![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неотомизм: проблемы Бога и человека, веры и разума
Как проявляется связь традиции и современности в философии неотомизма7 В чем заключаются его основные положения? Одной из центральных в современной философии остается проблема Бога. Существует несколько направлений религиозного характера, но главным из них является неотомизм. Неотомизм, или новый томизм — философия современной католической Церкви. В рамках религиозной философии существуют и другие ее варианты: протестантизм, православие, исламизм. Но неотомизм является наиболее разработанным и влиятельным вариантом современной религиозной философии. Неотомизм основан на учении Фомы (Томаса) Аквинского, философа средневековья. Своеобразие учения Аквинского, с которым связана его особая популярность, состоит в том, что в нем впервые было дано достаточно глубокое обоснование возможности гармонического сочетания веры и разума. Эта гносеологическая установка, отличавшая философию Ф. Аквинского от других религиозных концепций, оказалась весьма перспективной. Она как бы предвосхищала грядущие достижения человеческого познания, науки и связанную с этим острую необходимость для Церкви в целях собственного самосохранения ассимиляции религиозным мировоззрением успехов научной мысли. Учитывая это, Церковь стала активно возвышать авторитет томизма, а в 1879 г. папа Лев XIII специальным посланием провозгласил его единственной философией, правильно толкующей основные истины христианской католической религии. С тех пор неотомизм стал официальной католической философской доктриной, широко распространенной не только в странах Западной Европы, но и во всем мире. Наиболее известными неотомистами являются французкие философы Э. Жилъсон, Ж. Маритен и П. Тейяр де Шарден. Содержание неотомизма представляет собой развитие основных положений философии томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни. Один из важнейших тезисов неотомизма - тезис гармонии разума и веры, науки и религии. Истинная философия, по мнению неотомистов, должна отказаться от представлений о полярности рационализма и иррационализма, стать синтезом различных средств и способов понимания мира, обладать универсальными возможностями. Однако, отстаивая положение о гармонии веры и разума, неотомизм все же не признает два этих источника истины равноправными: вера как источник, непосредственно исходящий от Бога, по мнению неотомистов, выше разума. Еще один центральный тезис неотомизма состоит в провозглашении высокого значения не только Бога, но и отдельной человеческой личности. Современный томизм является антропологически ориентированной философией. Личность, считает Маритен, наиболее благородна и возвышенна среди всей природы. В неотомизме подчеркивается, что личность отнюдь не пассивна, ибо Бог, создав людей, «не придает им окончательного вида». Личность рождается свободной, она движет и развивает себя сама. В связи с таким пониманием роли человека в строительстве своей судьбы в философии неотомизма, как и в философии экзистенциализма, важнейшей категорией стало понятие «человеческого существования», «экзистенции». Эта категория приобрела особую роль в связи с утверждением в современном томизме, в отличие от средневекового, представления об ограниченной, скромной роли Бога в творении человека. Согласно новому томизму, Бог совершил лишь первичный, начальный акт в создании человека, он отнюдь не придал ему окончательного вида, создав лишь его «проект», очертив контуры. Вместе с тем Бог вложил в этот созданный им «проект» импульс активности, свободной деятельности, самосовершенствования. Свободно реализуя свои возможности, человек как бы завершает дело божественного творения, создает и развивает себя сам, становится личностью, обладающей богатым внутренним миром, своего рода «микрокосмосом», маленьким подобием созданного Богом мира. Космоса. Каково основное содержание учения тейярдизма? Одним из наиболее ярких представителей неотомизма является Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955). Созданная им не вполне ортодоксальная, с точки зрения католицизма, весьма оригинальная версия неотомизма иногда оценивается как особое учение, именуемое теиярдизмом. Тейяр де Шарден прославился не только как религиозный философ, но и как ученый-археолог. Ему принадлежит заслуга открытия и исследования древнего человека, синантропа. Наиболее известной его работой является переведенная на русский язык книга «Феномен человека» (1987). Концепция Тейяра де Шардена есть синтез традиционных религиозных представлений и данных современной науки об универсальной эволюции Вселенной. Бог у него отождествляется с понятием «космической энергии». Бог - энергия и направляет все развитие Вселенной. Магистральным направлением этого развития, по Шардену, является постепенное накопление, концентрация психической энергии. Человек как раз и представляет собой возникший в ходе длительной эволюции сгусток психической энергии, энергии мысли. Накопление этой человеческой энергии приводит в конце концов к созданию в мире особой сферы разума, так называемой ноосферы. Сфера разума, ноосфера, укрепляется в результате процесса единения всех людей и станет в итоге своего рода «космическим богом», новым Иисусом Христом. Ценность, привлекательность, широкая популярность тейярдизма связана прежде всего с содержащейся в нем главной идеей возможности духовного совершенствования личности, а также тесного единения на этой основе всего человечества. Однако это единение возможно лишь на основе религии, христианства. Наука станет действенной только в союзе с религией, верой. Само по себе научное знание недостаточно, неэффективно. «С чисто позитивистской точки зрения, - пишет Тейяр де Шарден, - человек самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла ему места»1 (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М„ 1987. — С.135.)
|