Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Межпредметная связь
Дисциплина «Культурология» имеет междисциплинарный характер и направлена на формирование универсальных компетенций бакалавров СибГТУ, поэтому она тесным образом связана со следующим блоком дисциплин, предназначенных для студентов всех направлений ООП в СибГТУ: 1.Отечественная история 2. Мировая история 3. Философия 4. Эстетика 5. Этика 6. Религиоведение 7. Политология
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Для изучения учебной дисциплины «Культурология» чрезвычайно важным представляется использование возможностей мультимедийного оборудования, а именно: презентаций лекций, семинарских занятий и дополнительного материала в формате Microsoft Power Point, фрагментов научно-популярных фильмов по соответствующей тематике, коллекции аудиозаписей, электронных средств обучения, в том числе электронного учебника в системе Moodle. Поэтому для качественного преподавания дисциплины «Культурология» необходимы аудитории, в которых установлены проектор, экран либо интерактивная доска, а также существует возможность доступа в сеть Internet. Отдельные материалы в электронной форме могут быть выложены в локальной сети Сибирского государственного технологического университета. В рамках изучения дисциплины «Культурология» предусматриваются следующие виды аудиторных занятий: 1. Чтение лекций с использованием мультимедийного оборудования. На лекциях системно излагаются узловые концептуальные положения представленной темы, проблемное поле и перечень возможных подходов к ее решению. В лекции в обязательном порядке освещаются методологические основания различных культурологических школ и направлений, выявляются причины наиболее успешного решения той или иной проблемы в определенной методологии. Количество часов по очной форме обучения варьируется от 18 до 36 в зависимости от профиля и направления подготовки. 2. Проведение практических (семинарских) занятий. Практические занятия конкретизируют теоретические положения лекции, эксплицируют эти положения в применении к конкретной исторической эпохе, государству, определенному типу социальных отношений. На семинарских занятиях предполагается изучение конкретных видов искусства, жанров, стилей, направлений, определяется их значение на формирование культурного облика конкретной эпохи. Количество аудиторных часов по очной форме обучения варьируется от 18 до 36 в зависимости от профиля и направления подготовки. Несмотря на различные подходы к учебному процессу в эпоху постнеклассической рациональности до сих пор главным элементом любого обучения является лекция. Яркий и образный характер подачи материала на лекции стимулирует стремление учащегося глубже проникнуть в суть изучаемой проблемы, попытаться найти собственный подход к решению поставленной проблемы. Использование мультимедийного оборудования способствует вживанию в изучаемый материал, стимулировать чувственно-образные, а не только абстрактно-логические компоненты мышления, заставляет наглядно понять и ощутить неразрывную связь чувственного и рационального. Содержание лекции должно учитывать особенности восприятия вчерашних школьников, учитывать разный уровень их базовой подготовки, особенности их менталитета. Больше внимания необходимо уделять конкретным феноменам культуры, обязательно пояснять, логически аргументировать и иллюстрировать все теоретические концептуальные положения. В техническом вузе особое внимание следует уделять взаимосвязи творческих элементов как некоей идеи и инструментально-технического, технологического воплощения этой идеи в конкретном, чувственно данном артефакте. Любая техническая инновация есть реализация и воплощение определенной идеи. Студенту необходимо сосредоточиться на моменте смыслопорождения и идеалообразования в определенном типе культуры. Представление о неразрывной связи идеального и реального, идеальной идеи и ее конкретного воплощения составляющей суть культурных феноменов, необходимо донести до сознания обучающегося, сделать частью его культурного опыта. Техницистский вариант цивилизации реализует определенные ценности и смыслы. Многие из них появились еще на заре человеческой цивилизации, другие возникли лишь в Новое время. Культурологический подход позволяет связать отдельные разрозненные исторические факты в единую цельную смысловую конструкцию, позволяющую не только понять логику развития прошлых культур, но и в полной мере осознать современное состояние общества, его детерминированность всем прошлым историко-культурным наследием. Существенная трудность у учащихся возникает в связи с тем, что курс «Культурология» изучается, как правило, на младших курсах. Вместе с тем понять основные концептуальные положения можно только зная философию культуры, а это весьма непросто. Использование наглядного и раздаточного материала может существенно интенсифицировать учебный процесс, сделать его более интересным и доступным для восприятия. Принято считать, что существуют следующие основные виды восприятия информации: визуальный тип, аудиальный и смешанный. Восприятие современных молодых людей в подавляющем большинстве является визуальным. Поэтому целесообразно основные узловые, концептуальные положения выводить на интерактивную доску или экран. Это экономит время преподавателя на обычное записывание мелом информации на доске. Семинары (практические занятия) позволяют студентам самим стать активными участниками учебного процесса. Большое количество письменных работ должно быть компенсировано устными выступлениями, обсуждениями и докладами на предметах гуманитарного профиля. Не секрет, что многие современные школьники и студенты испытывают определенные сложности в процессе трансляции информации, предпочитая даже заучить материал, чем пересказать своими словами. В этом плане семинарские занятия по культурологии представляются идеальным полем для апробации и интенсификации навыков устного общения, умения отстаивать и аргументировать свою позицию, что, безусловно, будет востребовано и в профессиональной деятельности любого профиля и направления подготовки. Логичное изложение материала всегда предполагает творческий подход (выбор темы, иллюстративного материала, подготовка презентации и т.д.) Семинар может быть построен как на материале прошлой лекции, так и на материале цикла лекций. В отдельных случаях на семинаре может быть дан и совершенно новый материал, предполагающий обсуждение и практическое апробирование основных положений. Одним из главных условий семинарских занятий является создание проблемной ситуации, в ходе которой в обсуждение и прения должно быть вовлечено как можно большее количество студентов. В процессе подготовки к семинарскому занятию методисты и дидактики рекомендуют следующую схему: 1. Предварительная проработка учебного и методического материала, включающего в себя формулирование темы, цели и задач занятия, выбор способов подачи материала, выбор формы проведения семинара в игровой (деловая игра), дискуссионной, проблемной форме и пр. Продумывание рекомендуемой основной учебной и дополнительной литературы с указанием авторов, издания, года выпуска, конкретных страниц (для статьи или рецензии). При необходимости возможно проведение консультаций, предусмотренных учебным планом. 2. Подготовка и проведение семинарского занятия, включающего составление плана (4-5 вопросов), «установка» на проработку материала студентами, советы и рекомендации по поводу целесообразности изучения той или иной дополнительной литературы, иллюстративного и раздаточного материала. Доклады и сообщения должны быть обсуждены. 3. Подведение итогов семинара. Преподаватель обобщает результаты дискуссий и обсуждений, отмечает наиболее интересные и содержательные ответы и комментарии, намечает план дальнейшей работы.
|