Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стр. 167
Е. Б. Вахтангов.— Все на сцене должно быть неожиданным, и реагировать нужно так, как реагируется»1. Иногда студенты понимают общение как необходимость старательно смотреть в глаза друг другу. Надо объяснить им, что общаться можно и не глядя друг на друга, и такое общение бывает очень часто. «Люди стараются всегда общаться с живым духом объекта, а не с его носом, глазами, пуговицами, как это делают актеры на сценох, — писал К. С. Станиславский. Кроме того, общение в жизни обычно протекает легко, без особого напряжения, без излишней старательности, кроме моментов большой опасности или важности. На это нужно обратить внимание студентов, чтобы они постарались с такой же малой затратой энергии общаться на сцене. Общение на сцене должно быть беспрерывным. Еще Щепкин заметил: «Помни, что на сцене нет совершенного молчания... Когда тебе говорят, ты слушаешь, а не молчишь». Но на сцене очень часто актеры, закончив свой текст, не слушают партнера, начинают говорить, Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр.310. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 255. Стр168
только услышав конец реплики партнера. Такое поведение на сцене совершенно неправильно. Необходимо воспринимать то, о чем говорит или что делает партнер, понять, проверить, прав ли он, и затем, в ответ на его мысль, согласиться или отвергнуть ее. Таким образом, в момент речи или физического действия партнера я живу активной внутренней жизнью, ищу решение, как поступить дальше, и чем глубже будет восприятие, тем сильнее затем будет мое воздействие на партнера. «Играть надо не для публики, не для себя, а для партнера», — учит К. С. Станиславский, напоминая о чрезвычайной важности общения в искусстве актера. Основная сила воздействия театра заключена в общении действующих лиц, которое вовлекает зрителя в гущу событий пьесы. Таким образом, крепкая взаимосвязь с партнером является условием, заставляющим зрителя с еще большим интересом следить за развертыванием действия. Этюды на общение с партнером ведутся от лица студента. В них еще нет подхода к перевоплощению, нужно ответить на вопрос: что бы я сделал и как поступил, если бы оказался в таких-то и таких-то предлагаемых обстоятельствах. («Я» в предлагаемых обстоятельствах.) Поэтому выбор тем должен соответствовать жизненному опыту студентов и не ставить их в такие Стр169 обсто ятельства, о которых они ничего не знают или которых не могут охватить своим воображением. Эти этюды, по существу, являются маленькими пьесками, сюжет которых придуман самими студентами или педагогами. Текст в них не установлен и должен родиться сам собой в процессе действия. Это — импровизация, т. е. в этих этюдах не предрешено поведение участников и оно меняется в зависимости от обстоятельств, возникающих тут же на сцене. Все ранее пройденные элементы собираются воедино в этих этюдах и являются основой творческой импровизации. Цель этих этюдов помочь студентам применить все пройденное на практике в процессе сценического действия и общения. «Правильное внутреннее сценическое самочувствие постоянно колеблется и находится в положении балансирующего в воздухе аэроплана, который нужно постоянно направлять... То же происходит и в нашем деле... Допустим, что артист чувствует себя прекрасно на подмостках, во время творчества. Он владеет собой настолько, что может, не выходя из роли, проверять свое самочувствие и разлагать его на составные элементы. Все они работают исправно, друг другу помогая. Но вот происходит легкий вывих, и тотчас же артист «обращает очи внутрь
|