Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в письменной форме.




  1. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Назовите существующие точки зрения по данному вопросу. К какой из них склоняетесь Вы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факторы, которые сближают и разделяют Россию с Западной Европой.
  2. Методы и принципы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном примере применение принципа историзма.
  3. Ключевые регионы на политической карте мира и характерные признаки их развития на рубеже ХХ-ХХI вв. Можно ли выделить из них главный (основной, ведущий) регион. Если да, назовите его и обоснуйте свой выбор. Если нет, приведите аргументы.
  4. Особенности социально-экономического развития ведущих государств и регионов на рубеже ХХ-ХХI вв. Назовите основные процессы, которые характеризуют изменения в экономике. На основании чего, на Ваш взгляд, происходит сегодня размывание экономических границ между отдельными государствами. Покажите перемены в социальной структуре западного общества.
  5. Особенности политического развития ключевых стран на рубеже ХХ- ХХI вв. Назовите спектр политических сил, который сложился в последние десятилетия в западном обществе. Почему, на Ваш взгляд, в ряде стран на место левых приходят неоконсервативные силы? Обоснуйте свое видение проблемы.
  6. Советское государство в середине 1970-середине 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества. В ряде учебников встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ, опираясь на исторические факты.
  7. Причины кризиса советского государства во второй половине 70-х – первой половине 80-х гг. ХХ в. В чем проявилось нарастание негативных тенденций в социально-экономическом развитии страны в 1970 - начале 1980-х годов? Почему этот процесс не удалось остановить?
  8. Основные направления, этапы и итоги внешней политики СССР в период с середины 1970-х до середины 1980-х гг. Почему, на Ваш взгляд, на рубеже 70 -80-х годов произошло обострение отношений между двумя системами, между СССР и США? В чем это проявилось? Как развивались отношения со странами мировой системы социализма и «социалистической ориентации»?
  9. Причины реформ М.С. Горбачева. Докажите назревшую необходимость перестройки социально-экономической и политической жизни страны. Охарактеризуйте меры «косметического ремонта здания социализма», предпринятые советским руководством в 1985-1987 гг.
  10. Основные направления внешней политики СССР во второй половине 80-х гг. ХХ века. Назовите причины возникновения политики «нового мышления», основные события, связанные с ее проявлением. Выскажите свое мнение по поводу дискуссии вокруг вопроса об окончании «холодной войны».
  11. «Фактор Горбачева»: какие смыслы вкладывают в это понятие современники «перестройки» и их потомки? Как на этот вопрос отвечают авторы вариативных учебников? Как Вы понимаете это выражение?
  12. Преобразования в области экономики в период «перестройки» и их последствия для развития СССР. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации»: какова их роль, на Ваш взгляд, в создании предпосылок перехода советской экономики к рынку.
  13. Чем, на Ваш взгляд, объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 1980-х гг.? Почему руководство СССР не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма? Приведите примеры, аргументируйте свой ответ.
  14. Назовите причины «парада суверенитетов» в СССР, который наблюдался в 1990 г. Объясните, почему одни политики, политологи, историки процесс отделения национальных республик называют сепаратизмом, а другие — «парадом суверенитетов». Какую роль сыграло оформившееся национальное самосознание у народов, входивших в состав СССР, в создании ими собственных независимых государств?
  15. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли во второй половине 80-х- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы?
  16. Распад СССР: причины, последствия. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Какая из известных точек зрения по вопросу о причинах распада СССР, представляется Вам, более предпочтительной и почему?
  17. Экономические преобразования в России в первой половине 90-х гг. и их социальные последствия. «Шоковая терапия». С какой целью предпринималась либерализация цен? В чем вы видите своеобразие российского пути перехода к рынку?
  18. В чем проявлялась спонтанность действий правительства в решении острых социально-экономических проблем в стране в начале 90-х гг.? Каким образом в государственной политике 90-х гг. проявлялись признаки «дикого» капитализма. Объясните, как повлияли на экономическое положение России интеграция, вхождение РФ в мировое сообщество.
  19. Экономист Н. Шмелев в 1988 г. в одной из статей отметил: «У экономического, а, следовательно, и социального прогресса страны сегодня, я убежден, два основных врага. Это, во-первых, повальная экономическая безграмотность нашего народа снизу доверху и, во-вторых, слепая зависть к успеху соседа». Докажите (либо опровергните), что это утверждение в полной мере относится и к событиям начала 90-х гг.
  20. Кризис 1992-1993 гг. в России и его последствия для развития политической системы. Поясните, в чем главная суть противостояния в верхах власти, какие противоречия явились причиной политического кризиса октября 1993 года? Докажите, что экономическая реформа спровоцировала политическую активность консерваторов. Какие нравственные уроки из политических событий осени 1993 г. можно извлечь?
  21. Принятие Конституции РФ. Какой Основной закон существовал в Российской Федерации до принятия новой Конституции? Почему нельзя было дальше откладывать принятие Конституции в РФ? Приведите аргументы. Какие надежды связывали с новой Конституцией? Какие принципы государственного устройства России закреплены были в Конституции 1993 г.
  22. Эволюция социальной структуры постсоветского общества. Приведите примеры социального расслоения российского общества. Назовите последствия этого расслоения. Охарактеризуйте основные социальные группы российского общества: элита, средний класс, бедные.
  23. Общественно-политические преобразования в начале 90- х годов ХХ в. В жизни страны в этот период обозначились, по крайней мере, три силы: консервативные, центристы, радикалы. Какие деятели были лидерами названных трех течений. Каковы их идейно-политические платформы. Почему, на Ваш взгляд, в это время стала возможной победа радикальных демократов (сформулируйте не менее трех положений).
  24. Развитие парламентаризма и многопартийности в России в 90-е годы ХХ века. Назовите особенности и этапы развития многопартийности в России. Почему становление нового Российского государства было столь трудным? Приведите аргументы.
  25. Основные этапы российской приватизации и её значение для развития рыночных отношений в российской экономике. Возможно ли было, на Ваш взгляд, избежать резкой социальной дифференциации в процессе приватизации в условиях перехода от государственного способа хозяйствования к рыночному?
  26. Раскройте смысл понятия «дефолт 17 августа 1998 г.». Перечислите причины «банкротства» России и усугубляющие его факторы. Выделите наиболее тяжкие последствия дефолта для россиян. Оцените, в чем, на Ваш взгляд, оказались верными меры правительства в данной ситуации.
  27. Духовное развитие российского общества на протяжении 90-х гг. Оцените изменения в духовной жизни российского народа, назовите основные процессы, характеризующими духовную жизнь на протяжении 90-х гг., ценности, которые являются для Вас ориентиром в сегодняшней жизни.
  28. Особенности политического развития РФ в 2000-2011 гг. Выделите основные этапы, раскройте содержание выражения «укрепление позиций государства в обществе». Опираясь на собственные знания, расскажите, насколько продвинулась реформа армии и судебной системы в последние годы.
  29. Формирование новой Федерации в России. Назовите основные этапы, тенденции в федеративном устройстве на протяжении 90- гг. Перечислите характерные черты развития российского федерализма в 2000-2011 гг. Что представляет собой российский федерализм сегодня и каковы его особенности?
  30. Локальные национальные и религиозные конфликты на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Назовите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты. Какие причины привели к возникновению их? Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ? Ответ аргументируйте.
  31. Особенности социально-экономического развития РФ 2000-2011 гг. Отметьте достижения, проблемы, трудности в этой области. Отличается ли, на Ваш взгляд, экономическая система современной России от советской экономической системы? Свой ответ аргументируйте.
  32. С учетом размеров территории России нам нужно не мeнее 300 млн человек, для того чтобы нормально эксплуатировать 1/7 часть суши. Сейчас население страны около 142 млн человек. Между тем в ближнем зарубежье проживают 25 млн только русских, не говоря уже о русскоязычном населении. Необходимо ли в сегодняшней России иметь действенную и работающую программу приема эмигрантов из ближнего зарубежья — обеспечить их жильем, трудоустроить, решить вопросы получения российского гражданства и т. п.? Свое мнение обоснуйте.
  33. Религия и церковь в духовной и культурной жизни россиян. Роль Конституции Российской Федерации (1993 г.), Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) в обеспечение свободы совести в современной России.
  34. Всемирные и региональные межправительственные организации. Перечислите их, назовите функции, которые на них возложены, приведите примеры их деятельности по сохранению мира на рубеже ХХ-ХХI вв.
  35. Всемирные и региональные неправительственные организации. Назовите их, укажите их предназначение, покажите на конкретных примерах их роль в урегулировании и предотвращении межгосударственных конфликтов и сохранении мира на рубеже ХХ-ХХI вв.
  36. Назначение Северо-Атлантического блока НАТО, других военно-политических организаций и их основные направления деятельности. Как, на Ваш взгляд, складываются сегодня отношения между НАТО и Россией? Это военно-политическая конкуренция или сотрудничество? Аргументируйте свой ответ. Какие планы выстраиваются НАТО в отношении России и наоборот?
  37. Назначение и основные направления деятельности ЕЭС других экономических и финансовых структур. Назовите примеры участия России в процессах европейской интеграции, раскройте сложившиеся тенденции экономического сотрудничества России со странами СНГ, приведите конкретные примеры.
  38. Россия в начале XXI века. Какова ваша точка зрения на место нынешней России в цивилизационном процессе? По какому пути должна идти Россия сегодня? Каковы ценностные ориентиры развития современной России?
  39. Дж. Боффа в эпилоге книги «От СССР к России» признает: «Действительно, Запад несет немалую долю исторической ответственности за нынешнее положение дел в России». (Эти слова относятся к событиям времен распада СССР.) Прокомментируйте данное высказывание. В чем историческая ответственность Запада за то, что произошло в России?
  40. Место Российской Федерации в современном мировом сообществе. Назовите геополитический характер вызовов, с которыми столкнулась Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. Какие достижения и одновременно просчеты России в области внешней политики Вы могли бы отметить?

 

 


[1] Издания, отмеченные значком, * имеются в фондах библиотеки РАП или в фондах электронной библиотеки академии.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал