Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! 1 страница
Хвала подразумевает восхваление Аллаха посредством Его совершенных качеств, а также зримых и незримых щедрот, благодаря которым люди благоустраивают свою мирскую и духовную жизнь. Безусловно, самой славной из этих милостей является ниспослание рабу и посланнику Аллаха Пророку Мухаммаду великого писания – Священного Корана. Всевышний восхвалил самого себя и тем самым призвал людей восхвалять Его за пришествие посланника и ниспослание писания. Затем Аллах охарактеризовал это писание двумя качествами, каждое из которых свидетельствует о его всестороннем совершенстве. Во-первых, в нем отсутствуют какие-либо противоречия. А во-вторых, оно является правильным. Отсутствие противоречий и недостатков свидетельствует о том, что среди коранических повествований нет лживых рассказов, а коранические предписания не являются бессмысленными и несправедливыми. А правильность писания означает, что его повествования и предписания проповедуют самые правильные убеждения, которые наполняют человеческие сердца знанием, верой и истинным смыслом. Его повествования рассказывают об именах, качествах и деяниях Аллаха, а также открывают людям часть сокровенного знания о событиях, которые уже произошли и которым еще надлежит произойти. А его предписания и запреты очищают сердца, облагораживают души и заставляют их расти и совершенствоваться. Они преисполнены совершенства, справедливости и беспристрастности и направлены на служение одному Аллаху, у которого нет сотоварищей. Писание, которое обладает такими замечательными качествами, действительно заслуживает того, чтобы Аллах восхвалил себя за его ниспослание и похвалился этим перед своими рабами. Священный Коран ниспослан для того, чтобы его мудрые аяты напоминали людям о наказании, которое уже предопределено и ожидает каждого, кто осмеливается нарушать повеления Аллаха. Это могут быть как страдания в мирской жизни, так и наказание после смерти. Всевышний предостерег людей от всего, что может причинить им вред и обречь на погибель, и это также является одной из Его величайших милостей. Именно поэтому Аллах описал в Коране адское пламя и сказал: ل َ ه ُ م م ّ ِ ن ف َ و ْ ق ِ ه ِ م ْ ظ ُ ل َ ل ٌ م ّ ِ ن َ ا ل ن ّ َ ا ر ِ و َ م ِ ن ت َ ح ْ ت ِ ه ِ م ْ ظ ُ ل َ ل ٌ ذ َ ل ِ ك َ ي ُ خ َ و ّ ِ ف ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ب ِ ه ِ ع ِ ب َ ا د َ ه ُ ي َ ا ع ِ ب َ ا د ِ ف َ ا ت ّ َ ق ُ و ن ِ «Этим Аллах устрашает Своих рабов. О рабы Мои, бойтесь Меня!» (39: 16). По своей милости Аллах приговорил к суровому наказанию тех, кто ослушается Его повелений, поведал Своим рабам об этом наказании и разъяснил им, что именно может обречь их на великие страдания. Аллах ниспослал своему рабу священное писание также для того, чтобы он сообщил радостную весть каждому, кто уверовал в Аллаха, Его посланников и Его писания, кто усовершенствовал свою веру и выполнял обязательные и добровольные предписания религии, совершая праведные дела искренне ради Аллаха и в полном соответствии с дорогой Пророка Мухаммада. Такие люди заслужили прекрасное вознаграждение, которого по воле Аллаха удостаиваются только те, кто уверовал и вершил праведные дела. А самое главное – они сумели снискать благоволение Аллаха и попадут в райские сады, в которых для них уготовано то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа. Аллах назвал их вознаграждение прекрасным, и поэтому ничто не будет омрачать их радости и ничто не причинит им даже малейшего беспокойства. А если бы это было не так, то их вознаграждение нельзя было бы назвать прекрасным в полном смысле этого слова. Райское вознаграждение никогда не иссякнет, и праведники никогда не расстанутся с ним. Более того, с каждым мигом оно будет будет только увеличиваться. Аллах обрадовал правоверных этим вознаграждением и тем самым напомнил им о том, что в Священном Коране изложены все праведные деяния, которые помогают людям достичь успеха, от которого придут в восторг сердца и возликуют души.
Иудеи, христиане и многобожники произносят эти скверные речи, не имея достоверного знания по этому поводу и не будучи убежденными в своей правоте. Об этом также ничего не было известно их отцам, которым они слепо подражают и дорогой которых следуют. И поэтому Всевышний сказал:
Они строят догадки и потакают своим желаниям. И при этом они совершают чудовищное преступление и обрекают себя на мучительное наказание. Да и что может быть более чудовищным преступлением, чем утверждение того, что Аллах породил сына?!! Это утверждение подразумевает несовершество божественных качеств и существование сына, обладающего качествами Господа Бога. Воистину, это – чудовищный навет. А ведь Всевышний Аллах сказал: ه َ ؤ ُ ل َ ا ء ق َ و ْ م ُ ن َ ا ا ت ّ َ خ َ ذ ُ و ا م ِ ن د ُ و ن ِ ه ِ آ ل ِ ه َ ة ً ل ّ َ و ْ ل َ ا ي َ أ ْ ت ُ و ن َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ب ِ س ُ ل ْ ط َ ا ن ٍ ب َ ي ّ ِ ن ٍ ف َ م َ ن ْ أ َ ظ ْ ل َ م ُ م ِ م ّ َ ن ِ ا ف ْ ت َ ر َ ى ع َ ل َ ى ا ل ل ّ َ ه ِ ك َ ذ ِ ب ً ا «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?» (18: 15). Утверждения многобожников не имеют ничего общего с истиной, и посмотрите, как последовательно Аллах опроверг эти утверждения. Вначале Всевышний Аллах сообщил, что ни многобожники, ни их предки не имели знаний о правдивости своих воззрений. А если человек говорит об Аллахе, не опираясь на достоверные знания, то его утверждения являются неприемлемыми и порочными. Затем Аллах возвестил о том, что речи многобожников являются чудовищным преступлением. И, наконец, Аллах назвал их утверждения сущей ложью, которая является полной противоположностью истине.
Пророк Мухаммад всеми силами стремился наставить людей на прямой путь. Он делал все возможное для достижения этой цели, радовался, когда люди обращались в правую веру, и огорчался, когда они отдавали предпочтение неверию и заблуждению. Все это свидетельствовало о его сострадании и заботливом отношении к людям. И тогда Аллах повелел ему не огорчаться и не печалиться от того, что грешники отказываются уверовать в Коран. Всевышний сказал: ل َ ع َ ل ّ َ ك َ ب َ ا خ ِ ع ٌ ن ّ َ ف ْ س َ ك َ أ َ ل ّ َ ا ي َ ك ُ و ن ُ و ا م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ «Ты можешь погубить себя от скорби от того, что они не становятся верующими» (26: 3). Всевышний также сказал: أ َ ف َ م َ ن ز ُ ي ّ ِ ن َ ل َ ه ُ س ُ و ء ُ ع َ م َ ل ِ ه ِ ف َ ر َ آ ه ُ ح َ س َ ن ً ا ف َ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ي ُ ض ِ ل ّ ُ م َ ن ي َ ش َ ا ء و َ ي َ ه ْ د ِ ي م َ ن ي َ ش َ ا ء ف َ ل َ ا ت َ ذ ْ ه َ ب ْ ن َ ف ْ س ُ ك َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ ح َ س َ ر َ ا ت ٍ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ع َ ل ِ ي م ٌ ب ِ م َ ا ي َ ص ْ ن َ ع ُ و ن َ «Не изводи себя скорбью по ним» (35: 8). О Мухаммад! Ты печалишься из-за них, но тебе не следует делать этого. Аллах уже обязался одарить тебя щедрым вознаграждением. Что же касается неверных, то если бы в их сердцах нашлась хотя бы крупица добра, то Аллах непременно наставил бы их на прямой путь. Однако Ему известно, что неверные не заслуживают ничего, кроме адской обители, и поэтому Он оставляет их без своей поддержки и не помогает им найти истину. А это значит, что печаль и скорбь не принесут тебе никакой пользы. Из этого и ему подобных откровений можно извлечь полезный урок. Проповедник должен призывать людей на путь Господа, обучать их истине и делать все возможное для того, чтобы добиться поставленной цели. Он также должен преграждать путь распространению заблуждения и уповать на поддержку Аллаха. Если люди встанут на прямой путь, то это прекрасно. Если же они откажутся, то он не должен отчаиваться и переживать, потому что отчаяние губит человека, лишает его сил и не приносит ему никакой пользы. Напротив, он должен продолжать начатое дело и помнить о том, что он не в силах совершить нечто большее. Всевышний сказал Пророку Мухаммаду: إ ِ ن ّ َ ك َ ل َ ا ت َ ه ْ د ِ ي م َ ن ْ أ َ ح ْ ب َ ب ْ ت َ و َ ل َ ك ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ي َ ه ْ د ِ ي م َ ن ي َ ش َ ا ء و َ ه ُ و َ أ َ ع ْ ل َ م ُ ب ِ ا ل ْ م ُ ه ْ ت َ د ِ ي ن َ «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил» (28: 56). А святой пророк Муса сказал: ق َ ا ل َ ر َ ب ّ ِ إ ِ ن ّ ِ ي ل ا أ َ م ْ ل ِ ك ُ إ ِ ل ا ّ َ ن َ ف ْ س ِ ي و َ أ َ خ ِ ي ف َ ا ف ْ ر ُ ق ْ ب َ ي ْ ن َ ن َ ا و َ ب َ ي ْ ن َ ا ل ْ ق َ و ْ م ِ ا ل ْ ف َ ا س ِ ق ِ ي ن َ «Господи! Я властен только над самим собой и моим братом» (5: 25). Что же тогда говорить обо всех остальных людях?! Да и что говорить, если сам Всевышний сказал: ف َ ذ َ ك ّ ِ ر ْ إ ِ ن ّ َ م َ ا أ َ ن ت َ م ُ ذ َ ك ّ ِ ر ٌ ل ّ َ س ْ ت َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ب ِ م ُ ص َ ي ْ ط ِ ر ٍ «Наставляй же, ведь ты являешься наставником, и ты не властен над ними» (88: 21-22).
Аллах поведал о том, что прекрасные яства, аппетитные напитки, роскошные наряды, деревья, реки, нивы, фрукты, удивительные пейзажи, восхитительные сады, завораживающие звуки, удивительные образы, золотые и серебряные украшения, лошади и верблюды, а также все остальные земные блага являются всего лишь украшением мирской жизни. Аллах сотворил их для искушения и испытания Своих рабов, дабы выявить тех, кто станет совершать искренние и правильные деяния. Но придет время, и тогда все мирские блага исчезнут, а земля превратится в сухую бесплодную равнину. Прекратятся земные удовольствия, высохнут ручьи и исчезнут былые прелести. Всевышний сказал:
Такова сущность мирской жизни, и Всевышний Аллах разъяснил ее самым убедительным образом. Он велел нам не обольщаться этим тленным миром и устремиться к вечному блаженству и бесконечному счастью в Последней жизни. И все это свидетельствует о милости Аллаха по отношению к Своим рабам. Если человек рассматривает только внешнюю сторону жизни на земле и не придает значения сущности происходящего вокруг, то он обольщается мирскими благами и наслаждается жизнью, уподобляясь скотине. Он не задумывается над своими обязанностями перед Господом и не стремится познать Его, а делает все возможное для того, чтобы любыми способами удовлетворить свои животные потребности. Когда же такой человек оказывается перед лицом смерти, он начинает переживать от того, что расстается с земными удовольствиями, но при этом совершенно не печалится из-за допущенных упущений и совершенных злодеяний. Если же человек задумывается над истинной сущностью земной жизни и постигает смысл своего существования, то он начинает пользоваться мирскими благами исключительно для достижения той цели, ради которой он был сотворен. Он извлекает выгоду из предоставленного ему жизненного срока и ведет себя подобно путнику, который странствует по свету. Он не ликует и не считает земной мир обителью вечного местопребывания, а стремится познать своего Господа, исправно выполнять Его предписания и творить добро. Такой человек займет высокое положение перед Аллахом и будет удостоен самых славных почестей и самых прекрасных наград. Он задумывается над сущностью земной жизни и не похож на тех, кто обольщается мирскими благами и думает только о внешней стороне жизни. Он трудится ради жизни после смерти, тогда как праздные глупцы заботятся только о мирском благополучии. Как же непохожи интересы этих людей и как велика разница между ними!!
Этот вопрос означает опровержение подобных мыслей и запрет на подобные предположения. О Мухаммад! Не думай о том, что история людей в пещере была самым удивительным из Божьих знамений и уникальной в своем роде. Всевышний Аллах явил людям множество удивительных знамений, которые были похожи на историю людей в пещере и даже превосходили ее по своему значению. По сей день Аллах продолжает показывать людям различные знамения по свету и в них самих, и каждое из этих знамений помогает различать правду от лжи, а истину от заблуждения. Не думай также, что история людей в пещере вообще не была удивительным знамением. Напротив, это событие было удивительным и чудесным, но помимо него есть много других великих чудес. И если человек станет восхищаться только этой историей и забудет про все остальное, то это будет проявлением легкомыслия и невежества. Правоверный обязан размышлять над всеми знамениями, размышлять над которыми Аллах повелел Своим рабам, потому что подобные размышления являются ключом к истинной вере и путем обретения знаний и убежденности. Что же касается самой истории, то она произошла в одной из горных пещер и была записана в Ракиме. Это – писание, в котором начертаны имена людей в пещере и исчислено все, что произошло с ними за долгие годы пребывания в ней. Это были юноши, которые спрятались в пещере, опасаясь искушения со стороны своих соплеменников. Далее Всевышний Аллах описал их историю вначале в общих чертах, а затем более подробно.
Господи! Укрепи наши сердца, избавь нас от зла и помоги нам обрести благо. Наставь нас на прямой путь и одари нас правой верой и мирским благополучием. Из всего сказанного следует, что молодые люди не только спрятались в укромном месте и сделали все возможное для того, чтобы избежать искушения, но и смиренно обратились к Аллаху с мольбой облегчить им судьбу. Они не полагались на самих себя и не возлагали надежд на помощь других творений, и поэтому Аллах внял их молитвам и повел их путем, о котором они даже не подозревали. Всевышний сказал:
Они проспали в пещере триста лет и еще девять лет, и все это время их сердца были избавлены от страха и беспокойства, а сами они были обезопашены от козней своих соплеменников.
Аллах пробудил спящих отроков ото сна для того, чтобы выяснилось, кто из них сможет правильно исчислить года, которые они провели в пещере. Всевышний сказал: و َ ك َ ذ َ ل ِ ك َ ب َ ع َ ث ْ ن َ ا ه ُ م ْ ل ِ ي َ ت َ س َ ا ء ل ُ و ا ب َ ي ْ ن َ ه ُ م ْ ق َ ا ل َ ق َ ا ئ ِ ل ٌ م ّ ِ ن ْ ه ُ م ْ ك َ م ْ ل َ ب ِ ث ْ ت ُ م ْ ق َ ا ل ُ و ا ل َ ب ِ ث ْ ن َ ا ي َ و ْ م ً ا أ َ و ْ ب َ ع ْ ض َ ي َ و ْ م ٍ ق َ ا ل ُ و ا ر َ ب ّ ُ ك ُ م ْ أ َ ع ْ ل َ م ُ ب ِ م َ ا ل َ ب ِ ث ْ ت ُ م ْ ف َ ا ب ْ ع َ ث ُ و ا أ َ ح َ د َ ك ُ م ب ِ و َ ر ِ ق ِ ك ُ م ْ ه َ ذ ِ ه ِ إ ِ ل َ ى ا ل ْ م َ د ِ ي ن َ ة ِ ف َ ل ْ ي َ ن ظ ُ ر ْ أ َ ي ّ ُ ه َ ا أ َ ز ْ ك َ ى ط َ ع َ ا م ً ا ف َ ل ْ ي َ أ ْ ت ِ ك ُ م ب ِ ر ِ ز ْ ق ٍ م ّ ِ ن ْ ه ُ و َ ل ْ ي َ ت َ ل َ ط ّ َ ف ْ و َ ل َ ا ي ُ ش ْ ع ِ ر َ ن ّ َ ب ِ ك ُ م ْ أ َ ح َ د ً ا «Таким образом Мы пробудили их для того, чтобы они расспросили друг друга» (18: 19). Что же касается знания о том, сколько лет они пробыли в пещере, то оно подчеркивает важность летоисчисления и свидетельствует о безграничном могуществе, мудрости и милосердии Аллаха. И если бы отроки никогда не пробудились ото сна, то никто не узнал бы об их славной истории.
Этими словами Аллах начал более подробно излагать историю спящих отроков Своему пророку Мухаммаду. Это повествование является сущей правдой, и в его достоверности невозможно усомниться. Из лексического анализа слова " фитйа" (" юноши") следует, что спящих отроков было менее десяти человек. Они уверовали в единого Аллаха, отказались приобщать к Нему сотоварищей и тем самым поступили вопреки воле своего народа. Аллах отблагодарил их за правую веру и укрепил их на правом пути. Когда вера пустила корни в их сердца, Аллах увеличил их приверженность прямому пути благодаря полезным знаниям и праведным деяниям. Всевышний также сказал: و َ ي َ ز ِ ي د ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ا ه ْ ت َ د َ و ْ ا ه ُ د ً ى و َ ا ل ْ ب َ ا ق ِ ي َ ا ت ُ ا ل ص ّ َ ا ل ِ ح َ ا ت ُ خ َ ي ْ ر ٌ ع ِ ن د َ ر َ ب ّ ِ ك َ ث َ و َ ا ب ً ا و َ خ َ ي ْ ر ٌ م ّ َ ر َ د ّ ً ا
|