Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Указания по работе с учебной и учебно-методической литературой
Основными источниками являются учебник Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана «Культурология». – М.: Высшее образование, 2008г. Учебник полностью соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по дисциплине «Культурология». Этот учебник представляет собой всестороннее и систематичное изложение основных проблем культурологического знания. В нем показана специфика культурологии как междисциплинарной науки и как учебной дисциплины. В учебнике рассматриваются онтологические аспекты культуры, ее место в структуре бытия, проблемы типологии культур. Большое место уделено состоянию культуры в современном мире. Второе издание, исправленное и дополненное, вышло в серии «Бакалавр. Углубленный курс» в издательстве Юрайт в 2013 году. Учебник рекомендован Научно-методическим советом по культурологии Министерства образования и науки РФ для студентов высших учебных заведений в качестве учебника по дисциплине «Культурология». Подчеркнем, что интернет-тестирование по культурологии, регулярно проводящееся в вузах, основано на материале именно этого учебника. В Южном федеральном университете на кафедре теории культуры, этики, эстетики и теоретической культурологии под редакцией д.ф.н., профессора Г.В. Драча разработано учебное пособие «Культурология» - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009г. Пособие представляет авторскую концепцию содержания культурологии как научной дисциплины, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Оно содержит типологию культуры, материалы по теории культуры, проблемам современного культурологического знания, взаимоотношениям культуры с обществом, природой, личностью. Это пособие рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации в качестве учебного пособия по дисциплине «Культурология» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки. Для преподавателей полезным представляется учебник А.Я. Флиэра «Культурология для культурологов». – М.: Академический проект, 2000. Интересное изложение культуры предпринято в учебнике А.А. Радугина «Культурология». Весьма популярен в студенческой среде учебник Т.Г. Грушевской и А.П. Садохина «Культурология». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010г. По словам авторов, «…за последние годы издано немало учебников и учебных пособий по культурологии. Некоторые из них посвящены только теории культуры, другие – только истории. Однако ни одно из них не стало широко востребованным, что объясняется целым рядом их недостатков. Так, многие из пособий страдают излишней академичностью, ненужным теоретизированием, что с большим трудом воспринимается студентами начальных курсов обучения. Значительная часть изданий не соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и представляет собой авторское видение структуры и содержания культурологической науки. Некоторые учебные пособия перегружены фактическим материалом, различными схемами, написаны сложным, трудным для восприятия студентов языком»[1]. Обстоятельное рассмотрение культуры в теоретическом срезе предпринято в учебнике П.С. Гуревича «Культурология». 3-е издание. – М.: Омега-Л, 2012. – 427с. Для студентов технических вузов неоднократно переиздается с изменениями и дополнениями учебник Н.Г. Багдасарьян «Культурология». – М.: Юрайт, Высшее образование, 2011. В качестве самостоятельной работы могут быть предложены работы по истории искусства и литературы, монографии о знаменитых художниках, писателях, скульпторах, композиторах. Работа по персоналиям и произведениям искусства ничуть не менее важна, чем изучение теоретических теорий и концепций и в своей совокупности может составить живое представление о культуре определенной эпохи. Публицистические и научные периодические статьи, очерки, рецензии, критические отзывы, другие публикации также могут дать студенту определенное представление о современном состоянии культуры в нашей стране и в мире в целом. Культурология так же, как философия и эстетика, особенно актуальна в кризисные, переходные эпохи, «на переломе» истории, так как теоретическая рефлексия над основаниями собственного бытия дает возможность понять, прочувствовать глубинные основания культуры своего времени, осмыслить происходящие в жизни процессы сквозь призму эстетического, художественного сознания. Обращение к теории и философии культуры, художественному опыту прошлого помогает не только понять и отобразить важнейшие черты современной культуры, но и в какой-то степени их переосмыслить, а также предвидеть и спрогнозировать дальнейшие пути ее развития.
|