Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование распределения доходов. Система социальной защиты.






1. Доходы населения: виды и источники формирования. Номинальный и реальный доходы. Совокупный личный доход – это доход от занятости, собственности или трансфертов из других секторов, которые перемещаются в личный сектор экономики. Экономическая литература использует понятие «доход»как превышение стоимости произведенногопродукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте или присвоенную им. Основой образования совокупного личного дохода от всякой экономической деятельности является ВНП на стадии распределения. Интегрирующим показателем всех видов доходов является национальный доход. Существуют разнообразные классификации структуры личных доходов, приведем классификацию по учебнику Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича, С. 590:

Таблица 4 – Структура личных доходов населения

1) Заработная плата и жалованье в денежной и натуральной форме 2) Денежное и натуральное довольствие служащих вооруженных сил 3) отчисления предпринимателей: а) на социальное страхование и т.п. б) на другие цели Доходы от занятости
4) Рента 5) Нетто-процент 6) Дивиденды Доходы от собственности
7) Благотворительность организаций 8) Государственные пособия и другие выплаты Трансфертные доходы

 

Обратим внимание на различие доходов от занятости и доходов от собственности. Доход от собственности – это доход, который приносит сумма сбережений, накопленных на доходы от занятости. В связи с этим, сумму собственности можно определить как богатство. Реализация данного богатства или его части также способна принести отдельному собственнику доход, но в точки зрения общества в целом это является не доходом, а перераспределением дохода от одного собственника другому, прироста ВНП в данном случае нет. Поэтому экономисты предлагают следующее определение: - Доходом в данный период является сумма средств, которую может тратить определенное лицо, не оставляя без изменения стоимость своего богатства.

Величина дохода, оцениваемая в деньгах, представляет номинальный доход.

Сумма товаров, которые можно приобрести на денежный доход, называется реальным доходом.

2. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса. Проблема распределения доходов в экономической теории всегда находилась в центре внимания и выходила за рамки чисто экономической, обуславливая проблемы социологические и политические, – именно на это следует обратить внимание и с этой точки зрения исследовать проблему. Характер распределения обусловлен типом экономической системы. Первоначальное распределение доходов происходит в функциональной форме. Вспомните положение экономической теории, согласно которому каждому фактору производства соответствует определённый тип доходов: труду – заработная плата, земле – рента, капиталу – процент, предпринимательским способностям – прибыль (см. тему 2). Известно, что факторы распределены неравномерно: различен объём дохода с факторов производства, меняется конъюнктура рынка. Обратите внимание на то, что неравенство доходов может быть связано с различием в способностях людей, уровнях образования, профессиональной подготовке, наличием собственности, влиятельности на рынке и т.д. Существует группировка факторов: экономические, демографические, социальные, цивилизационные, политические.

Факторное распределение – не единственное в обществе, существует вторичное распределение, которое осуществляет не рынок, а общество. Оно приводит к формированию располагаемого семейного дохода, который и определяет спрос на потребительские товары и, следовательно, состояние конъюнктуры рынка и занятости.

Для измерения неравенства используется кривая О.М. Лоренца (рис. 35).

Рис. 35. Кривая Лоренца

Линия ОЕ показывает абсолютное неравенство, которое может существовать только гипотетически. Абсолютное неравенство, когда один человек присваивает 100% дохода, показывает фигура ОЕF. Абсолютное неравенство невозможно в обществе, поскольку оно означало бы приостановку рыночного хозяйства, построенного на обмене. Следовательно, реальное распределение может показывать линия ОАВСDЕ, и чем больше эта линия отклоняется от линии ОЕ, тем больше неравенство. Существует показатель, измеряющий степень неравенства в доходах - коэффициент К. Джини:

G= площадь S / Площадь треугольника ОЕF

 

где S – фигура между кривой Лоренца и прямой ОЕ.

3. Уровень жизни и бедность. Совокупные доходы имеют количественную и качественную характеристики. Количественной характеристикой благосостояния является уровень жизни. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает 12 основных групп: 1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики; 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4) жилищные условия; 5) образование и культура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и расходы населения; 8) стоимость жизни и потребительские цены; 9) транспортные средства; 10) организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12) свобода человека.

