Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции процесса обучения.
Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательная, воспитательная и развивающая. Выделение функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.
А. Образовательная (научающая) функция: Вооружение учащихся системой научных ЗУН и использование их на практике. Научные знания – это факты, понятия, законы, закономерности, теории, даты, события и т.д. Их особенность в том, что они: 1 – достоверны (отражают истинную картину мира); 2 – систематичны (последовательны, логичны).
Б. Воспитывающая – определяется содержанием обучения. Осуществляется с помощью общения учителя и ученика. В процессе обучения воспитываются взгляды, убеждения, отношения, качества личности (добросовестность, инициативность, ответственность), формируется мировоззрение, а это главная задача воспитывающего обучения.
В. Развивающая – предполагает развитие речи, мышления учащихся, их памяти, воображения, а также личности учеников. Это развитие сенсорной, эмоционально потребностной сфер личности. Результатом развивающей функции считается умственное развитие школьников, становление их познавательных качеств. К познавательным качествам человека относят познавательную активность, природные способности, логическое мышление, способности к умозаключениям и выполнению логических операций. На начальном этапе обучения в школе развивающая функция направлена на развитие свойств высшей нервной деятельности, что обеспечивает формирование познавательных и интеллектуальных возможностей ребенка. Начиная с 60-х годов в науке разработаны разные подходы к развивающему обучению. Например, Л.В.Занков определил принципы развивающего обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе, на высоком уровне сложности и др.В настоящее время развивающее обучение является очень популярным. Оно заключается в том, что в обучении школьников включаются виды деятельности, способствующие развитию сен сорного восприятия, двигательной, интеллектуальной, волевой эмоциональной и мотивационной сфер. И если на ранних этапах развития образования на эти элементы процесса обучения не обращали внимания, то в настоящее время они стали широко применяться в учебной практике.
|