Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анархизм, национализм
Спектр современных левых течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. Его составной частью является анархизм. АНАРХИЗМ (от греч. anarchia – бeзначалие, безвластие) – это общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой другой власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Это течение сложилось в середине 19 в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом М. Штирнером (1806-1856 г.г.) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1865 г.г.). Видными представителями анархизма были русские революционеры М.А Бакунин (1814-1876 г.г.) и П.А.Кропоткин (1842-1921 гг.) Основные положения анархизма: n Основой мировоззрения анархизма является индивидуализм. Сторонники этого течения крайне негативно относятся ко всему тому, что стесняет свободу личности. n Наиболее враждебно они относятся разновидностям государственной власти, в которой они видят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности. n Поэтому государство, любую политическую власть они попросту объявляют властью, которая должна быть немедленно уничтожена. n Основной задачей социальной революции является установление безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей. n У анархистов негативное отношение и к политическим средствам борьбы – партиям, организациям и т.п., поскольку их главная задача – завоевание государственной власти. Главный упор анархисты делают на неполитические средства борьбы, а на экономические средства социальной борьбы – деятельности профсоюзов, забастовки, массовые выступления. Большое значение придается тактике “прямого воздействия” – непосредственным массовым действиям против государственной власти, в том числе и “пропаганде смертью” – терроризму. Существует ряд неустранимых недостатков анархизма предопределяющих его неспособность к масштабному политическому действию и к долговременному осуществлению власти в обществе: а) нет определенности в будущем общественном строе, которым они пытаются увлечь за собой массы; б) плохая организация и руководство массами не позволяет анархистам там быстро менять тактику борьбы, соответственно меняющимся условиям; в) внутри анархистских течений постоянно существует острая борьба по тактическим вопросам, которая делает недостижимыми их политические цели. При всей несостоятельности анархизма он продолжает существовать, т.к. в политической и социальной структуре современных обществ имеются причины и условия, порождающие склонность к принятию анархистских программ и действий: бюрократизм и особенно коррупция порождают антибюрократические и антигосударственные ориентации и действия; появление социального и политического неравенства оборачивается стремлением к перераспределению имущества; жесткая регламентация социального поведения рождает тоску масс по индивидуальной свободе и т.д. НАЦИОНАЛИЗМ – идеологическая доктрина, социальна политика, политическая концепция, исходящая из идеи исключительности нации, ее обособления. Идеология национализма обосновывает приоритетность национальных интересов, формулирует цели и ценности нации, как субъекта политического процесса. Существует три разновидности национализма: демократический национализм, национальный экстремизм, шовинизм. Общим для всех этих течений является акцентирование внимания на национальной идее – идеи о создании нациями своих национальных государств. А различия заключаются в трактовке их содержания, соотношения с другими идеями и т.д. Демократический национализм не запрещает прав человека, а защищает их вместе с правом национальной идентичности и культурного развития. По своей природе он апеллирует к разуму, общечеловеческой морали, а не к инстинктам. Решение национального вопроса осуществляется вместе с решением задач политического, социального и экономического развития. Наряду с национализмом существуют другие политические доктрины и движения, которые формируются под влиянием тех условий, в которых происходит самоутверждение наций. Национальный экстремизм – разновидность политического экстремизма, который апеллирует к национальной идее, гиперболизируя значения национальных задач, проявляет непримиримость, склонность к использованию насильственных, в том числе вооруженных методов борьбы. Его сущность можно охарактеризовать как экстремальные условия существования нации и борьба за ее политическое самоопределение. Иногда она не имеет ничего общего с национальным возрождением и является социальным или психологическим. Шовинизм – крайняя форма национализма господствующей нации, которая стремится господствовать над другими народами в силу своей якобы исключительности. Таким образом, существует национализм как стремление нации сохранить свою идентичность и национальную самобытность, самоутвердится в первую очередь через создание собственного государства. А есть национализм как гипертрофия этих явлений, как главная идея нации, которой подчиняются все остальные идеи и устремления. Если этот национализм берет верх, то он направляет энергию людей на достижение целей никак реально не связанных ни с благополучием, ни с процветанием, ни с выживанием нации. Чаще всего этот путь ведет к потере благополучия, процветания, люди оказываются на грани вымирания.
|