![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сааппа-Хосуун
Сааппа-Хосуун был якут, жил среди русских. В то время русские хотели окрестить князя тюгэсирских тунгусов и очень его упрашивали. Но тот ни за что не хотел креститься. Русские поймали его, заковали в деревянную колодку и посадили в темницу. Его народ, жена и дети прикочевали и жили около города. Тунгусский князь через лазутчиков передал своим людям просьбу запрячь в нарты самцов, на которых он сам ездил, и проехать мимо его темницы. Те так и сделали. Когда тунгусы с запряженными оленями проезжали мимо, князь вырвался из темницы и, пробежав в колодке около 50-ти саженей, бросился на нарты. Тунгусы понужнули оленей. Он так и скрылся. Сааппа-Хосуун раньше был в приятельских отношениях с тюгэсирским князем. Русские попросили его поймать убежавшего князя. Сааппа-Хосуун в течение трех суток гнался за князем, наконец, настиг и привел к русским. Тунгус плакался на Сааппа-Хосууна, но тот говорил: «У меня не было иного выхода, должен был поймать тебя». Князь, как рассказывают, наотрез отказался принять веру русских и умер в темнице от голода, отказавшись принимать пищу.
§ 25. Xаптагай-Баатыр
Хаптагай-Баатыр был якут, жил на границе якутских и тунгусских земель. Он занимался охотой по преимуществу на тунгусской территории. Поэтому тунгусы возненавидели его и все время охотились за ним. Однажды он убил дикого оленя, привязал всю тушу к себе на плечи и пошел домой. По пути ему пришлось развести костер. Не снимая с плеч свою ношу, он нагнулся и стал раздувать костер. В это время послышались шаги человека по снегу. Хаптагай-Баатыр поплотнее притянул к себе тушу оленя. Пришедший человек ткнул копьем в тушу оленя. К острию копья пристал кусочек оленьей печени. Хаптагай-Баатыр притворился мертвым. Ушел тунгус, думая, что убил Хаптагай-Баатыра. Х.-Б. приходит в дом и говорит жене: «Скоро прибудут четыре тунгусских витязя и скажут тебе: «Мы убили Хаптагай-Баатыра, собирайся и иди с нами!» Ты скажи им: «Я боюсь вашего оружия, спрячьте его подальше». Идти с ними не отказывайся. Затем, сделав вид, что идешь за делом, выйди на двор и накрепко придави двери снаружи. А я сам лягу в юрте, ты набросай на меня сверху поленья дров. Тогда я рассчитаюсь с ними». Взяв лук и пальму, он лег. Жена поверх его поклала поленьев. Вот приходят четыре тунгусских витязя. Показали женщине на острие копья кусочки печени и спрашивают: «А это что? Куда ушел Хаптагай-Баатыр?» «Ушел промышлять. Почему вы спрашиваете, что вы сделали с ним?» «Собирайся, мы уведем тебя с собой!» Женщина притворилась, что будто собирается варить пищу в горшке и говорит: «Ну хорошо, вот покушаем и пойдем. Но я боюсь вашего оружия, вынесите и спрячьте его на дворе». Доверчивые тунгусы поспешно вынесли свое оружие наружу. Женщина вышла на двор и придавила двери юрты обрубком бревна. Хаптагай-Баатыр тотчас же выскочил из своего прикрытия и перебил всех тунгусов. Затем отправился на их жительство, забрал людей, оленей и все, что было с ними. Присвоив это, стал жить.
Шадрин Иван Петрович, 32 лет, якут 1-го Хатыгинского наслега Жиганского улуса. Булун, 11 апреля 1924 г.
|