Качество жизни – это оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей по различным количественным шкалам. Сюда относятся оценки содержательности труда и досуга; уровень комфорта в труде и в быту; качества и модности одежды; качества питания и условий приема пищи; качество жилья, жилой и окружающей среды; функционирование социальных институтов; качество удовлетворения потребности в общении, знаниях, творчестве, общественно-политической активности и т.п.

Обратите внимание на то, что споры вокруг равенства и неравенства в распределении сопровождают всю историю человечества. Общество должно бороться не против неравенства вообще, поскольку неравенство создаёт мотивы к труду и инвестированию, а против бедности. Наличие бедных создаёт в обществе социальную напряженность, а рост их числа – это один из показателей экономического кризиса. Бедной может считаться та семья, чьи основные потребности превышают имеющиеся у неё средства для их удовлетворения. Более определенно под бедностью понимается ситуация, при которой благосостояние личности (семьи) находится ниже определенного уровня, называемого порогом бедности.

В разных странах бедность определяется по-разному. В США под базовыми потребностями понимаются минимальные физиологические затраты на еду, жилье и одежду. Их рассчитывает Администрация социального обеспечения США (АСО) и Бюро цензов Министерства торговли США. В Западной Европе черта бедности определяется как определенный уровень жизни, рассматриваемый большинством населения страны как недостаточный для адекватной жизнедеятельности. Он определяется путем опросов жителей, утверждается парламентом и оглашается правительством.

Подобные противоречия в обществе должна сгладить политика вторичного распределения, задача которой – компенсировать факторную «несправедливость рынка». Для этого создаётся социальная система – учреждения и мероприятия, задача которых – обеспечить человеку достойное существование. Социальная система служит механизмом реализации социальной политики. Цели социальной политики – достижение социальной справедливости, социальный мир и социальная защита, куда входят, например, пенсионное страхование, страхование на случай болезни и безработицы, компенсационные выплаты многодетным гражданам.

4. Государственное регулирование распределения доходов. Система социальной защиты. Во второй половине ХХ века получила развитие концепция социального государства, согласно которой оно несет ответственность за обеспечение достойных условий жизни для его граждан. Суть концепции:

1) признание определяющей роли свободных рыночных отношений, по мере необходимости, регулируемых государством;

2) признание ответственности государства за создание и поддержание условий для эффективной экономической деятельности и разумных распределительных отношений, учитывающих интересы широких слоев населения;

3) поддержка слабозащищенных категорий населения за счет трудоспособных лиц;

4) участие работников в управлении производством и прежде всего в формировании справедливых условий оплаты труда.

Формы государственной помощи: распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, государственные программы по стабилизации доходов. Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям:

1) часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей;

2) проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Например, пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах и др.

3) основная часть выплат, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

Границы и формы участия общества в перераспределении определяются текущим состоянием экономики, уровнем жизни в стране, потребительскими стереотипами, моделями регулирования экономики. Минимальная граница определяется задачами сокращения масштабов бедности, а максимальная – следующими факторами:

· возможностями государственного бюджета;

· размерами налогообложения, но при этом налоги не должны подрывать стимулы владельцев ресурсов;

· размером социальных пособий, которые не должны деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.

Перераспределение может быть прямым (через бюджетные выплаты) и косвенным (через льготы в налогообложении и бесплатные услуги малоимущим).

 

Литература

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. — М.: ИНФРА-М, 2005. — Т. 2, гл. 37.

Курс экономической теории / Под. ред. М.Н. Чепурина. — Киров: АСА, 2007. — Гл. 19.

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2000. — Гл. 28.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чём особенность рыночного распределения?

2. Почему проблема распределения всегда была связана с многочисленными дискуссиями?

3. Предположим, что 6 человек получают доходы в размере соответственно 500, 400, 250, 75, 50 денежных единиц. Постройте кривую Лоренца для 6 человек. Сделайте вывод о неравенстве в распределении доходов.

4. Почему уравнительное распределение в принципе невозможно?

5. Как можно определить границы участия общества в распределении доходов?

6. Почему категория социально ориентированного рыночного хозяйства утвердилась в экономиках развитых стран?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал