Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности современной неклассической философии ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
В чем заключаются главные особенности современной западной философии! Первой особенностью современной философии является ее чрезвычайная неоднородность. Она не исчерпывается указанными четырьмя направлениями, которые являются лишь наиболее влиятельными. В словаре «Современная западная философия» (1991) представлено творчество более 200 современных философов. Другой особенностью, объединяющей большинство современных философов, является критическое отношение к классическому философскому наследию и негативная оценка итогов социального развития. Об этом свидетельствуют даже названия их наиболее известных произведений: «Сумерки идолов» Ф. Ницше, «Закат Европы» О. Шпенглера, «Бунтующий человек» А. Камю, «Кризис европейских наук» Э. Гуссерля и др. Объектом этой критики является прежде всего универсальный оптимизм классической философии, ее вера в могущество разума, неограниченные возможности социального прогресса. Выражая пессимистическое по преимуществу отношение современных философов к разуму и миру в целом, А. Шопенгауэр, как бы споря с известным философом-классиком Г. Лейбницем, говорил: «Наш мир - наихудший из всех возможных». Если умонастроения философии, искусства и всей культуры классического периода наиболее ярко выражены в известном музыкальном произведении Л. Бетховена «Ода к радости», то сегодня, по словам Э. Гуссерля, умудренные опытом духовного и социального хаоса XX в., «этот гимн мы слушаем со скорбным чувством»1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук// Вопросы философии. - 1992. - № 7.А по мнению А. Камю, нет места для веры в абсолютный разум, в смысл истории там, где «чувство абсурда обнаруживаемо повсюду»2. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990. - С. 24.Если старые философы были полны познавательного и социального оптимизма, то новые выступают в роли глашатаев «мировой скорби» и «тревоги земного существования». Однако критицизм и пессимизм новой философии все же не являются абсолютными. Они служат лишь исходной базой для поиска новых ценностей, новых оснований бытия. Выражая эту позитивную, созидательную, а не только разрушительную направленность новой философии, один из ее основателей Ф. Ницше писал, что нужны «новые уши для новой музыки, новые глаза для самого дальнего»3. Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - С.632. И этот поиск новых философских истин привел современную философию к коренному изменению содержания философского знания, к смене центра философской проблематики. Значительная часть течений в современной философии стала ориентироваться на иррациональные, бессознательные, мистические явления и состояния психики, инстинкты, эмоции, интуицию, на «волю к жизни» (А. Шопенгауэр), «волю к власти» (Ф. Ницше), «сексуальные влечения» (3. Фрейд), «таинственные состояния» (Е. П. Блаватская). Следуя этим курсом, современная философия открыла новые перспективы для постижения природы человека, путей социального развития, внесла существенный вклад в дело дальнейшего обогащения философского знания. Однако это не означает, что классическое наследие, основанное на принципах рационализма, оказалось отброшенным современной философией. Ведь все ее новые принципы и ка-тегории явились результатом переосмысления старых традиций, сопоставления старого и нового философского опыта. Вместе с тем некоторые философские школы, такие, как неокантианст-во, или неогегельянство, а также в известной мере неотомизм, и сегодня стремятся сохранить классические корни философии, выступая под лозунгами «Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!» или «Назад к Ф. Аквинскому!». Таким образом, современная философия в ходе острых спо-ров и дискуссий между представителями разнообразных состав-ляющих ее школ, течений и направлений сегодня, как и вчера, продолжает бесконечный процесс поступательного движения к постижению тайн мира и человека.
|