Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи изучения дисциплины






Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский государственный технологический университет»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

Для бакалавров всех направлений очной, заочной и вечерней форм обучения

 

Гуманитарный факультет

 

Кафедра отечественной истории и культурологии

 

 

Красноярск 2013

 

 

Культурология: Методические указания по изучению курса для бакалавров всех направлений очной, заочной и сокращенной форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2013. – 24 с.

 

 

Составитель: доцент кафедры отечественной истории и культурологии

Кульбижеков Виктор Николаевич

 

 

Утверждены на заседании кафедры Отечественной истории и культурологии ________________2013, протокол №

 

 

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013

© В.Н. Кульбижеков, 2013

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Культура – системообразующая основа любого общества. Учебная дисциплина «Культурология» разработана в соответствии со стандартом третьего поколения и предназначена для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки, реализуемых в Сибирском государственном технологическом университете. Курс составлен с учетом компетентностного подхода и способствует выработке общекультурных и профессиональных компетенций, заложенных в соответствующих стандартах направлений и профилей подготовки бакалавров. Учебная дисциплина «Культурология» входит в вариативную часть (предмет по выбору) общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Целью изучения дисциплины «Культурология» является воспитание высоконравственного человека с активной жизненной позицией, человека-патриота с глубокими духовными потребностями, которые являются основой становления человеческой личности в процессе личного совершенствования посредством изучения важнейших этапов становления и развития человеческой культуры.

Воспитание творческой, целеустремленной личности невозможно вне особого пространства порождения новых смыслов, ценностей, идей, возникающих всегда на конкретном историко-культурном этапе всемирной истории. Особо ценным является воспитание сквозь призму культурологической мысли патриотизма, чувства гордости за свой народ, свою Родину, восхищения взлетом творческого гения русских людей, стремления освоить их культурное наследие.

Цель изучения дисциплины заключается не только в расширении представлений о мире и повышении уровня культуры учащегося, но и в формировании мировоззрения, понимания интегративной взаимосвязанности и взаимовлияния естественнонаучных и художественных способов познания мира, которые только в своей совокупности способны дать наиболее полную и адекватную картину мира. Исторический раздел учебного курса охватывает огромный период времени, в ней прослеживаются процессы становления, развития культурологической мысли с древности по сегодняшний день.

В основные задачи курса «Культурология» входит задача изучения:

1) проблемного поля культурологии;

2) ее методов и системы;

3) выявление места культурологии в системе современного гуманитарного знания;

4) изучение становления основных этапов культурологии как науки и ее конкретных историко-культурных типов.

Важной целью данного курса является выработка ценностного отношения к миру, понимания взаимодействия фундаментальных культурологических теорий с решением проблем современного глобализирующегося мира.

Изучение курса «Культурология» способствует осознанию роли культуры в формировании современного типа общества, рождения современных потребностей и идеалов, истоки которых уходят корнями в многовековую историю человеческой культуры в странах Востока и Запада, философских и культурологических концепциях Средневековья и Возрождения, Нового и новейшего времени. Таким образом, культура предстает как идеалообразующая сторона жизни людей.

Культура формируется в процессе взаимоотношения и гармонизации межличностных и производственных отношений между людьми, в отношении человека и универсума. Гармонизация отношений абсолютно необходима в овладении азами профессиональной деятельности, в формировании профессионализма, в межличностном и профессиональном общении.

Курс «Культурология» построен в соответствии с инновационными интеллектуальными гуманитарными технологиями, формирующимися в пространстве современного понимания концепции модернизации высшего профессионального образования в России. Все задачи изучения дисциплины «Культурология» формируются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования:

– выявление культурологических оснований конструктивно-инновационных проектов и технологий в утилитарном и неутилитарном аспектах;

– выстраивание научной инновационной деятельности по законам красоты и гармонии;

– соотношение и гармонизация собственных узкоспециальных задач с задачами социума в целом.

В процессе качественной подготовки бакалавров всех направлений дисциплина «Культурология» имеет фундаментальное мировоззренческое, нравственное и системообразующее значение в системе высшего профессионального образования наряду с дисциплинами «Философия», «История России», «Политология», «Этика», освоение которых на глубинном уровне соотносится с основными концептуальными положениями нашей дисциплины. Изучение судьбоносных явлений мировой культуры является основой для успешного формирования профессиональных компетенций любого профиля и направления подготовки.

В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен знать:

– что изучает культурология (предмет и метод культурологического знания, особенности культурологического познания, синтетический характер культурологического знания, принципы взаимоотношения и координации с другими дисциплинами, изучающими человеческое общество, культуру, искусство);

– функции культуры, морфологию культуры, культурогенез;

– основные культурологические школы и концепции;

– принципы динамики культуры;

– исследование особенностей культуры в исторической ретроспективе;

– место и роль России в мировой культуре;

– глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении.

Уметь:

– использовать теоретические наработки для осмысления феноменов современной культуры;

– выявлять и формулировать наиболее сложные проблемы развития общества и культуры;

– применять полученные знания для анализа эстетических феноменов и арт-практик современного инновационного искусства;

– реконструировать и анализировать уровень современной культуры;

– концептуально и креативно подходить к процессу рефлексии собственного культурного опыта;

– использовать многообразие подходов к решению важнейших социальных вопросов в различных культурах, к решению нестандартных задач в научно-технической сфере.

Владеть:

– основными категориями, понятиями и терминами современной культурологии;

– важнейшими методологическими подходами культурологического анализа;

– общенаучными методами исследования, применяемыми современными науками о культуре.

В процессе освоения основных понятий и категорий современной науки о культуре формируются собственные личностные ценности и идеалы, позволяющие эффективно, плодотворно и творчески подходить к решению любых личностных, профессиональных и социальных проблем.

Учебный курс «Культурология» состоит из двух разделов:

1) теория культуры; 2) типология и основные этапы развития мировой культуры.

Снижение количества аудиторных часов (лекций и практических занятий) должно быть компенсировано использованием электронных средств обучения. Предпочтительнее – создание электронных курсов. Практические занятия должны быть построены с учетом требований о внедрении интерактивных методов обучения. Активность студента на занятии сравнима с активностью преподавателя, что достигается как за счет применения современных педагогических приемов, так и групповых форм работы на занятиях. Каждый модуль должен включать не более 6 учебных тем, быть логически завершен и содержать все виды работы, включая контроль (контрольно-измерительные материалы). Наличие контроля в конце каждого модуля – обязательно. Предпочтительно использование балльной системы с точным определением трудоемкости по каждому виду работы, включая самостоятельную работу студентов. Форма итогового контроля – зачет, который выставляется по результатам промежуточного контроля по модулям. Программа по культурологии имеет краткую аннотацию, выставленную в сети Сибирского государственного технологического университета.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал