![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2.Тема 2.5. Учебная дискуссия. Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР.
Вопросы для обсуждения: 1. В связи с 20-летием Августовского (1991 г.) путча в российском обществе было много разговоров о «шести годах, которые изменили страну, изменили мир, изменили нас». Какие аргументы вы могли бы привести «за» и «против» каждого из этих заявлений? 2. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства? 3. В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением? 4. Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ. 5. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы? 6. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»).
Методические рекомендации для подготовки к учебной дискуссии: В ходе подготовки к занятию необходимо ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России, которые Вам доступны. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий. Кроме того, используя средства Интернет, ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартии для новой Европы (21.11. 1990), Соглашения о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991). Используйте их в ходе дискуссии в качестве аргументов при ответах на тот или иной вопрос.
К занятию один из студентов готовит сообщение на тему: - «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников». Сообщение заслушивается в начале занятия. В качестве самостоятельного домашнего задания каждый студент в письменной форме (в объеме 2-2, 5 страницы): 1. Предлагает проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг. альтернативного «новому политическому мышлению». Выстроить свое видение данной проблемы обучаемому поможет знакомство с работой М.С. Горбачева: Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. Раздел второй. Новое мышление и мир. М., 1988. См.: Интернет-ресурс: https://www.newparadigma.ru/prcv/Publ/Gorbachev/perestroika.h...
Литература Основная - Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012. - Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. 2-е изд., М., 2013. - Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В.А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб., 2010. - Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988. Дополнительная - Волобуев О.В. и др.Россия и мир. Учебник. 10-11 кл. М., 2002. Ч. 2. - Горбачёв М.С. Понять перестройку… М., 2006. - История России. ХХ век: 1939 – 2007. М., 2009. - Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012. - Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий. М., 2004. - Пастухов В.Б. «Перестройка» - второе издание. Революция и контрреволюция в России // Полис. 2011. № 11. С. 7-28. - Шубин А.В. Преданная демократия. Неформалы и Перестройка (1986-1989). М.: Европа, 2006.
Раздел 3. Тема 3.3. Практикум. Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: опыт, проблемы, тенденции.
Предусматривает работу с источниками информации. Методические рекомендации по подготовке к занятию: 1. Ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных социально-экономическим преобразованиям в период с 1992 по 2011 гг. 2. Используя, в том числе и средства массовой информации, необходимо составить две таблицы: - таблица №1: «Социально-экономическая ситуация в 90-е гг. в России» и таблица №2: «Социально-экономическое развитие России в 2000-2011 гг.», самостоятельно выбрав основания для характеристики социально-экономического развития России в указанные годы. 3. Подготовить сообщение на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».
Порядок проведения занятия. 1. Выступление одного из студентов с сообщением на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов». 2. Изучение документов: - Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 «О мерах по либерализации цен»; - Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли»; - Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». По завершении изучения документов студент формулирует ответы на следующие вопросы: а. Докажите, что экономическая реформа методом «шоковой терапии» была действительно радикальной. б. Укажите цели, методы, последствия для экономического и социального развития России, вышеперечисленных документов. в. Укажите тенденции развития социально-экономической ситуации, сложившейся в 90-е годы в России, опираясь на материалы таблицы, подготовленной к занятию. Какие результаты предполагались и какова была реальность социально-экономического курса? 3. Сопоставление статистических сведений, характеризующих социально-экономическое развитие России в 90-е годы со статистической информацией о социально-экономическом развитии России в 2000-2011 гг. Оформление на основе сопоставления таблицы №3: «Приобретения и потери суверенной России в области экономики за последнее десятилетие». Литература Основная
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012. - Безбородов А.Б., Елисеева Н.В. История России в новейшее время. 1985-2009 гг: учебник. М., 2011. - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. См.: Интернет-ресурс: hht: //www.government.ru/content/ governmentactiviti? rfgovernmentdecision/? archivi/2008/11/17/2982752.htm - Россия. ХХ век: документы и материалы /Под ред. А. Безбородова. В 2-х кн. М., 2004.
Дополнительная - Абалкин Л.И., Мильнер Б.З., Медведев В.А. и др. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М., 1997. - Гайдар Е. Гибель Империи. (Уроки для современной России). М., 2012. - Кочегарова Т.М. О некоторых проблемах модернизации России // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. № 42. - Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. СПб., 2010. - Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М., 2008. - Симонян Р.Х. Некоторые социально-экономические последствия реформ 1990-х годов // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. №35. - Симонян Р.Х. Социально-экономическая политика в современной России: её истоки и некоторые итоги // Новая и новейшая история. 2011. № 5. - Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010. - Экономические реформы в России в 90-е годы. Путь в ХХI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Отв. ред. Д.С. Львов. М., 1999.
Тема 3. 6. Семинар. Проблемы государственного строительства
|