическими требованиями не только характером присущей ей музыки, но и самим типом экспрессии. Эта функция, получив распространение практически во всех слоях традиционного общества (от придворной среды до сельской общины и городских низов), стала предъявлять претензии на свою, специфическую церемониальность.

Социокультурные функции музыки отражают также сред-ние показатели музыкальности и музыкальной образованности определенного общества, а также проявляют специфику психоэмоционального воздействия музыки на членов общества. Интересным показателем уровня развития общества является и степень включенности в музыкальную практику профессиональных музыкантов и музыкантов-любителей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал