Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2.Тема 2.5. Учебная дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР.






Вопросы для обсуждения:

1. В связи с 20-летием Августовского (1991 г.) путча в российском обществе было много разговоров о «шести годах, которые изменили страну, изменили мир, изменили нас». Какие аргументы вы могли бы привести «за» и «против» каждого из этих заявлений?

2. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства?

3. В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением?

4. Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ.

5. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы?

6. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»).

 

Методические рекомендации для подготовки к учебной дискуссии:

В ходе подготовки к занятию необходимо ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России, которые Вам доступны. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий. Кроме того, используя средства Интернет, ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартии для новой Европы (21.11. 1990), Соглашения о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991). Используйте их в ходе дискуссии в качестве аргументов при ответах на тот или иной вопрос.

 

К занятию один из студентов готовит сообщение на тему:

- «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников». Сообщение заслушивается в начале занятия.

В качестве самостоятельного домашнего задания каждый студент в письменной форме (в объеме 2-2, 5 страницы):

1. Предлагает проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг. альтернативного «новому политическому мышлению».

Выстроить свое видение данной проблемы обучаемому поможет знакомство с работой М.С. Горбачева: Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. Раздел второй. Новое мышление и мир. М., 1988. См.: Интернет-ресурс: https://www.newparadigma.ru/prcv/Publ/Gorbachev/perestroika.h...

 

Литература

Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. 2-е изд., М., 2013.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В.А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб., 2010.

- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988.

Дополнительная

- Волобуев О.В. и др.Россия и мир. Учебник. 10-11 кл. М., 2002. Ч. 2.

- Горбачёв М.С. Понять перестройку… М., 2006.

- История России. ХХ век: 1939 – 2007. М., 2009.

- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.

- Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий. М., 2004.

- Пастухов В.Б. «Перестройка» - второе издание. Революция и контрреволюция в России // Полис. 2011. № 11. С. 7-28.

- Шубин А.В. Преданная демократия. Неформалы и Перестройка (1986-1989). М.: Европа, 2006.

 

 

Раздел 3. Тема 3.3. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: опыт, проблемы, тенденции.

 

Предусматривает работу с источниками информации.

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

1. Ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных социально-экономическим преобразованиям в период с 1992 по 2011 гг.

2. Используя, в том числе и средства массовой информации, необходимо составить две таблицы:

- таблица №1: «Социально-экономическая ситуация в 90-е гг. в России» и таблица №2: «Социально-экономическое развитие России в 2000-2011 гг.», самостоятельно выбрав основания для характеристики социально-экономического развития России в указанные годы.

3. Подготовить сообщение на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».

 

Порядок проведения занятия.

1. Выступление одного из студентов с сообщением на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».

2. Изучение документов:

- Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 «О мерах по либерализации цен»;

- Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли»;

- Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

По завершении изучения документов студент формулирует ответы на следующие вопросы:

а. Докажите, что экономическая реформа методом «шоковой терапии» была действительно радикальной.

б. Укажите цели, методы, последствия для экономического и социального развития России, вышеперечисленных документов.

в. Укажите тенденции развития социально-экономической ситуации, сложившейся в 90-е годы в России, опираясь на материалы таблицы, подготовленной к занятию. Какие результаты предполагались и какова была реальность социально-экономического курса?

3. Сопоставление статистических сведений, характеризующих социально-экономическое развитие России в 90-е годы со статистической информацией о социально-экономическом развитии России в 2000-2011 гг. Оформление на основе сопоставления таблицы №3: «Приобретения и потери суверенной России в области экономики за последнее десятилетие».

Литература

Основная

 

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг: учебник. М., 2011.

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. См.: Интернет-ресурс: hht: //www.government.ru/content/ governmentactiviti? rfgovernmentdecision/? archivi/2008/11/17/2982752.htm

- Россия. ХХ век: документы и материалы /Под ред. А. Безбородова. В 2-х кн. М., 2004.

 

Дополнительная

- Абалкин Л.И., Мильнер Б.З., Медведев В.А. и др. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М., 1997.

- Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012.

- Кочегарова Т.М. О некоторых проблемах модернизации России // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. № 42.

- Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. СПб., 2010.

- Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М., 2008.

- Симонян Р.Х. Некоторые социально-экономические последствия реформ 1990-х годов // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. №35.

- Симонян Р.Х. Социально-экономическая политика в современной России: её истоки и некоторые итоги // Новая и новейшая история. 2011. № 5.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.

- Экономические реформы в России в 90-е годы. Путь в ХХI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Отв. ред. Д.С. Львов. М., 1999.

 

 

Тема 3. 6. Семинар. Проблемы государственного строительства


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал