Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел VII
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
Развитая личность обладает самосознанием. Происходит постепенный пере ход от внешних критериев оценки поведения людей, событий и самого себя к внутренним критериям, основанным на собственных убеждениях и ценностях, т.е. происходит формирование Я-концепции. Я-концепция – это совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Известный американский психолог А.Адлер утверждал, что стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой. Цель овладения средой более совершенными способами, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека (Ж.Годфруа, 1992). В рамках зарубежных психологических школ существует несколько формулировок понятия «личностный рост». В.Райх определяет личностный рост как процесс раскалывания психологического и мышечного панциря и предлагает три типа средств, которые используются в распускании панциря. Р.Ассаджоли формулирует личностный рост или самореализацию как психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей и предлагает использовать для этого психосинтез. Выполняя УИЗ по этому разделу, студенты: – во-первых, могут познакомиться с этими и другими технологиями личностного роста и применять их в лечебно-диагностическом процессе; – во-вторых, более глубоко познакомиться с таким понятием, как самосознание, появление которого обеспечивает дальнейший личностный рост. Все это может служить толчком к самосовершенствованию, формированию автономной, цельной, творческой личности.
Тематика учебно-исследовательских заданий 1. Эмоции и самоконтроль. 2. Автономная личность: самоанализ проблемы. 3. Личностный рост и самонаблюдение. 4. Самосознание и жизненный путь человека (осо-бенности отражения собственного «Я» и профессиональное самоопределение). 5. Этапы развития личности взрослого человека. 6. Проблемы смысла жизни в психологии.
Литература 1. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика / Пер. А.П.Хомик. – Киев: Рефлбук, 1997. – 320 с. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди.: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С.Мацковского. – М.: Прогресс, 1988. – 399 с. 3. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. С.Л.Лойко, Ф.Б.Сарнова / Вступ. ст. В.С. Агеева. – М.: Прогресс, 1990. – 187 с. 4. Вишнякова H.Ф. Психологические особенности самоактуализации креативной личности // Адукацыя i выхаванне. – 1998, № 4. – С. 39-44. 5. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1996. – 496 с. 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРО, 1998. – 336 с. 7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т.2.: Пер. с франц. / Под ред. Г.Г.Аракелова. – М.: Мир, 1992. – 496 с. 8. Гримак Л.П. Общение с собой: Hачала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с. 9. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 381 с. 10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с. 11. Пергаменщик Л.А. Психологическая жизнь // Адукацыя i выхаванне. – 1995, № 8. – С. 103-110. 12. Петровская Л.А. Самоутверждение: пути истинные и ложные. – М.: Знание, 1987. – 61 с. 13. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. В.С.Василюка. – М.: Прогресс, 1992. – 238 с. 14. Столяренко А.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: «Феникс», 1996. – 736 с. 15. Франкл В. Человек в поисках смысла.: Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990. – 367 с.
|