Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л, И. Шестов — философия иррационализма и теоцентризма






Каков смысл учения Л. Н. Шестова о бытии и позмании? В чем состошп главный вывод его философской системы?

Лев Исаакович Шестов (1866—1938) родился в Киеве, окон-чил Московский университет. Большую часть своей жизни про-вел за рубежом, в Швейцарии и во Франции.

Он был одним из зачинателей русского философского Ре-нессанса. И то же время Шестов своим творчеством наиболее ярко выразил основное содержание Ренессанса — стремление утвердить религиозную философию, основанную на вере, и развенчать философию рационализма.

Шестова отличает исключительное литературное дарование. Он пишет не только с редкой для фшюсофа простотой и ясно-стью, но и увлекательно.

Свою главную мысль — утверждсние философии теоцентриз-ма, всецело основанной на вере, Шестов доказывает путем обоснования иррациональности бытия и острой критики фило-софии рационализма. Причем уровень этого обоснования та-ков, что Шестов по праву считается одним из самых глубоких и радикальных критиков рационализма в истории фшюсофии. Шестов утверждает, что, несмотря на все достижения науки, мир остается для людей полным бесчисленных тайн.

По его мнению, мы до сих пор даже не подозреваем, что творится во Вселенной. Природа бытия, по его выражению, сверхиррациональна. Окружающий нас мир — это мир хаоса, господства стихии, случайности.

Из этого исходного онтологаческого положения о хаотич-ности, неорганизованности мира следует другое основное по-ложение философской концепции Шестова — о несостоятельно-сти претензий науки, как рационалисттеской, так и идеалисти-ческой, на постижение действительности, раскрытие ее тайн. Наш разум способен познать лишь необходимое закономерное, а случайное, хаотичное, как учил еще Аристотель, скрыто от чистого разума. Но мир по своей сущности как раз и является случайньш, хаотичньш. Именно поэтому рационализм не удов-летворяет людей, не может заглушить у них ощущения, что подлинная истина находится где-то за пределами разума. От-

сюда философ заключает, что власти, на которую претендует разум, у него нет. И напрасно, иронизирует он, «человечество помешалось на идее разумного понимания»1.

Отсюда философ делает главный для своей системы вывод: истинная философия вытекает из того, что есть Бог. Таким об-разом, по оценке одного из видных историков русской фило-софии С. А. Левицкого, «Шестов — скептик и иррационалист во имя Божие»2.

Развивая эту свою главную мысль, Шестов писал, что биб-
лейская философия много глубже и проникновеннее современ-
ной. Глубочайший порок рационализма, по его мнению, состо-
ит в том, что он заранее отбрасывает данные веры, откровения.
Выступая против рационализма, Шестов развивал религиозную
философию. Он был ярким представителем философов одной
идеи. И такой главной и единственной ң цеей его философии
была идея Бога. _


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал