Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь основных понятий






“Безбилетник” - тот, кто потребляет благо, но не оплачивает издержки его производства.

“Невидимая рука” - принцип Адама Смита, утверждавшего, что рынок эффективно распределяет ограниченные ресурсы и что стремление каждого человека к личному богатству ведет к богатству всей нации.

“Нормальная прибыль” - средняя прибыль на вложенный капитал.

Абсолютно неэластичный спрос - спрос, при котором на определенное количество товара может быть установлено сколь угодно высокая цена. Кривая спроса - вертикальная линия.

Абсолютно эластичный спрос - спрос, при котором при определенной цене спрос сколь угодно велик. Кривая спроса - горизонтальная линия. Однако, при изменении цены - спрос отсутствует.

Абсолютное преимущество - способность человека, предприятия (фирмы) или страны производить больше данного блага, чем конкуренты при равных ресурсах и одинаковом уровне технологии.

Активы - все ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.

Альтернативная ценность, альтернативные издержки (упущенная выгода) - наиболее ценное из благ (товаров, услуг), которыми пришлось пожертвовать при выборе, т.е. те блага, которые принимавший решение мог бы иметь взамен выбранного.

Бартер - прямой обмен одних товаров на другие без использования денег.

Безналичные денежные средства - суммы, хранящиеся на счетах граждан, фирм и организаций в банках и используемые для расчетов путем изменения записей по счетам.

Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

Бухгалтерская (расчетная) прибыль - разница между валовым доходом и явными валовыми издержками.

Валовый доход фирмы - общая выручка фирмы от реализации товаров. Она равняется произведению цены на количество проданных товаров.

Даровые блага - блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.

Деньги - нечто, принимаемое всеми в обмен на любые товары, способное соизмерять все товары при обмене, способное сохранить и накопить доходы в форме сбережений.

Дефицит - ситуация, в которой при существующей цене величина спроса превышает величину предложения. Появляется, когда существующая цена ниже цены равновесия.

Длительный период - это время, в котором все производственные ресурсы переменны.

Закон предложения - при прочих равных условиях, зависимость между количеством предложения товара и ценой прямая.

Закон спроса - при прочих равных условиях, зависимость между количеством и ценой товара обратная.

Закон убывающей предельной (маржинальной) отдачи - положение, в соответствии с которым при фиксированном объеме факторов для производства дополнительной единицы продукции со временем требуется все больше переменных факторов.

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение.

Заменители (субституты) - товары, по которым рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой, и наоборот.

Заработная плата - доход, получаемый теми, кто предоставляет свою рабочую силу.

Земля- все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства товаров.

Избыток - ситуация, в которой при существующей цене величина предложения превышает величину спроса. Появляется, когда существующая цена выше цены равновесия.

Изменение величины предложения - движение вдоль фиксированной кривой предложения, вызванное изменением в цене товара.

Изменение величины спроса - движение вдоль фиксированной кривой спроса, вызванное изменением в цене товара.

Изменение предложения - сдвиг кривой, вызванный изменением какой-либо из детерминант предложения.

Изменение спроса - сдвиг кривой спроса, вызванный изменением какой-либо детерминант спроса.

Капитал - весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых благ.

Картель - олигополия, при которой существует формальное соглашение о согласовании цен и разделе рынка крупнейшими фирмами. Это позволяет им вести себя как единый монополист.

Командная экономическая система - система, в которой решения о выборе того, что, как и для кого производить, принимают власти, которым принадлежат факторы производства.

Конкуренция - экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ресурсов.

Короткий период - это время, за которое фирма не может изменить свои производственные мощности (они фиксированы).

Кривая Лаффера - кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, с помощью которой выявляется налоговая ставка, позволяющая максимизировать сумму этих налоговых поступлений.

Кривая предложения - графическое изображение соотношения между ценой и величиной предложения товара.

Кривая производственных возможностей - кривая, графически демонстрирующая различные комбинации объемов двух любых товаров, которые могут быть произведены из данного объема ограниченных ресурсов и при данном техническом уровне производства.

Кривая спроса - графическое изображение соотношения между ценой и величиной спроса на товар.

Ликвидность - степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги.

Макроэкономика изучает экономику как единое целое.

Максимизация прибыли - (принцип деятельности фирмы) фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельный доход равняется предельным издержкам.

Маржинальный анализ - изучение влияния на результат небольших изменений.

Микроэкономика изучает функционирование отдельных участников экономических процессов.

Монополистическая конкуренция - рыночная структура, при которой на рынке действует множество фирм, производящих сходный, но не идентичный продукт. Продукция на рынке не является стандартизированной, каждая фирма выпускает нечто особенное, связанное с определенной группой потребителей.

Наличные денежные средства - бумажные деньги и разменная монета.

Неэластичный спрос - спрос, слабо реагирующий на изменение цены товара, т.е. изменение цены на 1% вызывает пропорционально меньшее изменение спроса на товар и показатель эластичности спроса меньше 1.

Неявные (вмененные) издержки - упущенная альтернативная стоимость затраченных ресурсов, в том числе “нормальная прибыль”.

Общая полезность - общая сумма полезности (удовлетворения), получаемая от потребления всех единиц, т.е. всего заданного объема товаров.

Общественный товар - отличается тем, что не конкурирует в потреблении, не может быть поделен, его потребление распространяется на всех, включая тех, кто его не оплачивал.

Ограниченность - фундаментальное утверждение о том, что подавляющая часть имеющихся в распоряжении человечества благ ограничена и все потребности людей не могут быть удовлетворены.

Олигополия - рыночная структура, при которой рынок контролируется несколькими крупными фирмами.

Переменные издержки - издержки, которые меняются вместе с объемом выускаемой продукции.

Полезность - общественное свойство товара удовлетворять потребности.

Политический товар - любой частный или общественный товар, который оплачивается правительством для своих граждан.

Постоянные издержки - издержки, которые не зависят от объемов производства, т.е. не меняются вместе с объемом выпускаемой продукции.

Потребительские ожидания - прогноз о будущих величинах экономических переменных, связанных с интересами потребителей.

Потребности - общий объем благ, которые люди хотели бы получить, если бы не существовало ограниченности.

Предельная выгода (полезность) - дополнительная выгода от предпринятого действия.

Предельные затраты (издержки) - дополнительные издержки от предпринятого действия.

Предельные издержки - прирост валовых издержек при увеличении объема продукции на единицу.

Предельный продукт фактора - прирост объема продукции при увеличении объема переменного фактора на единицу.

Предложение - количество товара, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Предпринимательские способности - услуги, которые способны оказывать обществу люди,

Прибыль - превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.

Прибыль - предпринимательский доход, может принять отрицательное значение, т.е. форму убытка.

Проблема монополизации - проблема, возникающая в следствие недостатка конкуренции на рынке, в следствие чего производители ограничивают производство блага с целью повышения цен на него.

Производительность - объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение определенного периода времени.

Процент - доход, получаемый от предоставления капитального оборудования.

Равновесие потребителя - состояние, при котором структура расходования ограниченного дохода человека позволяет извлечь максимальную общую полезность от процесса потребления.

Равновесное количество - объем товаров и услуг, который уравнивает предельную стоимость последней проданной единицы товара с предельными (альтернативными) издержками ее производства. Стоимость этой последней единицы равна стоимости тех ресурсов, из которых можно получить наилучшую альтернативу.

Рентный доход - доход, получаемый собственниками земли, сырья или недвижимости.

Рынок - 1) механизм, действие, сфера, которые соединяют вместе покупателя и продавца, 2) совокупность актов купли-продажи.

Рыночная экономическая система - основана на том, что факторами производства владеют домашние хозяйства, а система принятия решений передана в основном индивидам и фирмам.

Сеньораж – доход государства от печатания денег в случае монетизации дефицита государственного бюджета.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором часть экономических вопросов решается рынком, а часть - государством.

Собственность - отношение между людьми по поводу владения, распоряжения и использования экономических ресурсов.

Совершенная конкуренция - такой вид рыночной структуры, который предполагает: а) множество фирм на рынке; б) выпуск однородного продукта; в) наличие множества информированных покупателей; г) легкость вхождения на рынок и ухода с рынка. Следствие условий совершенной конкуренции - отдельная фирма не может влиять на рыночную цену.

Сопутствующий товар - товар, по которому рост цены на один из них вызывает снижение спроса на другой, и наоборот.

Специализация - сосредоточение производства у наиболее эффективного производителя.

Спрос - количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

Спрос с единичной эластичностью - спрос при котором, изменение цены равно изменению объема покупок.

Сравнительное преимущество - это способность выполнять работу с наименьшими альтернативными издержками.

Средние издержки - валовые издержки на единицу выпускаемой продукции. Определяются делением валовых издержек на объем выпускаемой продукции.

Средние переменные издержки - переменные издержки на единицу продукции. Изменяются в соответствии с U-образной кривой: сначала снижаются, а затем возрастают.

Средние постоянные издержки - постоянные издержки на единицу продукции. В течение короткого периода устойчиво снижаются при увеличении объема продукции.

Средний продукт фактора - отношение объема произведенной продукции к использованному объему фактора.

Стоимость - денежная сумма, которая уплачена при покупке или получена при продаже определенного объема товаров.

Субъекты (действующие лица) хозяйственной деятельности - люди (домохозяйства), предприятия (фирмы), государство.

Суверенитет потребителя - власть потребителей над рынком, т.е. их способность определять, какие товары и в каком количестве должны быть произведены в рыночной экономике.

Товар - вещь, предназначенная для продажи.

Торговля - добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.

Традиционная экономическая система - система, поведение которой основано на традициях, обычаях, привычках.

Труд - совокупность умственных и физических способностей людей, применяемых в процессе производства товаров.

Условие равновесия потребителя - утверждение, что максимальное удовлетворение потребителя достигается тогда, когда последний рубль, истраченный им на любой из товаров потребительского набора, дает одинаковый прирост общей полезности. В другой формулировке - это утверждение, что максимальное удовлетворение потребителя достигается тогда, когда соотношение предельных полезностей товаров равняется соотношению их цен.

Услуга - товар, особенность которого в том, что момент его производства совпадает с моментом реализации.

Факторы производства - ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

Цена предложения - минимальная цена, по которой производитель может продать товар. Ограничена затратами производителя на производство и реализацию товара.

Цена равновесия (равновесная цена) - цена, при которой величина спроса со стороны покупателя совпадает с величиной предложения со стороны продавцов.

Цена спроса - максимальная цена, которую может оплатить потребитель исходя из своих ограниченных возможностей.

Частная собственность - признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) экономических ресурсов.

Частный товар - отличается 3 главными особенностями: конкурирует в процессе потребления, делим, никто не может быть исключен из процесса его потребления.

Чистая монополия - такой вид рыночной структуры, при которой: а) на рынке действует одна фирма; б) существуют высокие барьеры для вхождения на рынок. Следствие условий монополии - фирма способна воздействовать на рыночную цену.

Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

Экономика - способ организации деятельности людей, направленный на создание необходимых им благ.

Экономическая (чистая) прибыль - разница между валовой выручкой и валовыми издержками, которые включают в себя явные и неявные издержки.

Экономическая система - формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства и 2) типу собственности на экономические ресурсы.

Экономическая теория - общественная наука, исследующая проблему такого использования редких ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Экономическая эффективность - такое состояние, при котором невозможно произвести ни одно изменение не ухудшив при этом положение дел.

Экономические блага - блага, доступные людям в меньшем объеме, чем потребность в них.

Эластичность спроса по цене - мера реагирования изменения величины спроса в ответ на изменение цены, выраженная в процентах.

Эластичный спрос - спрос, гибко реагирующий на изменение цены, т.е. изменение цены на 1% вызывает пропорционально большее изменение спроса на товар и показатель эластичности спроса больше 1.

Эмиссия денег - выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков.

Эффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет в условиях инфляции.

Явные издержки - это издержки, которые очевидны и фиксируются фирмой в бухгалтерских отчетах.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал