Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзистенциализм: проблема человеческого существования






Каковы социальные источники философии экзистенциализ­ма и особенности ее содержания?

Другим известным направлением современной западной философии является философия жизни, человеческого сущест­вования, или экзистенциализм (от лат. жизнь, существование).

Наиболее крупными представителями экзистенциализма яв­ляются русские философы Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов, не­мецкие - М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские - Ж.-П. Сартр и А. Камю и испанский философ X. Ортега-и-Гассет.

Появление этого философского течения обусловлено глубо­ким кризисом европейского общества в XX в., происшедшей в ряде стран заменой демократических режимов тоталитарными, фашистского или коммунистического толка (Германия, Италия, Испания, Россия), которые обрекли на страдания и гибель многие миллионы людей.

Экзистенциализм стал философским отражением глубоких социальных потрясений XX в., процессов усиления бедствий и страданий человека, его дистанцирования, изоляции от общест­ва, ставшего безумным, абсурдным, и от других людей — чле­нов этого обезумевшего общества.

Основными особенностями философии экзистенциализма, отличающими ее от классического стиля философствования, стали следующие.

• Переход к новому понятийному аппарату, замена преоб­ладающих в традиционной философии предельно широких, общих понятий, таких, как «бытие», «материя», «сознание», «время», «пространство», «движение», комплексом понятий, тесно связанных с повседневной человеческой жизнью, с тра­гизмом человеческого существования. Иными словами, переак­центирование внимания с проблем макрокосма на проблемы микрокосма, и прежде всего на переживания отдельного челове­ка, его психологию.

Выражая эту особенность новой философии, А. Камю пи­сал: «... Имеется только один действительно серьезный во­прос - это вопрос о самоубийстве. Судить о том, что жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить, - это значит отвечать на основной вопрос философии. Все остальное — это шутки, так как прежде надо отвечать на основной вопрос»1. (Камю А. Миф о Сизифе// Сумерки богов.- М.: Политиздат, 1990. - С. 223.)

Поэтому категориальный аппарат экзистенциализма наце­лен на анализ настроений, переживаний отдельного человека, отчужденного от других людей, от общества в условиях глубо­кого социально-политического кризиса.

Важнейшую роль среди этих понятий играют следующие ка­тегории: трагедия, страдание, отчаяние, отчуждение, тоска, страх, тревога, заброшенность, абсурд, свобода выбора, ответст­венность, болезнь, смерть.

• Отсюда вытекает и другая важнейшая особенность экзи­стенциализма - сближение философской проблематики с пробле­матикой психологии, литературы и искусства, что особенно яр­ко проявилось в творчестве Ф. М. Достоевского, Ж.-П. Сартра, А. Камю.

• Еще одна особенность - утверждение идеи уникально­сти, неповторимости, единственности бытия рода человеческого в окружающем огромном мире. По мнению экзистенциалистов, человеческое существование принципиально отлично от суще­ствования других предметов и живых существ, чем и оправды­вается необходимость полного изменения всего категориаль­ного аппарата в философии экзистенциализма.

Базовым, исходным понятием этой филосифии стало не бы­тие вообще, не материя или сознание, а понятие «экзистенции», человеческого существования. Экзистенция принципиально от­личается от бытия вообще с его пространственными и времен­ными характеристиками. Экзистенция — это своего рода «бытие между» (К. Ясперс) или «дыры в бытии» (Ж.-П. Сартр), это некий промежуток между рождением и смертью, между ма­териальным и идеальным. Уникальность существования рода человеческого, его «самость», неповторимость и описывается в экзистенциализме с помощью указанных терминов - одиноче­ство, страдание, временность, тоска, заброшенность, отчаяние и т.п.

Эти характеристики родового человеческого существования, с точки зрения экзистенциализма, воспроизводятся и усилива­ются в индивидуальном, личностном существовании человека, ибо человек глубоко уникален не только как биологический вид, но и как отдельная личность. Эта уникальность каждого индивида проистекает, как указывал К. Ясперс, из следующих параметров, качеств, резко отличающих людей друг от друга:

• люди различны по уровню своей природной, физиче­ской, телесной организации;

• люди далеко не одинаковы по уровню своего сознания, степени имеющегося жизненного опыта;

• и наконец, они глубоко различаются по степени осозна­ния специфики человеческого бытия, экзистенции, т.е. по сте­пени осмысления самого главного, глубинного уровня своей психики, от которого зависит весь процесс деятельности, вся жизнь человека, его бытие. Именно эта характеристика духов­ного мира личности, «бытийствешюе ядро личности» определя­ет, по Ясперсу, направление и цели человеческой активности, хотя она трудно познается и описывается в логических терми­нах. Данный аспект бытия открывается человеку только в кри­зисных ситуациях, например, в предчувствии своей тяжелой болезни, или близких людей, или в случае другой опасности, иных кризисных, так называемых «пограничных ситуациях». Только в таких чрезвычайных ситуациях человеку и открывает­ся глубинный смысл его жизни, его экзистенции. Именно тогда человек познает неустойчивость, трагедийность своей жизни.

Экзистенция, таким образом, представляется как основа самосознания, центр бытия человека. В этой категории отража­ется как его родовая, так и индивидуальная сущность. Поэтому данная категория является основой всей картины мира в экзи­стенциальной философии.

Наиболее четкая характеристика этой категории была пред­ложена М. Хайдеггером.

• Экзистенция, по мнению философа, прежде всего не должна пониматься как нечто божественное, хотя она также не является и проявлением какой-то единой природной субстан­ции.

• Экзистенция — выражение уникального характера чело­веческого бытия, его основа, проявление особого способа су­ществования всех людей и каждого человека в отдельности.

• Только осознав специфику собственного бытия, человек сможет правильно взаимодействовать с внешним бытием, с бы­тием мира, реализовать себя.

Другой филосов-экзистенциалист Ж.-П. Сартр, как бы про­должая мысль М. Хайдеггера, подчеркивает особую роль актив­ности каждого человека в постижении своей сущности. Он ука­зывает, что философия экзистенциализма выступает как против утверждений традиционной религии о том, будто бы человек создан Богом в готовом законченном виде, так и против пред­ставлений материалистов о том, что якобы человек создан при­родой в законченном виде. Человек, по мнению Сартра, отнюдь не подобен, скажем ножу, другому изделию, которые ре­месленник изготавливает в законченном виде. Человек, утвер­ждает Сартр, как бы поддерживая в этом тейярдизм, это лишь «проект», «контур», скорее ничто, чем нечто. Человек в течение своей жизни должен создать, сформировать себя сам. Именно эта «недостроенность» человека и порождает острую необходи­мость каждого самому творить себя, а также и соответствующие психологические последствия в виде чувств заботы, тревоги, ответственности, иногда отчаяния, которые окрашивают и со­провождают человеческое существование.

Дополняя эти мысли Хайдсггера и Сартра, другой знамени­тый философ-экзистенциалист А. Камю считает, что человеку в его жизни постоянно противостоит враждебный мир, иррацио­нальный и даже абсурдный. В своем широко известном труде «Миф о Сизифе» он пишет, что жизнь человека также абсурд­на, как и жизнь легендарного Сизифа, поднимающего по воле богов камень на гору. Жизнь, по мнению Камю, это кроссворд, у которого нет разгадки. Но суровая судьба — удел человека вместе с тем дает ему возможность свободно сделать свой вы­бор: покончить жизнь самоубийством или же мужественно принять ответственность за свое существование.

Как же можно оценить столь своеобразную философию, ка­кой является современный экзистенциализм?

Конечно, эта философия может быть истолкована по-разному. Так, нередко ее упрекают в пессимизме. И для этого, как мы видели, есть определенные основания. Но экзистенциа­лизм может быть истолкован и иначе — как разновидность фи­лософии гуманистической, как философия, призывающая лю­дей самим вершить свою судьбу, быть хозяином своей жизни, какой бы суровой она ни была.

Если же вникнуть глубже, то обнаружится, что, являясь, конечно, философией жесткой, суровой, экзистенциализм тем не менее по-своему оптимистичен, он призывает каждого чело­века к активным действиям, к самосозиданию, к творческой деятельности по умножению материальных и духовных ценно­стей.

Безусловно, не без оснований экзистенциализм упрекают и в таком грехе, как преувеличение роли в человеческой жизни моментов индивидуальной психологии, внутренних пережива­ний, настроений и т.п. Возможно, это и так. Но справедливости ради надо признать, что сама концентрация внимания на вопросах специфики человеческого существования и содержа­тельная критика традиционной философии являются несо­мненными заслугами экзистенциализма.

 

7.3. Позитивизм: критика старой и утверждение новой, «позитивной» философии; проблемы методологии науки

В чем сущность позитивистской критики традиционной философии? Каковы основные этапы развития позитивиз­ма и особенности каждого из них?

Одной из вечных философских проблем является осмысле­ние сущности познания, наиболее эффективных его методов.

Влиятельным направлением современной теории познания является позитивизм. Его основатель — французский философ Огюст Конт (1798—1857).

Позитивизм доказывает несостоятельность всей традицион­ной философии, бесплодность ее основной проблематики, не­нужность таких ее базовых понятий, как «бытие», «материя», «сознание», «сущность» и т.п. По мнению позитивистов, все это, скорее, псевдопроблемы, надуманные понятия, так как они не могут быть решены, поскольку опираются лишь на рас­суждения, а не на непосредственный опыт или научный экспе­римент. А истинным является лишь то, что опирается на опыт, все остальное — ложно.

Новая, позитивная, т.е. положительная философия, которая призвана заменить старую, будет основываться только на дан­ных, выводимых из опыта, из позитивного знания, и потому она станет подлинной, научной.

По своему характеру новая философия станет близка к кон­кретным, математическим, естественным наукам, основные положения которых строго обоснованы эмпирически и логиче­ски. Только такая философия, выводы которой прочно опира­ются на данные науки, имеет право называться философией будущего.

Таким образом, в лице позитивизма в истории философии впервые предстало направление, отвергавшее все основное содержание старой философии и возможность познания мира методами отвлеченного мышления.

Появившись в середине XIX в., позитивизм, или филосо­фия науки, вскоре стал широко распространенным течением западной философии. В своем развитии он прошел три основ­ных этапа:

• позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля, так на­зываемый первый позитивизм, который поставил вышеуказан­ные проблемы;

• второй этап — так называемый махизм по имени его ос­новного представителя австрийского физика Э. Маха;

• и наконец, третий, самый развитый этап — неопозити­визм, начавшийся в 20-х гг. XX в. и продолжающийся до сих пор.

Специфической особенностью первого позитивизма было то, что О. Конт и другие его представители увидели основную задачу философии в обобщении и систематизации данных кон­кретных наук об объективно существующем материальном ми­ре. Иными словами, на данном этапе позитивизм оставался еще материалистическим учением, признававшим существова­ние внешнего мира.

На втором этапе позитивизм, принявший форму махизма, уже сводил всю философскую деятельность к анализу психофи­зиологических форм, чувственной основы человеческого опыта. Мир в философии махизма предстал в виде «комплексов ощу­щений». Это был полный разрыв с материализмом, своего рода реанимация субъективного идеализма английского философа-мистика XVII в. Беркли.

Неопозитивизм, или третий позитивизм, предметом своей философской деятельности сделал методы установления прав­доподобия научных теорий, их сравнительной ценности. Пред­ставители этого этапа (Карнап, К. Поппер, Лакатос, Т. Кун и др.), придерживаясь основных принципов позитивизма, счита­ли понятия традиционной философии вненаучными, так как они не могут быть проверены опытным путем.

Методам же проверки правильности, истинности тех или иных научных выводов, концепций, теорий неопозитивисты уделили основное внимание. Они сформулировали основные принципы проверки ценности современных научных знаний: верификации, фальсификации и конвенции.

С точки зрения принципа верификации (от лат. выявление истины) научные положения являются правдоподобными, если они подтверждаются фактами чувственного опыта. С этой по­зиции положения традиционной философии (Бог, субстанция, материя и т.п.) оказываются неверифицированными, непод­твержденными, ложными.

Иначе выглядит проблема определения ценности той или иной научной теории с точки зрения принципа фальсификации, введенного английским философом Карлом Раймундом Поппе-ром (1902—1994). Критерий истинности, ценности теории за­ложен в возможности ее опровержения, в ее фальсифицируе-мости. По мнению Поппера, ни одна теория не может охватить собой всю совокупность фактов. Наличие фактов, опровергаю­щих теорию, есть самый верный показатель ее подлинной на­учности, а их отсутствие — свидетельство ее ложности. Новые теории, сменяя старые, включают в себя их объективные исти­ны и отвергают идеи, неподтвержденные в ходе дальнейшего развития науки и практики.

С этих позиций К. Поппер критиковал советский марксизм как громоздкую, недопускающую критического пересмотра, догматизированную систему взглядов.

Принцип конвенции, обоснованный американским филосо­фом Томасом Куном (р. 1922), показал, что концепция фальси­фикации при всех ее достоинствах все же неполностью раскры­вает критерии истинности научных теорий. Она не объясняет моменты устойчивости, стабильности многих концепций и тео­рий, которые остаются нефальсифицированными в течение многих столетий. Эта долговременность действия теорий объ­ясняется их устойчивой, длительной поддержкой существую­щих в каждой науке стабильных групп ученых-профессионалов, как бы состоящих друг с другом в конвенции, соглашении, ко­торые едины в понимании картины мира, методов исследова­ния и образования, стиля мышления, или, как говорит Кун, приверженных общей научной парадигме, т.е. образу мыслей.

Именно эти устойчивые сообщества ученых, объединяющие их парадигмы, стиль мышления и придают значимость, цен­ность, ореол истинности и устойчивость многим научным кон­цепциям и теориям.

Таковы, например, сообщества и соответствующие им пара­дигмы, представляемые именами Аристотеля, Н. Коперника, И. Ньютона, А. Эйнштейна.

В целом позитивизм во всех своих формах достаточно пло­дотворно занимался обоснованием научной деятельности, ее основных принципов и методов. Позитивисты, безусловно, правы в том, что научные истины могут прочно опираться только на опыт, факты.

Другое дело, что мир человеческих знаний не сводится лишь к опытным данным науки. Известно, что человеку дана способность и к отвлеченному, абстрактному мышлению, а многообразные формы опыта, кроме научного, включают также опыт религиозный и художественный, а также опыт постиже­ния мира методами традиционной классический философии.

 

7.4. Философия постмодернизма: критика монизма и провозглашение плюрализма

Каковы специфические черты философии постмодернизма и отличительные признаки ее содержания?

Своеобразие этой новейшей формы современной филосо­фии отражается в следующих двух ее характерных особенно­стях:

• она воплощает в себе некоторые общие черты, прису­щие всем предшествующим течениям современной философии, выражает тенденцию к их сближению, синтезу;

• своим основным содержанием постмодернизм отражает не только смысл современной философии, но и содержание всей современной культуры, новый стиль мышления и иссле­довательских подходов.

Наиболее яркими представителями постмодернизма явля­ются русский философ Густав Густавович Шпет (1879—1940), погибший в сталинских лагерях, и французские философы Поль Рикер (р. 1913) и Жак Деррида (р. 1930).

В обобщенном виде основные признаки философии по­стмодернизма могут быть сведены к следующим положениям.

• Критика всех форм философии монизма, наиболее яр­ким представителем которого был Б. Спиноза. Особенно суро­вой критике подвергаются в постмодернистской философии такие политические проявления монизма, как деспотизм, тота­литаризм и т.п.

• Провозглашение философии плюрализма, основы кото­рого были заложены еще Г. Лейбницем; обоснование идеи множественности, многообразия в качестве исходных характе­ристик природы и общества.

Эти общие положения конкретизируются рядом основопо­лагающих тезисов, важнейшими из которых являются следую­щие.

1. Признание многомерности объективной реальности, множественности, разнокачественности как ее сущности, так и характера связей и отношений между ее формами. Объективная реальность может быть не только идеальной или материальной, но и мистической, эзотерической. Этой ее форме посвящены обширные труды русских мыслителей Елены Петровны Блаватской (1831-1891) и Даниила Леонидовича Андреева (1906-1959), немецкого философа Рудольфа Штайнера (1861-1925) и аме­риканского писателя и философа Карлоса Костанеды (р. 1925).

Современное видение свойств мира допускает его оценки одновременно и как единого, континуального, и как разделен­ного, дискретного. Вместе с тем для современной философии мир не только упорядочен, организован, но одновременно и беспорядочен, хаотичен.

2. Сочетание онтологического плюрализма с плюрализмом гносеологическим. В теории познания признается неустрани­мость множественности описаний, подходов, точек зрения;

обосновывается необходимость отношений дополнительности между ними. Эти принципы реализуются не только в филосо­фии, но и в других формах культурной жизни, в том числе ре­лигиозной. Суть их выражается главным девизом постмодер­низма: «Пересекайте границы, засыпайте рвы!».

3. Утверждение во всех формах человеческого общения, в том числе и в обучении, вместо монологических методов прие­мов диалогических, взаимодействия обучающих и обучаемых, сочетания различных способов, стимулирующих творческую активность субъектов учебного процесса.

Несмотря на то что с идеями постмодернизма связывается возможность выхода современной философии из кризиса, в его содержании и форме философского мышления обнаруживаются не только достоинства, но и недостатки.

Несомненным достоинством постмодернистской концепции является ярко выраженное в ней стремление преодолеть издавна сложившуюся в философии конфронтационность, дихото-мичностъ мышления, разделившего философов на материали­стов и идеалистов, рационалистов и иррационалистов, теистов и атеистов, коммунистов и антикоммунистов.

Вместе с тем модернистская философия уже достаточно яс­но продемонстрировала порождаемую ею опасность идейной неразберихи, мешанины взаимоисключающих взглядов, эклек­тики.

По-видимому, и эта форма философской мысли не может претендовать на окончательное разрешение вечных философ­ских вопросов. Их осмысление возможно только в свете всей совокупности многообразных школ, течений и направлений современной философии, каждое из которых освещает ту или иную сторону, грань неисчерпаемых философских проблем.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал