Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экзистенциализм: проблема человеческого существования
Каковы социальные источники философии экзистенциализма и особенности ее содержания? Другим известным направлением современной западной философии является философия жизни, человеческого существования, или экзистенциализм (от лат. жизнь, существование). Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские философы Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов, немецкие - М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские - Ж.-П. Сартр и А. Камю и испанский философ X. Ортега-и-Гассет. Появление этого философского течения обусловлено глубоким кризисом европейского общества в XX в., происшедшей в ряде стран заменой демократических режимов тоталитарными, фашистского или коммунистического толка (Германия, Италия, Испания, Россия), которые обрекли на страдания и гибель многие миллионы людей. Экзистенциализм стал философским отражением глубоких социальных потрясений XX в., процессов усиления бедствий и страданий человека, его дистанцирования, изоляции от общества, ставшего безумным, абсурдным, и от других людей — членов этого обезумевшего общества. Основными особенностями философии экзистенциализма, отличающими ее от классического стиля философствования, стали следующие. • Переход к новому понятийному аппарату, замена преобладающих в традиционной философии предельно широких, общих понятий, таких, как «бытие», «материя», «сознание», «время», «пространство», «движение», комплексом понятий, тесно связанных с повседневной человеческой жизнью, с трагизмом человеческого существования. Иными словами, переакцентирование внимания с проблем макрокосма на проблемы микрокосма, и прежде всего на переживания отдельного человека, его психологию. Выражая эту особенность новой философии, А. Камю писал: «... Имеется только один действительно серьезный вопрос - это вопрос о самоубийстве. Судить о том, что жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить, - это значит отвечать на основной вопрос философии. Все остальное — это шутки, так как прежде надо отвечать на основной вопрос»1. (Камю А. Миф о Сизифе// Сумерки богов.- М.: Политиздат, 1990. - С. 223.) Поэтому категориальный аппарат экзистенциализма нацелен на анализ настроений, переживаний отдельного человека, отчужденного от других людей, от общества в условиях глубокого социально-политического кризиса. Важнейшую роль среди этих понятий играют следующие категории: трагедия, страдание, отчаяние, отчуждение, тоска, страх, тревога, заброшенность, абсурд, свобода выбора, ответственность, болезнь, смерть. • Отсюда вытекает и другая важнейшая особенность экзистенциализма - сближение философской проблематики с проблематикой психологии, литературы и искусства, что особенно ярко проявилось в творчестве Ф. М. Достоевского, Ж.-П. Сартра, А. Камю. • Еще одна особенность - утверждение идеи уникальности, неповторимости, единственности бытия рода человеческого в окружающем огромном мире. По мнению экзистенциалистов, человеческое существование принципиально отлично от существования других предметов и живых существ, чем и оправдывается необходимость полного изменения всего категориального аппарата в философии экзистенциализма. Базовым, исходным понятием этой филосифии стало не бытие вообще, не материя или сознание, а понятие «экзистенции», человеческого существования. Экзистенция принципиально отличается от бытия вообще с его пространственными и временными характеристиками. Экзистенция — это своего рода «бытие между» (К. Ясперс) или «дыры в бытии» (Ж.-П. Сартр), это некий промежуток между рождением и смертью, между материальным и идеальным. Уникальность существования рода человеческого, его «самость», неповторимость и описывается в экзистенциализме с помощью указанных терминов - одиночество, страдание, временность, тоска, заброшенность, отчаяние и т.п. Эти характеристики родового человеческого существования, с точки зрения экзистенциализма, воспроизводятся и усиливаются в индивидуальном, личностном существовании человека, ибо человек глубоко уникален не только как биологический вид, но и как отдельная личность. Эта уникальность каждого индивида проистекает, как указывал К. Ясперс, из следующих параметров, качеств, резко отличающих людей друг от друга: • люди различны по уровню своей природной, физической, телесной организации; • люди далеко не одинаковы по уровню своего сознания, степени имеющегося жизненного опыта; • и наконец, они глубоко различаются по степени осознания специфики человеческого бытия, экзистенции, т.е. по степени осмысления самого главного, глубинного уровня своей психики, от которого зависит весь процесс деятельности, вся жизнь человека, его бытие. Именно эта характеристика духовного мира личности, «бытийствешюе ядро личности» определяет, по Ясперсу, направление и цели человеческой активности, хотя она трудно познается и описывается в логических терминах. Данный аспект бытия открывается человеку только в кризисных ситуациях, например, в предчувствии своей тяжелой болезни, или близких людей, или в случае другой опасности, иных кризисных, так называемых «пограничных ситуациях». Только в таких чрезвычайных ситуациях человеку и открывается глубинный смысл его жизни, его экзистенции. Именно тогда человек познает неустойчивость, трагедийность своей жизни. Экзистенция, таким образом, представляется как основа самосознания, центр бытия человека. В этой категории отражается как его родовая, так и индивидуальная сущность. Поэтому данная категория является основой всей картины мира в экзистенциальной философии. Наиболее четкая характеристика этой категории была предложена М. Хайдеггером. • Экзистенция, по мнению философа, прежде всего не должна пониматься как нечто божественное, хотя она также не является и проявлением какой-то единой природной субстанции. • Экзистенция — выражение уникального характера человеческого бытия, его основа, проявление особого способа существования всех людей и каждого человека в отдельности. • Только осознав специфику собственного бытия, человек сможет правильно взаимодействовать с внешним бытием, с бытием мира, реализовать себя. Другой филосов-экзистенциалист Ж.-П. Сартр, как бы продолжая мысль М. Хайдеггера, подчеркивает особую роль активности каждого человека в постижении своей сущности. Он указывает, что философия экзистенциализма выступает как против утверждений традиционной религии о том, будто бы человек создан Богом в готовом законченном виде, так и против представлений материалистов о том, что якобы человек создан природой в законченном виде. Человек, по мнению Сартра, отнюдь не подобен, скажем ножу, другому изделию, которые ремесленник изготавливает в законченном виде. Человек, утверждает Сартр, как бы поддерживая в этом тейярдизм, это лишь «проект», «контур», скорее ничто, чем нечто. Человек в течение своей жизни должен создать, сформировать себя сам. Именно эта «недостроенность» человека и порождает острую необходимость каждого самому творить себя, а также и соответствующие психологические последствия в виде чувств заботы, тревоги, ответственности, иногда отчаяния, которые окрашивают и сопровождают человеческое существование. Дополняя эти мысли Хайдсггера и Сартра, другой знаменитый философ-экзистенциалист А. Камю считает, что человеку в его жизни постоянно противостоит враждебный мир, иррациональный и даже абсурдный. В своем широко известном труде «Миф о Сизифе» он пишет, что жизнь человека также абсурдна, как и жизнь легендарного Сизифа, поднимающего по воле богов камень на гору. Жизнь, по мнению Камю, это кроссворд, у которого нет разгадки. Но суровая судьба — удел человека вместе с тем дает ему возможность свободно сделать свой выбор: покончить жизнь самоубийством или же мужественно принять ответственность за свое существование. Как же можно оценить столь своеобразную философию, какой является современный экзистенциализм? Конечно, эта философия может быть истолкована по-разному. Так, нередко ее упрекают в пессимизме. И для этого, как мы видели, есть определенные основания. Но экзистенциализм может быть истолкован и иначе — как разновидность философии гуманистической, как философия, призывающая людей самим вершить свою судьбу, быть хозяином своей жизни, какой бы суровой она ни была. Если же вникнуть глубже, то обнаружится, что, являясь, конечно, философией жесткой, суровой, экзистенциализм тем не менее по-своему оптимистичен, он призывает каждого человека к активным действиям, к самосозиданию, к творческой деятельности по умножению материальных и духовных ценностей. Безусловно, не без оснований экзистенциализм упрекают и в таком грехе, как преувеличение роли в человеческой жизни моментов индивидуальной психологии, внутренних переживаний, настроений и т.п. Возможно, это и так. Но справедливости ради надо признать, что сама концентрация внимания на вопросах специфики человеческого существования и содержательная критика традиционной философии являются несомненными заслугами экзистенциализма.
7.3. Позитивизм: критика старой и утверждение новой, «позитивной» философии; проблемы методологии науки В чем сущность позитивистской критики традиционной философии? Каковы основные этапы развития позитивизма и особенности каждого из них? Одной из вечных философских проблем является осмысление сущности познания, наиболее эффективных его методов. Влиятельным направлением современной теории познания является позитивизм. Его основатель — французский философ Огюст Конт (1798—1857). Позитивизм доказывает несостоятельность всей традиционной философии, бесплодность ее основной проблематики, ненужность таких ее базовых понятий, как «бытие», «материя», «сознание», «сущность» и т.п. По мнению позитивистов, все это, скорее, псевдопроблемы, надуманные понятия, так как они не могут быть решены, поскольку опираются лишь на рассуждения, а не на непосредственный опыт или научный эксперимент. А истинным является лишь то, что опирается на опыт, все остальное — ложно. Новая, позитивная, т.е. положительная философия, которая призвана заменить старую, будет основываться только на данных, выводимых из опыта, из позитивного знания, и потому она станет подлинной, научной. По своему характеру новая философия станет близка к конкретным, математическим, естественным наукам, основные положения которых строго обоснованы эмпирически и логически. Только такая философия, выводы которой прочно опираются на данные науки, имеет право называться философией будущего. Таким образом, в лице позитивизма в истории философии впервые предстало направление, отвергавшее все основное содержание старой философии и возможность познания мира методами отвлеченного мышления. Появившись в середине XIX в., позитивизм, или философия науки, вскоре стал широко распространенным течением западной философии. В своем развитии он прошел три основных этапа: • позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля, так называемый первый позитивизм, который поставил вышеуказанные проблемы; • второй этап — так называемый махизм по имени его основного представителя австрийского физика Э. Маха; • и наконец, третий, самый развитый этап — неопозитивизм, начавшийся в 20-х гг. XX в. и продолжающийся до сих пор. Специфической особенностью первого позитивизма было то, что О. Конт и другие его представители увидели основную задачу философии в обобщении и систематизации данных конкретных наук об объективно существующем материальном мире. Иными словами, на данном этапе позитивизм оставался еще материалистическим учением, признававшим существование внешнего мира. На втором этапе позитивизм, принявший форму махизма, уже сводил всю философскую деятельность к анализу психофизиологических форм, чувственной основы человеческого опыта. Мир в философии махизма предстал в виде «комплексов ощущений». Это был полный разрыв с материализмом, своего рода реанимация субъективного идеализма английского философа-мистика XVII в. Беркли. Неопозитивизм, или третий позитивизм, предметом своей философской деятельности сделал методы установления правдоподобия научных теорий, их сравнительной ценности. Представители этого этапа (Карнап, К. Поппер, Лакатос, Т. Кун и др.), придерживаясь основных принципов позитивизма, считали понятия традиционной философии вненаучными, так как они не могут быть проверены опытным путем. Методам же проверки правильности, истинности тех или иных научных выводов, концепций, теорий неопозитивисты уделили основное внимание. Они сформулировали основные принципы проверки ценности современных научных знаний: верификации, фальсификации и конвенции. С точки зрения принципа верификации (от лат. выявление истины) научные положения являются правдоподобными, если они подтверждаются фактами чувственного опыта. С этой позиции положения традиционной философии (Бог, субстанция, материя и т.п.) оказываются неверифицированными, неподтвержденными, ложными. Иначе выглядит проблема определения ценности той или иной научной теории с точки зрения принципа фальсификации, введенного английским философом Карлом Раймундом Поппе-ром (1902—1994). Критерий истинности, ценности теории заложен в возможности ее опровержения, в ее фальсифицируе-мости. По мнению Поппера, ни одна теория не может охватить собой всю совокупность фактов. Наличие фактов, опровергающих теорию, есть самый верный показатель ее подлинной научности, а их отсутствие — свидетельство ее ложности. Новые теории, сменяя старые, включают в себя их объективные истины и отвергают идеи, неподтвержденные в ходе дальнейшего развития науки и практики. С этих позиций К. Поппер критиковал советский марксизм как громоздкую, недопускающую критического пересмотра, догматизированную систему взглядов. Принцип конвенции, обоснованный американским философом Томасом Куном (р. 1922), показал, что концепция фальсификации при всех ее достоинствах все же неполностью раскрывает критерии истинности научных теорий. Она не объясняет моменты устойчивости, стабильности многих концепций и теорий, которые остаются нефальсифицированными в течение многих столетий. Эта долговременность действия теорий объясняется их устойчивой, длительной поддержкой существующих в каждой науке стабильных групп ученых-профессионалов, как бы состоящих друг с другом в конвенции, соглашении, которые едины в понимании картины мира, методов исследования и образования, стиля мышления, или, как говорит Кун, приверженных общей научной парадигме, т.е. образу мыслей. Именно эти устойчивые сообщества ученых, объединяющие их парадигмы, стиль мышления и придают значимость, ценность, ореол истинности и устойчивость многим научным концепциям и теориям. Таковы, например, сообщества и соответствующие им парадигмы, представляемые именами Аристотеля, Н. Коперника, И. Ньютона, А. Эйнштейна. В целом позитивизм во всех своих формах достаточно плодотворно занимался обоснованием научной деятельности, ее основных принципов и методов. Позитивисты, безусловно, правы в том, что научные истины могут прочно опираться только на опыт, факты. Другое дело, что мир человеческих знаний не сводится лишь к опытным данным науки. Известно, что человеку дана способность и к отвлеченному, абстрактному мышлению, а многообразные формы опыта, кроме научного, включают также опыт религиозный и художественный, а также опыт постижения мира методами традиционной классический философии.
7.4. Философия постмодернизма: критика монизма и провозглашение плюрализма Каковы специфические черты философии постмодернизма и отличительные признаки ее содержания? Своеобразие этой новейшей формы современной философии отражается в следующих двух ее характерных особенностях: • она воплощает в себе некоторые общие черты, присущие всем предшествующим течениям современной философии, выражает тенденцию к их сближению, синтезу; • своим основным содержанием постмодернизм отражает не только смысл современной философии, но и содержание всей современной культуры, новый стиль мышления и исследовательских подходов. Наиболее яркими представителями постмодернизма являются русский философ Густав Густавович Шпет (1879—1940), погибший в сталинских лагерях, и французские философы Поль Рикер (р. 1913) и Жак Деррида (р. 1930). В обобщенном виде основные признаки философии постмодернизма могут быть сведены к следующим положениям. • Критика всех форм философии монизма, наиболее ярким представителем которого был Б. Спиноза. Особенно суровой критике подвергаются в постмодернистской философии такие политические проявления монизма, как деспотизм, тоталитаризм и т.п. • Провозглашение философии плюрализма, основы которого были заложены еще Г. Лейбницем; обоснование идеи множественности, многообразия в качестве исходных характеристик природы и общества. Эти общие положения конкретизируются рядом основополагающих тезисов, важнейшими из которых являются следующие. 1. Признание многомерности объективной реальности, множественности, разнокачественности как ее сущности, так и характера связей и отношений между ее формами. Объективная реальность может быть не только идеальной или материальной, но и мистической, эзотерической. Этой ее форме посвящены обширные труды русских мыслителей Елены Петровны Блаватской (1831-1891) и Даниила Леонидовича Андреева (1906-1959), немецкого философа Рудольфа Штайнера (1861-1925) и американского писателя и философа Карлоса Костанеды (р. 1925). Современное видение свойств мира допускает его оценки одновременно и как единого, континуального, и как разделенного, дискретного. Вместе с тем для современной философии мир не только упорядочен, организован, но одновременно и беспорядочен, хаотичен. 2. Сочетание онтологического плюрализма с плюрализмом гносеологическим. В теории познания признается неустранимость множественности описаний, подходов, точек зрения; обосновывается необходимость отношений дополнительности между ними. Эти принципы реализуются не только в философии, но и в других формах культурной жизни, в том числе религиозной. Суть их выражается главным девизом постмодернизма: «Пересекайте границы, засыпайте рвы!». 3. Утверждение во всех формах человеческого общения, в том числе и в обучении, вместо монологических методов приемов диалогических, взаимодействия обучающих и обучаемых, сочетания различных способов, стимулирующих творческую активность субъектов учебного процесса. Несмотря на то что с идеями постмодернизма связывается возможность выхода современной философии из кризиса, в его содержании и форме философского мышления обнаруживаются не только достоинства, но и недостатки. Несомненным достоинством постмодернистской концепции является ярко выраженное в ней стремление преодолеть издавна сложившуюся в философии конфронтационность, дихото-мичностъ мышления, разделившего философов на материалистов и идеалистов, рационалистов и иррационалистов, теистов и атеистов, коммунистов и антикоммунистов. Вместе с тем модернистская философия уже достаточно ясно продемонстрировала порождаемую ею опасность идейной неразберихи, мешанины взаимоисключающих взглядов, эклектики. По-видимому, и эта форма философской мысли не может претендовать на окончательное разрешение вечных философских вопросов. Их осмысление возможно только в свете всей совокупности многообразных школ, течений и направлений современной философии, каждое из которых освещает ту или иную сторону, грань неисчерпаемых философских проблем.
|