Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1 страница
Всевышний Аллах приказал своим верующим рабам поступать в соответствии с требованиями веры и исправно выполнять обязательства, не нарушая их и не делая упущений. Это означает, что раб должен поклоняться своему Господу самым совершенным образом, выполнять свои обязанности перед Ним и не нарушать их. Он также должен выполнять свои обязанности перед Божьим Посланником, повинуясь ему и следуя по его стопам, и перед своими родителями и родственниками, делая им добро и поддерживая родственные связи. Он также должен выполнять обязанности перед своими друзьями, не взирая на богатство и бедность, благоденствие и тяготы. Он должен соблюдать условия договоров, которые он заключает с людьми, будь то торговые сделки, договора об аренде или соглашения о пожертвовании или даре. Он должен выполнять все свои обязанности перед мусульманами, с которыми его связывают братские узы, установленные самим Аллахом. Всевышний по этому поводу сказал: إ ِ ن ّ َ م َ ا ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ إ ِ خ ْ و َ ة ٌ ف َ أ َ ص ْ ل ِ ح ُ و ا ب َ ي ْ ن َ أ َ خ َ و َ ي ْ ك ُ م ْ و َ ا ت ّ َ ق ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت ُ ر ْ ح َ م ُ و ن َ «Воистину, верующие – братья» (49: 10). Это означает, что они должны помогать друг другу, поддерживать друг друга в добре, держаться вместе и не распадаться. Это повеление распространяется на все основные и второстепенные положения религии, поскольку все религиозные предписания относятся к обязанностям, которые Аллах возложил на Своих рабов. Затем Аллах напомнил Своим рабам о милости, которая была оказана им, когда им было позволено питаться домашней скотиной: верблюдами, коровами и овцами. Возможно, под скотиной также подразумеваются дикие животные, такие как антилопа или зебра, на которых разрешается охотиться. Следует отметить, что на основании обсуждаемого нами аята некоторые сподвижники разрешали употреблять в пищу детенышей животных, которые умирают во чревах своих матерей, если они были зарезаны. Но некоторую скотину запрещается употреблять в пищу. Всевышний по этому поводу сказал: ح ُ ر ّ ِ م َ ت ْ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ُ ا ل ْ م َ ي ْ ت َ ة ُ و َ ا ل ْ د ّ َ م ُ و َ ل َ ح ْ م ُ ا ل ْ خ ِ ن ْ ز ِ ي ر ِ و َ م َ ا أ ُ ه ِ ل ّ َ ل ِ غ َ ي ْ ر ِ ا ل ل ّ ه ِ ب ِ ه ِ و َ ا ل ْ م ُ ن ْ خ َ ن ِ ق َ ة ُ و َ ا ل ْ م َ و ْ ق ُ و ذ َ ة ُ و َ ا ل ْ م ُ ت َ ر َ د ّ ِ ي َ ة ُ و َ ا ل ن ّ َ ط ِ ي ح َ ة ُ و َ م َ ا أ َ ك َ ل َ ا ل س ّ َ ب ُ ع ُ إ ِ ل ا ّ َ م َ ا ذ َ ك ّ َ ي ْ ت ُ م ْ و َ م َ ا ذ ُ ب ِ ح َ ع َ ل َ ى ا ل ن ّ ُ ص ُ ب ِ و َ أ َ ن ت َ س ْ ت َ ق ْ س ِ م ُ و ا ْ ب ِ ا ل أ َ ز ْ ل ا َ م ِ ذ َ ل ِ ك ُ م ْ ف ِ س ْ ق ٌ ا ل ْ ي َ و ْ م َ ي َ ئ ِ س َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ك َ ف َ ر ُ و ا ْ م ِ ن د ِ ي ن ِ ك ُ م ْ ف َ ل ا َ ت َ خ ْ ش َ و ْ ه ُ م ْ و َ ا خ ْ ش َ و ْ ن ِ ا ل ْ ي َ و ْ م َ أ َ ك ْ م َ ل ْ ت ُ ل َ ك ُ م ْ د ِ ي ن َ ك ُ م ْ و َ أ َ ت ْ م َ م ْ ت ُ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ن ِ ع ْ م َ ت ِ ي و َ ر َ ض ِ ي ت ُ ل َ ك ُ م ُ ا ل إ ِ س ْ ل ا َ م َ د ِ ي ن ً ا ف َ م َ ن ِ ا ض ْ ط ُ ر ّ َ ف ِ ي م َ خ ْ م َ ص َ ة ٍ غ َ ي ْ ر َ م ُ ت َ ج َ ا ن ِ ف ٍ ل ّ ِ إ ِ ث ْ م ٍ ف َ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ غ َ ف ُ و ر ٌ ر ّ َ ح ِ ي م ٌ «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов)» (5: 3). В этом аяте также упоминается скотина, однако ее запрещается употреблять в пищу. Поскольку позволение употреблять в пищу скотину в широком смысле распространяется на любые обстоятельства и любое время, Всевышний Аллах сделал исключение из этого общего правила и запретил паломникам употреблять в пищу добычу, на которую они осмелились охотиться в ихраме. Паломникам в ихраме запрещается есть добычу, например, антилопу, если они принимали участие в охоте. Под охотничьей добычей подразумеваются дикие животные, мясо которых разрешается употреблять в пищу. Аллах повелевает все, что пожелает. Это означает, что религиозные предписания имеют тот смысл, который пожелал Аллах. Он издал такие законы, руководствуясь божественной мудростью, и приказал вам выполнять свои обязательства, дабы вы могли обрести благо и избежать вреда. Он разрешил вам употреблять в пищу домашнюю скотину, проявив к вам милость и сострадание, и запретил есть вам мертвечину и других запрещенных животных, избавив вас от их вреда, и запретил вам охотиться в ихраме, подчеркнув важность этого ритуального состояния.
Под обрядовыми знамениями здесь подразумеваются запреты Аллаха, которые мусульманам приказано почитать и не нарушать. Аллах запретил преступать эти запреты и считать подобное дозволенным. Это распространяется на все дурные поступки, которые запрещается совершать и считать дозволенными. К ним также относятся действия, запрещенные в ихраме во время паломничества, и поступки, запрещенные на заповедной земле. К ним также относятся действия, запрещенные во время запретных месяцев, о чем ясно заявил Аллах.Мусульмане не должны нарушать святость запретных месяцев, сражаясь в течение их и совершая прочие несправедливые поступки. Всевышний по этому поводу сказал: إ ِ ن ّ َ ع ِ د ّ َ ة َ ا ل ش ّ ُ ه ُ و ر ِ ع ِ ن د َ ا ل ل ّ ه ِ ا ث ْ ن َ ا ع َ ش َ ر َ ش َ ه ْ ر ً ا ف ِ ي ك ِ ت َ ا ب ِ ا ل ل ّ ه ِ ي َ و ْ م َ خ َ ل َ ق َ ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت و َ ا ل أ َ ر ْ ض َ م ِ ن ْ ه َ ا أ َ ر ْ ب َ ع َ ة ٌ ح ُ ر ُ م ٌ ذ َ ل ِ ك َ ا ل د ّ ِ ي ن ُ ا ل ْ ق َ ي ّ ِ م ُ ف َ ل ا َ ت َ ظ ْ ل ِ م ُ و ا ْ ف ِ ي ه ِ ن ّ َ أ َ ن ف ُ س َ ك ُ م ْ و َ ق َ ا ت ِ ل ُ و ا ْ ا ل ْ م ُ ش ْ ر ِ ك ِ ي ن َ ك َ آ ف ّ َ ة ً ك َ م َ ا ي ُ ق َ ا ت ِ ل ُ و ن َ ك ُ م ْ ك َ آ ف ّ َ ة ً و َ ا ع ْ ل َ م ُ و ا ْ أ َ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ م َ ع َ ا ل ْ م ُ ت ّ َ ق ِ ي ن َ «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (9: 36). Большинство мусульманских богословов считает, что запрет на сражения в запретные месяцы был аннулирован следующим высказыванием Всевышнего: ف َ إ ِ ذ َ ا ا ن س َ ل َ خ َ ا ل أ َ ش ْ ه ُ ر ُ ا ل ْ ح ُ ر ُ م ُ ف َ ا ق ْ ت ُ ل ُ و ا ْ ا ل ْ م ُ ش ْ ر ِ ك ِ ي ن َ ح َ ي ْ ث ُ و َ ج َ د ت ّ ُ م ُ و ه ُ م ْ و َ خ ُ ذ ُ و ه ُ م ْ و َ ا ح ْ ص ُ ر ُ و ه ُ م ْ و َ ا ق ْ ع ُ د ُ و ا ْ ل َ ه ُ م ْ ك ُ ل ّ َ م َ ر ْ ص َ د ٍ ف َ إ ِ ن ت َ ا ب ُ و ا ْ و َ أ َ ق َ ا م ُ و ا ْ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة َ و َ آ ت َ و ُ ا ْ ا ل ز ّ َ ك َ ا ة َ ف َ خ َ ل ّ ُ و ا ْ س َ ب ِ ي ل َ ه ُ م ْ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ غ َ ف ُ و ر ٌ ر ّ َ ح ِ ي م ٌ «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду» (9: 5). Существуют и другие священные тексты, содержащие повеление сражаться против неверующих при любых обстоятельствах и суровую угрозу в адрес тех, кто отказывается от священной войны, которая также имеет широкий смысл. Это мнение усиливается тем, что Пророк Мухаммад сразился с жителями Таифа в месяце зуль-каада, который также относится к запретным месяцам. Некоторые богословы считали, что запрет на сражение в запретные месяцы не является аннулированным. Они опирались на обсуждаемый нами аят и другие откровения, в которых запрещается сражаться именно в эти месяцы. Они считали, что эти откровения конкретизируют общий смысл повеления сражаться против неверующих, поскольку священные тексты с общим смыслом необходимо понимать на основании текстов с конкретным смыслом. Некоторые богословы считали, что этот запрет нуждается в дополнительном разъяснении. Они полагали, что в запретные месяцы запрещается начинать боевые действия, но разрешается продолжать или завершать войну, если она началась в другие месяцы. Таким же образом они объясняли сражение Пророка против жителей Таифа, поскольку это противостояние началось битвой при Хунейне, которая состоялась в шаввале.Все сказанное выше не относится к оборонительным действиям, ибо если неверующие первыми начали сражаться против мусульман, то мусульманам разрешается воевать против них в целях самообороны даже в запретные месяцы, причем богословы единодушны по этому поводу. Мусульмане также не должны покушаться на жертвенных животных и скотину, которая украшена ожерельями, если ее гонят к Дому Аллаха во время хаджа или малого паломничества. Они не должны мешать людям привести скотину к месту заклания, воровать ее или отнимать силой, наносить ей увечья и обременять ее непосильной ношей, которая может погубить животное до того, как оно достигнет места заклания. Напротив, мусульмане должны относиться к жертвенным животным с почтением и уважать тех, кто приводит их. Под животными с ожерельями подразумевается особый вид жертвенных животных, для которых скручивают ожерелья или петли. Их надевают на шеи животным, обозначая тем самым, что они предназначены для жертвоприношения. Это делается для того, чтобы люди брали пример с этого благого поступка, обучались Сунне Пророка и знали, что эти животные являются жертвенными. Вот почему надевание ожерелий на жертвенных животных является Сунной и узаконенным обрядом. Аллах также запретил покушаться на людей, которые отправляются к Заповедному дому, стремясь снискать милость и благоволение своего Господа. Это распространяется на всех, кто приезжает к Заповедной мечети для того, чтобы торговать или заработать деньги другим дозволенным путем, или в надежде снискать благоволение Аллаха, совершив хадж или малое паломничество, обойдя вокруг Каабы, помолившись в мечети или совершив другие обряды поклонения. Мусульмане не должны причинять таким людям зло или оскорблять их. Напротив, они должны относиться к ним с уважением и почитать каждого, кто посещает храм своего Господа. Это предписание включает в себя повеление обеспечивать безопасность на дорогах, ведущих к Дому Аллаха, дабы паломники были спокойны и уверены в собственной безопасности и не испытывали страха за свою жизнь и свое имущество, опасаясь убийств, грабежей, взимания налогов и тому подобного. Этот прекрасный аят конкретизирован следующим высказыванием Всевышнего: ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ إ ِ ن ّ َ م َ ا ا ل ْ م ُ ش ْ ر ِ ك ُ و ن َ ن َ ج َ س ٌ ف َ ل ا َ ي َ ق ْ ر َ ب ُ و ا ْ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د َ ا ل ْ ح َ ر َ ا م َ ب َ ع ْ د َ ع َ ا م ِ ه ِ م ْ ه َ ـ ذ َ ا و َ إ ِ ن ْ خ ِ ف ْ ت ُ م ْ ع َ ي ْ ل َ ة ً ف َ س َ و ْ ف َ ي ُ غ ْ ن ِ ي ك ُ م ُ ا ل ل ّ ه ُ م ِ ن ف َ ض ْ ل ِ ه ِ إ ِ ن ش َ ا ء إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ ع َ ل ِ ي م ٌ ح َ ك ِ ي م ٌ «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети» (9: 28). Поэтому многобожникам не разрешается вступать в Заповедную мечеть. Из поставленного в этом откровении условия следует, что запрещается мешать посетить Заповедную мечеть тем, кто стремится снискать милость и благоволение Аллаха. Из этого следует, что если человек желает совершать там грехи, то из уважения к заповедной земле ему нельзя позволить бесчинствовать возле Дома Аллаха. Всевышний по этому поводу сказал: إ ِ ن ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ك َ ف َ ر ُ و ا و َ ي َ ص ُ د ّ ُ و ن َ ع َ ن س َ ب ِ ي ل ِ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ا ل ْ م َ س ْ ج ِ د ِ ا ل ْ ح َ ر َ ا م ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي ج َ ع َ ل ْ ن َ ا ه ُ ل ِ ل ن ّ َ ا س ِ س َ و َ ا ء ا ل ْ ع َ ا ك ِ ف ُ ف ِ ي ه ِ و َ ا ل ْ ب َ ا د ِ و َ م َ ن ي ُ ر ِ د ْ ف ِ ي ه ِ ب ِ إ ِ ل ْ ح َ ا د ٍ ب ِ ظ ُ ل ْ م ٍ ن ُ ذ ِ ق ْ ه ُ م ِ ن ْ ع َ ذ َ ا ب ٍ أ َ ل ِ ي م ٍ «…тем, кто желает там уклониться от истины по несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания» (22: 25). Поскольку в предыдущем аяте Аллах запретил паломникам охотиться в ихраме, далее Всевышний Аллах позволил им охотиться после того, как они освободятся от ихрама во время хаджа или малого паломничества. Этот запрет снимается с них после освобождения от ихрама. Употребление повелительной формы после запрета означает, что религиозное положение остается таким, каким оно было до запрета. Затем Аллах сказал, что ненависть и враждебное отношение людей, которые посягнули на права мусульман и не позволили им пройти к Заповедной мечети, не должны подталкивать их на ответные враждебные действия против них с целью мщения. Раб должен придерживаться предписаний Аллаха и быть справедливым, даже если люди грешат против него, поступают с ним несправедливо и попирают его права. Ему не разрешается наговаривать на того, кто наговаривает на него, или предавать доверие того, кто предал его доверие. Затем Аллах приказал Своим рабам помогать друг другу в благочестии и богобоязненности. Под благочестием подразумеваются все деяния, совершаемые душой и телом, касающиеся обязанностей человека перед Аллахом и перед людьми, которые Аллах любит и которыми Он доволен. Под богобоязненностью подразумевается отказ от всех поступков, совершаемых душой или телом, которые ненавистны Аллаху или Его посланнику. Одним словом, мусульманин должен стремиться ко всем качествам, которыми Аллах приказал обладать, и должен избавляться от всех качеств, которых Аллах приказал избегать. Он должен выполнять эти предписания сам и помогать в этом своим верующим братьям, используя для этого любые слова, способны вдохновить их на благодеяния, и любые соответствующие деяния. Наряду с этим Аллах запретил помогать друг другу в грехе и вражде. Под грехом здесь подразумевается ослушание, которое причиняет вред самому человеку, а под враждой – посягательство на жизнь, имущество или честь других людей. Это означает, что раб Божий обязан сам избегать всех грехов и несправедливых поступков и помогать другим поступать так. Пусть же люди боятся Аллаха, поскольку Он сурово наказывает ослушников, нарушающих Его запреты. Пусть они остерегаются запрещенных поступков, дабы их не постигло возмездие как при жизни на земле, так и после смерти.
В этом откровении упоминаются запреты, на которые Аллах указал в самом начале этой суры. Следует знать, что Всеблагой и Всевышний Аллах объявил продукты питания дозволенными или запрещенными только для того, чтобы уберечь Своих рабов от того вреда, который им могут причинить запрещенные продукты. В одних случаях Аллах разъяснил мудрость этих запретов, а в других случаях не сделал этого.
|