Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения. 10 страница
Дьяволы явили людям колдовство и заявили, что пророк Сулейман был колдуном и благодаря этому завладел великим царством. Они измыслили чудовищную ложь, потому что пророк Сулейман никогда не занимался колдовством. Правдивый Аллах сообщил, что Сулейман не был неверующим и никогда не обучался колдовству. Однако дьяволы были неверующими, потому что обучали людей колдовству и чародейству. А поступали они таким образом, потому что горели желанием ввести потомков Адама в заблуждение. Иудеи также обучались колдовству, которое было ниспослано двум ангелам, находящимся в Вавилоне, на земле Ирака. Аллах ниспослал им знания о колдовстве, дабы подвергнуть Своих рабов испытанию, и оба ангела принялись обучать людей колдовству. Но перед тем, как обучить человека, они давали ему добрый совет и предлагали ему не обучаться колдовству, потому что этот поступок является неверием. Они запрещали людям обучаться колдовству и чародейству и предупреждали о тяжести этого преступления. Из всего сказанного следует, что дьяволы обучали людей колдовству, представляя им ложь истиной, вводя их в заблуждение и приписывая колдовство пророку Сулейману, непричастность которого к этому преступления подтвердил сам Аллах. А двое ангелов обучали людей колдовству для того, чтобы подвергнуть их испытанию, дать им полезное наставление и лишить их любых оправданий. Иудеи же обучались колдовству как от дьяволов, так и от двух ангелов. Они перестали постигать знания, которые проповедовали пророки и посланники, и принялись изучать науку дьяволов. Воистину, каждому – свое! Затем Всевышний Аллах поведал о вреде, который наносит колдовство. Колдуны обучались от двух ангелов даже тому, как разлучать мужа с женой, хотя известно, что супружеская любовь является гораздо более прочной, чем остальные проявления любви. Именно поэтому Аллах сказал: و َ م ِ ن ْ آ ي َ ا ت ِ ه ِ أ َ ن ْ خ َ ل َ ق َ ل َ ك ُ م م ّ ِ ن ْ أ َ ن ف ُ س ِ ك ُ م ْ أ َ ز ْ و َ ا ج ً ا ل ّ ِ ت َ س ْ ك ُ ن ُ و ا إ ِ ل َ ي ْ ه َ ا و َ ج َ ع َ ل َ ب َ ي ْ ن َ ك ُ م م ّ َ و َ د ّ َ ة ً و َ ر َ ح ْ م َ ة ً إ ِ ن ّ َ ف ِ ي ذ َ ل ِ ك َ ل َ آ ي َ ا ت ٍ ل ّ ِ ق َ و ْ م ٍ ي َ ت َ ف َ ك ّ َ ر ُ و ن َ «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (30: 21). Все сказанное свидетельствует о том, что колдовство действительно существует и может причинить вред, если на то будет воля Аллаха. Воля Аллаха бывает двух видов: вселенская и законодательная. Вселенская воля Аллаха распространяется на все события, которым Аллах позволяет произойти. Именно такое дозволение Аллаха упоминается в обсуждаемом нами аяте. Законодательная воля Аллаха упоминается в одном из предыдущих аятов, в котором говорится: ق ُ ل ْ م َ ن ك َ ا ن َ ع َ د ُ و ّ ً ا ل ّ ِ ج ِ ب ْ ر ِ ي ل َ ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ ن َ ز ّ َ ل َ ه ُ ع َ ل َ ى ق َ ل ْ ب ِ ك َ ب ِ إ ِ ذ ْ ن ِ ا ل ل ّ ه ِ م ُ ص َ د ّ ِ ق ا ً ل ّ ِ م َ ا ب َ ي ْ ن َ ي َ د َ ي ْ ه ِ و َ ه ُ د ً ى و َ ب ُ ش ْ ر َ ى ل ِ ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ «Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха» (2: 97). Обсуждаемый нами и другие похожие аяты свидетельствуют о том, что любые земные причины, даже самые существенные и действенные, всегда находятся в зависимости от предопределения Аллаха, судьбы и не оказывают самостоятельное влияние на происходящее вокруг. Ни одно мусульманское течение не отрицает этого религиозного принципа, кроме кадаритов, которые заявляют, что действия рабов являются абсолютно самостоятельными и совершенно не зависят от воли Аллаха. Они считают, что воля Аллаха не распространяется на человеческие деяния, и эти взгляды противоречат писанию Аллаха, Сунне Его посланника и единому мнению сподвижников и их последователей. Затем Всевышний Аллах упомянул о том, что колдовское искусство приносит людям один только вред. Колдовство не приносит пользы ни в мирских, ни в духовных делах, что отличает его от некоторых других грехов, которые могут приносить пользу в мирских вопросах. Говоря об употреблении вина и азартных играх, Всевышний Аллах велел Своему посланнику сказать: ي َ س ْ أ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ْ خ َ م ْ ر ِ و َ ا ل ْ م َ ي ْ س ِ ر ِ ق ُ ل ْ ف ِ ي ه ِ م َ ا إ ِ ث ْ م ٌ ك َ ب ِ ي ر ٌ و َ م َ ن َ ا ف ِ ع ُ ل ِ ل ن ّ َ ا س ِ و َ إ ِ ث ْ م ُ ه ُ م َ ا أ َ ك ْ ب َ ر ُ م ِ ن ن ّ َ ف ْ ع ِ ه ِ م َ ا و َ ي َ س ْ أ َ ل ُ و ن َ ك َ م َ ا ذ َ ا ي ُ ن ف ِ ق ُ و ن َ ق ُ ل ِ ا ل ْ ع َ ف ْ و َ ك َ ذ َ ل ِ ك َ ي ُ ب ي ّ ِ ن ُ ا ل ل ّ ه ُ ل َ ك ُ م ُ ا ل آ ي َ ا ت ِ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت َ ت َ ف َ ك ّ َ ر ُ و ن َ «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2: 219). Однако колдовство приносит человеку один только вред, и ничто не может подталкивать человека на совершение этого греха. Следует знать, что все запрещенные поступки либо причиняют один только вред, либо приносят больше вреда, чем пользы, тогда как праведные поступки либо приносят абсолютную пользу, либо приносят больше пользы, чем вреда. Что же касается иудеев, то они знали, что если человек желает заниматься колдовством и приобретает эти знания, подобно тому, как покупатель приобретает товар, то он лишается своей доли в Последней жизни и обрекает себя на наказание. Их поступок не был результатом их невежества – они сознательно отдали предпочтение мирской жизни перед жизнью будущей. Но для них было бы лучше, если бы они обладали знанием, которое воплощается в праведные деяния, которых они не совершали.
Желая изучить религию, мусульмане обращались к Пророку Мухаммаду и говорили: " Заботься о нас! Принимай во внимание наше положение! " Они говорили эти слова без дурных намерений, однако иудеи усмотрели в соответствующем арабском выражении дурной смысл. При каждом удобном случае они говорили эти слова Пророку Мухаммаду, вкладывая в них дурной смысл. И тогда Аллах запретил правоверным употреблять это выражение, дабы предотвратить возможное искажение его смысла. Это откровение свидетельствует о том, что дозволенный поступок становится запрещенным, если он может привести людей к другому запрещенному поступку. Оно подчеркивает необходимость соблюдения этикета в общении и использования выражений, которые нельзя понять превратно, а также призывает воздерживаться от грубостей, сквернословия, неясных высказываний и выражений, которые можно истолковать неподобающим образом. Именно поэтому далее Аллах повелел мусульманам употреблять ясные и недвусмысленные выражения, которые нельзя истолковать превратно. Аллах также повелел мусульманам слушать, но не отметил, что именно они должны слушать. А это значит, что данное предписание распространяется на тексты и смысл коранических аятов и священных текстов Сунны, которые являются дарованной Пророку мудростью, а также на все остальное, что правоверные должны слушать и выполнять. Это откровение содержит в себе повеление соблюдать этикет и повиноваться Аллаху.
Всевышний пригрозил неверующим болезненным наказанием и сообщил о враждебности иудеев и многобожников по отношению к правоверным. Они совершенно не желают, чтобы мусульмане достигали успехов, будь то большие победы или маленькие достижения. Они питают к ним лютую ненависть и завидуют тому, что Аллах почтил их своей милостью. Но ведь Аллах обладает великой милостью, которой Он осеняет, кого пожелает. По своей милости Аллах ниспослал писание Своему посланнику, дабы тот очищал мусульман, обучал их писанию и мудрости, о которых им не было известно прежде. Хвала же за это надлежит одному Аллаху!
Под отменой религиозного предписания (насх) подразумевается замена одного предписания другим или аннулирование этого предписания. Иудеи отрицали возможность отмены религиозных предписаний и считали это недозволенным, хотя законность этого упоминается в Торе. А это значит, что отрицание ими возможности отмены религиозных предписаний было проявлением неверия и потакания своим низменным желаниям. Говоря о мудрости отмены некоторых религиозных предписаний, Всевышний Аллах сообщил, что если Он отменяет или заставляет Своих рабов забыть некоторые коранические аяты, стирая их из сердец, то вместо них ниспосылаются еще более полезные аяты или равные им. Новые предписания приносят рабам не меньше пользы, чем предыдущие, поскольку Всевышний Господь постоянно оказывает милость Своим рабам. В особенности, это относится к мусульманам, которых Аллах почтил в высшей степени легкой религией. Что же касается тех, кто сомневается в способности Аллаха отменять некоторые ниспосланные предписания, то для них Всевышний Аллах сказал:
Аллах обладает абсолютной властью над вами и управляет вами, проявляя к вам милосердие и сострадание в своих вселенских решениях, повелениях и запретах. Вы не можете избежать судьбы, которую Он предопределил для Своих рабов, и не должны противиться законам, которые Он устанавливает для Своих рабов. Любой раб находится во власти вселенских и религиозных законов своего Господа. Стоит ли ему противиться этим законам? С другой стороны, Аллах покровительствует и оказывает поддержку Своим рабам. Он помогает им обрести блага и уберечься от зла. Его покровительство также проявляется в установлении для рабов законов, преисполненных мудрости и сострадания. И если человек задумается над предписаниями Корана и Сунны, которые были отменены и аннулированы, то он убедится в божественной мудрости и милосердии Аллаха по отношению к рабам и поймет, что по своей милости Аллах приводит людей к тому, что может принести им пользу, хотя они сами даже не осознают этого.
Аллах запретил правоверным или иудеям возражать Пророку Мухаммаду и настойчиво просить о том, о чем некогда израильтяне просили пророка Мусу. По этому поводу Всевышний сказал: ي َ س ْ أ َ ل ُ ك َ أ َ ه ْ ل ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ أ َ ن ت ُ ن َ ز ّ ِ ل َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ك ِ ت َ ا ب ً ا م ّ ِ ن َ ا ل س ّ َ م َ ا ء ف َ ق َ د ْ س َ أ َ ل ُ و ا ْ م ُ و س َ ى أ َ ك ْ ب َ ر َ م ِ ن ذ َ ل ِ ك َ ف َ ق َ ا ل ُ و ا ْ أ َ ر ِ ن َ ا ا ل ل ّ ه ِ ج َ ه ْ ر َ ة ً ف َ أ َ خ َ ذ َ ت ْ ه ُ م ُ ا ل ص ّ َ ا ع ِ ق َ ة ُ ب ِ ظ ُ ل ْ م ِ ه ِ م ْ ث ُ م ّ َ ا ت ّ َ خ َ ذ ُ و ا ْ ا ل ْ ع ِ ج ْ ل َ م ِ ن ب َ ع ْ د ِ م َ ا ج َ ا ء ت ْ ه ُ م ُ ا ل ْ ب َ ي ّ ِ ن َ ا ت ُ ف َ ع َ ف َ و ْ ن َ ا ع َ ن ذ َ ل ِ ك َ و َ آ ت َ ي ْ ن َ ا م ُ و س َ ى س ُ ل ْ ط َ ا ن ً ا م ّ ُ ب ِ ي ن ً ا «Люди Писания просят тебя, чтобы ты низвел им Писание с неба. Мусу (Моисея) они попросили о еще большем, когда сказали: " Покажи нам Аллаха открыто". Тогда молния поразила (или гибель постигла) их за их несправедливость» (4: 153); ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ ل ا َ ت َ س ْ أ َ ل ُ و ا ْ ع َ ن ْ أ َ ش ْ ي َ ا ء إ ِ ن ت ُ ب ْ د َ ل َ ك ُ م ْ ت َ س ُ ؤ ْ ك ُ م ْ و َ إ ِ ن ت َ س ْ أ َ ل ُ و ا ْ ع َ ن ْ ه َ ا ح ِ ي ن َ ي ُ ن َ ز ّ َ ل ُ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن ُ ت ُ ب ْ د َ ل َ ك ُ م ْ ع َ ف َ ا ا ل ل ّ ه ُ ع َ ن ْ ه َ ا و َ ا ل ل ّ ه ُ غ َ ف ُ و ر ٌ ح َ ل ِ ي م ٌ «О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Выдержанный» (5: 101). Эти и другие подобные просьбы и вопросы были запрещены в обсуждаемом нами откровении. Что же касается вопросов с целью получить верное наставление и приобрести знания, то подобные поступки заслуживают похвалы, и поэтому Всевышний Аллах приказал: و َ م َ ا أ َ ر ْ س َ ل ْ ن َ ا م ِ ن ق َ ب ْ ل ِ ك َ إ ِ ل ا ّ َ ر ِ ج َ ا ل ا ً ن ّ ُ و ح ِ ي إ ِ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ف َ ا س ْ أ َ ل ُ و ا ْ أ َ ه ْ ل َ ا ل ذ ّ ِ ك ْ ر ِ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ ل ا َ ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16: 43). Аллах также одобрил подобные вопросы в нескольких откровениях. Всевышний сказал: ي َ س ْ أ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ْ خ َ م ْ ر ِ و َ ا ل ْ م َ ي ْ س ِ ر ِ ق ُ ل ْ ف ِ ي ه ِ م َ ا إ ِ ث ْ م ٌ ك َ ب ِ ي ر ٌ و َ م َ ن َ ا ف ِ ع ُ ل ِ ل ن ّ َ ا س ِ و َ إ ِ ث ْ م ُ ه ُ م َ ا أ َ ك ْ ب َ ر ُ م ِ ن ن ّ َ ف ْ ع ِ ه ِ م َ ا و َ ي َ س ْ أ َ ل ُ و ن َ ك َ م َ ا ذ َ ا ي ُ ن ف ِ ق ُ و ن َ ق ُ ل ِ ا ل ْ ع َ ف ْ و َ ك َ ذ َ ل ِ ك َ ي ُ ب ي ّ ِ ن ُ ا ل ل ّ ه ُ ل َ ك ُ م ُ ا ل آ ي َ ا ت ِ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت َ ت َ ف َ ك ّ َ ر ُ و ن َ «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать» (2: 219); ف ِ ي ا ل د ّ ُ ن ْ ي َ ا و َ ا ل آ خ ِ ر َ ة ِ و َ ي َ س ْ أ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ْ ي َ ت َ ا م َ ى ق ُ ل ْ إ ِ ص ْ ل ا َ ح ٌ ل ّ َ ه ُ م ْ خ َ ي ْ ر ٌ و َ إ ِ ن ْ ت ُ خ َ ا ل ِ ط ُ و ه ُ م ْ ف َ إ ِ خ ْ و َ ا ن ُ ك ُ م ْ و َ ا ل ل ّ ه ُ ي َ ع ْ ل َ م ُ ا ل ْ م ُ ف ْ س ِ د َ م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ص ْ ل ِ ح ِ و َ ل َ و ْ ش َ ا ء ا ل ل ّ ه ُ ل أ ع ْ ن َ ت َ ك ُ م ْ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ ع َ ز ِ ي ز ٌ ح َ ك ِ ي م ٌ «Они спрашивают тебя о сиротах» (2: 220). Существуют и другие похожие аяты. В отличие от таких вопросов, запрещенные вопросы и просьбы порицаются, поскольку приводят человека к неверию. И всякий, кто обменивает веру на неверие, непременно сбивается с прямого пути.
Всевышний поведал о завистливости многих людей Писания. Они настолько сильно завидуют правоверным, что желают отвратить их от веры и обратить в неверующих. Они прикладывают для этого усилия и строят козни, однако эти козни обращаются против них самих. По этому поводу Всевышний сказал:
|