Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Абстрактное мышление.Стр 1 из 5Следующая ⇒
План изложения лекции 1. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения. 2. Сущность процесса обучения. 3. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников. 4. Функции процесса обучения. 5. Движущие силы и противоречия процесса обучения.
1. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения.
«Познание - процесс постижения сущности предметов и явлений» (Педагогический словарь)
С помощью чего человек познает действительность? Существуют различные формы и виды познания - это игра, труд, наука, искусство. С их помощью человек получает знаний об окружающем мире. Знания в опыте человечества стремительно возрастают, поэтому человеку, особенно ребенку, невозможно самостоятельно ими овладеть. Возникает потребность в процессе обучения. Обучение – есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Под его руководством ускоряется темп индивидуального развития человека. Ребенок за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков (например, грамматические формы языка). Чтобы правильно осуществлять процесс обучения, нужно представлять себе, как строится процесс познания, так как именно он лежит в основе обучения.
Как вы понимаете выражение «философская основа обучения»? С позиций диалектического материализма процесс познания строится следующим образом. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». (В.И.Ленин). Это, по сути, универсальная логика обучения. Рассмотрим ее этапы. 1. Чувственное познание («живое созерцание»). В основе познания лежат процессы ощущения и восприятия.
Вспомните из курса психологии, что означают эти понятия. При организации восприятия нужно исходить из того, что обладает наибольшей пропускной способностью (зрительный анализатор, а также слух). На одну единицу информации надо дать две единицы пояснения. На восприятие информации влияют такие факторы: · частота передачи информации; · скорость (темп); · психического состояние обучаемого; · день недели; · часы занятий и др. Содержание восприятия зависит от задачи, поставленной перед учеником, мотивом его деятельности, установок, эмоций, а также интересов, убеждений и т.д. Абстрактное мышление. (понимание, осмысление, обобщение). А) В основе понимания – установление связи и отношений между предметами, явлениями, между старым и новым материалом; Б) Осмысление – анализ и синтез, сравнение, сопоставление, классификация, систематизация и др. А также это отношение к материалу, понимание его значимости; В) Обобщение – выделение общих существенных признаков предметов и явлений. Это выход на научные понятия. Они всегда абстрактны. На их основе делаются умозаключения, выводы, доказательства. 3. Применение знаний (практика). Осуществляется в разных формах и видах деятельности (упражнение в учебных целях, лабораторные работы, исследовательские задания, работа на пришкольном участке).
|