Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности
Учение реализуется через учебно-познавательную деятельность
Учебно-познавательная деятельность – деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Последовательность осуществления учебной деятельности:
· Принятие учебной задачи; · Анализ задачи, актуализация знаний, необходимых для ее решения; · Составление плана решения задачи; · Осознание способа решения учебной задачи; · Практическое ее осуществление · Рефлексия, контроль и оценка.
В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная деятельность. Самостоятельность, которую дошкольник проявлял в игре, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений. У младших школьников формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности. У детей формируется знаково-символическая деятельность – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Особое место в развитии познавательной деятельности принадлежит воображению, без которого невозможно развитие мышления и творческой деятельности. Показателями сформированности учебно-познавательной деятельности к концу начального обучения являются следующие: · Умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий; · Умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез; · Работать с моделями и схемами; · Оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.
Важнейшим показателем является способность к рефлексии. Она проявляется: · В умение отличать известное от неизвестного, знании о своем незнании; способности определить, каких знаний не хватает для успешных действий; · В умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; · В умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей. Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается. Его развитие и индивидуализация происходят позже.
|