Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
в письменной форме.
- Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Назовите существующие точки зрения по данному вопросу. К какой из них склоняетесь Вы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факторы, которые сближают и разделяют Россию с Западной Европой.
- Методы и принципы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном примере применение принципа историзма.
- Ключевые регионы на политической карте мира и характерные признаки их развития на рубеже ХХ-ХХI вв. Можно ли выделить из них главный (основной, ведущий) регион. Если да, назовите его и обоснуйте свой выбор. Если нет, приведите аргументы.
- Особенности социально-экономического развития ведущих государств и регионов на рубеже ХХ-ХХI вв. Назовите основные процессы, которые характеризуют изменения в экономике. На основании чего, на Ваш взгляд, происходит сегодня размывание экономических границ между отдельными государствами. Покажите перемены в социальной структуре западного общества.
- Особенности политического развития ключевых стран на рубеже ХХ- ХХI вв. Назовите спектр политических сил, который сложился в последние десятилетия в западном обществе. Почему, на Ваш взгляд, в ряде стран на место левых приходят неоконсервативные силы? Обоснуйте свое видение проблемы.
- Советское государство в середине 1970-середине 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества. В ряде учебников встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ, опираясь на исторические факты.
- Причины кризиса советского государства во второй половине 70-х – первой половине 80-х гг. ХХ в. В чем проявилось нарастание негативных тенденций в социально-экономическом развитии страны в 1970 - начале 1980-х годов? Почему этот процесс не удалось остановить?
- Основные направления, этапы и итоги внешней политики СССР в период с середины 1970-х до середины 1980-х гг. Почему, на Ваш взгляд, на рубеже 70 -80-х годов произошло обострение отношений между двумя системами, между СССР и США? В чем это проявилось? Как развивались отношения со странами мировой системы социализма и «социалистической ориентации»?
- Причины реформ М.С. Горбачева. Докажите назревшую необходимость перестройки социально-экономической и политической жизни страны. Охарактеризуйте меры «косметического ремонта здания социализма», предпринятые советским руководством в 1985-1987 гг.
- Основные направления внешней политики СССР во второй половине 80-х гг. ХХ века. Назовите причины возникновения политики «нового мышления», основные события, связанные с ее проявлением. Выскажите свое мнение по поводу дискуссии вокруг вопроса об окончании «холодной войны».
- «Фактор Горбачева»: какие смыслы вкладывают в это понятие современники «перестройки» и их потомки? Как на этот вопрос отвечают авторы вариативных учебников? Как Вы понимаете это выражение?
- Преобразования в области экономики в период «перестройки» и их последствия для развития СССР. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации»: какова их роль, на Ваш взгляд, в создании предпосылок перехода советской экономики к рынку.
- Чем, на Ваш взгляд, объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 1980-х гг.? Почему руководство СССР не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма? Приведите примеры, аргументируйте свой ответ.
- Назовите причины «парада суверенитетов» в СССР, который наблюдался в 1990 г. Объясните, почему одни политики, политологи, историки процесс отделения национальных республик называют сепаратизмом, а другие — «парадом суверенитетов». Какую роль сыграло оформившееся национальное самосознание у народов, входивших в состав СССР, в создании ими собственных независимых государств?
- Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли во второй половине 80-х- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы?
- Распад СССР: причины, последствия. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Какая из известных точек зрения по вопросу о причинах распада СССР, представляется Вам, более предпочтительной и почему?
- Экономические преобразования в России в первой половине 90-х гг. и их социальные последствия. «Шоковая терапия». С какой целью предпринималась либерализация цен? В чем вы видите своеобразие российского пути перехода к рынку?
- В чем проявлялась спонтанность действий правительства в решении острых социально-экономических проблем в стране в начале 90-х гг.? Каким образом в государственной политике 90-х гг. проявлялись признаки «дикого» капитализма. Объясните, как повлияли на экономическое положение России интеграция, вхождение РФ в мировое сообщество.
- Экономист Н. Шмелев в 1988 г. в одной из статей отметил: «У экономического, а, следовательно, и социального прогресса страны сегодня, я убежден, два основных врага. Это, во-первых, повальная экономическая безграмотность нашего народа снизу доверху и, во-вторых, слепая зависть к успеху соседа». Докажите (либо опровергните), что это утверждение в полной мере относится и к событиям начала 90-х гг.
- Кризис 1992-1993 гг. в России и его последствия для развития политической системы. Поясните, в чем главная суть противостояния в верхах власти, какие противоречия явились причиной политического кризиса октября 1993 года? Докажите, что экономическая реформа спровоцировала политическую активность консерваторов. Какие нравственные уроки из политических событий осени 1993 г. можно извлечь?
- Принятие Конституции РФ. Какой Основной закон существовал в Российской Федерации до принятия новой Конституции? Почему нельзя было дальше откладывать принятие Конституции в РФ? Приведите аргументы. Какие надежды связывали с новой Конституцией? Какие принципы государственного устройства России закреплены были в Конституции 1993 г.
- Эволюция социальной структуры постсоветского общества. Приведите примеры социального расслоения российского общества. Назовите последствия этого расслоения. Охарактеризуйте основные социальные группы российского общества: элита, средний класс, бедные.
- Общественно-политические преобразования в начале 90- х годов ХХ в. В жизни страны в этот период обозначились, по крайней мере, три силы: консервативные, центристы, радикалы. Какие деятели были лидерами названных трех течений. Каковы их идейно-политические платформы. Почему, на Ваш взгляд, в это время стала возможной победа радикальных демократов (сформулируйте не менее трех положений).
- Развитие парламентаризма и многопартийности в России в 90-е годы ХХ века. Назовите особенности и этапы развития многопартийности в России. Почему становление нового Российского государства было столь трудным? Приведите аргументы.
- Основные этапы российской приватизации и её значение для развития рыночных отношений в российской экономике. Возможно ли было, на Ваш взгляд, избежать резкой социальной дифференциации в процессе приватизации в условиях перехода от государственного способа хозяйствования к рыночному?
- Раскройте смысл понятия «дефолт 17 августа 1998 г.». Перечислите причины «банкротства» России и усугубляющие его факторы. Выделите наиболее тяжкие последствия дефолта для россиян. Оцените, в чем, на Ваш взгляд, оказались верными меры правительства в данной ситуации.
- Духовное развитие российского общества на протяжении 90-х гг. Оцените изменения в духовной жизни российского народа, назовите основные процессы, характеризующими духовную жизнь на протяжении 90-х гг., ценности, которые являются для Вас ориентиром в сегодняшней жизни.
- Особенности политического развития РФ в 2000-2011 гг. Выделите основные этапы, раскройте содержание выражения «укрепление позиций государства в обществе». Опираясь на собственные знания, расскажите, насколько продвинулась реформа армии и судебной системы в последние годы.
- Формирование новой Федерации в России. Назовите основные этапы, тенденции в федеративном устройстве на протяжении 90- гг. Перечислите характерные черты развития российского федерализма в 2000-2011 гг. Что представляет собой российский федерализм сегодня и каковы его особенности?
- Локальные национальные и религиозные конфликты на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Назовите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты. Какие причины привели к возникновению их? Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ? Ответ аргументируйте.
- Особенности социально-экономического развития РФ 2000-2011 гг. Отметьте достижения, проблемы, трудности в этой области. Отличается ли, на Ваш взгляд, экономическая система современной России от советской экономической системы? Свой ответ аргументируйте.
- С учетом размеров территории России нам нужно не мeнее 300 млн человек, для того чтобы нормально эксплуатировать 1/7 часть суши. Сейчас население страны около 142 млн человек. Между тем в ближнем зарубежье проживают 25 млн только русских, не говоря уже о русскоязычном населении. Необходимо ли в сегодняшней России иметь действенную и работающую программу приема эмигрантов из ближнего зарубежья — обеспечить их жильем, трудоустроить, решить вопросы получения российского гражданства и т. п.? Свое мнение обоснуйте.
- Религия и церковь в духовной и культурной жизни россиян. Роль Конституции Российской Федерации (1993 г.), Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) в обеспечение свободы совести в современной России.
- Всемирные и региональные межправительственные организации. Перечислите их, назовите функции, которые на них возложены, приведите примеры их деятельности по сохранению мира на рубеже ХХ-ХХI вв.
- Всемирные и региональные неправительственные организации. Назовите их, укажите их предназначение, покажите на конкретных примерах их роль в урегулировании и предотвращении межгосударственных конфликтов и сохранении мира на рубеже ХХ-ХХI вв.
- Назначение Северо-Атлантического блока НАТО, других военно-политических организаций и их основные направления деятельности. Как, на Ваш взгляд, складываются сегодня отношения между НАТО и Россией? Это военно-политическая конкуренция или сотрудничество? Аргументируйте свой ответ. Какие планы выстраиваются НАТО в отношении России и наоборот?
- Назначение и основные направления деятельности ЕЭС других экономических и финансовых структур. Назовите примеры участия России в процессах европейской интеграции, раскройте сложившиеся тенденции экономического сотрудничества России со странами СНГ, приведите конкретные примеры.
- Россия в начале XXI века. Какова ваша точка зрения на место нынешней России в цивилизационном процессе? По какому пути должна идти Россия сегодня? Каковы ценностные ориентиры развития современной России?
- Дж. Боффа в эпилоге книги «От СССР к России» признает: «Действительно, Запад несет немалую долю исторической ответственности за нынешнее положение дел в России». (Эти слова относятся к событиям времен распада СССР.) Прокомментируйте данное высказывание. В чем историческая ответственность Запада за то, что произошло в России?
- Место Российской Федерации в современном мировом сообществе. Назовите геополитический характер вызовов, с которыми столкнулась Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. Какие достижения и одновременно просчеты России в области внешней политики Вы могли бы отметить?
[1] Издания, отмеченные значком, * имеются в фондах библиотеки РАП или в фондах электронной библиотеки академии.
Данная страница нарушает авторские права?
|