Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовая система: основные звенья и взаимосвязь между нимиСтр 1 из 11Следующая ⇒
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: 1) общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит); 2) фонды страхования; 3) финансы предприятий различных форм собственности. Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений. Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов, для которых характерны процессы децентрализации. Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий. Главную роль в общегосударственных финансах играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения. Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда. Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Фонды страхования обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Особое место в финансовой системе занимают финансы предприятий и организаций, которые являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами
3. Сущность и содержание финансового менеджмента на предприятии Финансовый менеджмент — управление финансами. Финансы - это система денежных отношений, которая связана с формированием, использованием и регулированием ресурсов организации. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Задачи фин. менеджмента: 1) Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов. 2) Оптимизация денежного оборота. 3) Оптимизация расходов. 4) Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии. 5) Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия. 6) Обеспечение рентабельности предприятия. 7) Задачи в области антикризисного управления. 8) Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия. Основными принципами финансового менеджмента являются: 1) Финансовая самостоятельность предприятия. 2) Самофинансирование предприятия. 3) Материальная заинтересованность предприятия. 4) Материальная ответственность. 5) Обеспечение рисков финансовыми резервами.
Финансовые решения должны приниматься конкретно для данного определённого предприятия. Эти решения, как правило, различаются для разных периодов деятельности/функционирования предприятия. Изменение хотя бы одного из параметров вызывает необходимость в стратегических/тактических воздействиях на финансы предприятия. Финансовый менеджмент предполагает многовариантные подходы к последствиям финансовых решений, а управление финансами должно осуществляться постоянно. Финансовый менеджмент имеет две сферы приложения: 1) Внутрихозяйственная – управление финансовыми ресурсами и капиталом осуществляется на основании решения руководства. 2) Внешняя – управление в процессе установления финансовых отношений с государством и другими хозяйствующими субъектами.
Каждое предприятие имеет свои особенности, возможности, которые зависят от следующих факторов: 1) Формы собственности; 2) Организационно-правовой формы предприятия; 3) Масштаба предприятия; 4) Сферы деятельности; 5) Состояния производственных факторов деятельности предприятия; 6) Состояния коммерческой деятельности предприятия; 7) Уровня квалификации трудового персонала; 8) Экономической ситуации в стране; 9) Текущей и стратегической цели предпринимательства.
4. Структура системы финансового управления на предприятии Управление финансовыми ресурсами предприятия – это деятельность органов управления, направленная на максимизацию объемов финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования. Как система управление финансами на предприятии состоит из двух подсистем: управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления). Объект управления – финансовые ресурсы. Субъект управления – это специальная группа людей (финансовый отдел, финансовая дирекция, бухгалтерия) или финансовый менеджер. Его основная цель – обеспечить финансовую эффективность функционирования объекта управления. В соответствии с составляющими подсистемами функции финансового менеджмента подразделяются на функции объекта управления и функции управляющей подсистемы. Основными функциями объекта управления в финансовом менеджменте являются: 1. Воспроизводственная, т.е. деятельность по обеспечению эффективного воспроизводства капитала, авансированного в долгосрочные и краткосрочные активы предприятия. 2. Производственная, т.е. регулирование текущей производственно-коммерческой деятельности предприятия. 3. Контрольная, т.е. непрерывный контроль за использованием финансовых ресурсов. Субъектом управления является финансовая служба, которая вырабатывает и реализует стратегию и тактику финансового менеджмента с целью повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли. Функции объекта финансово менеджмента реализуются через функции субъектауправления, которые заключаются в следующем: § прогнозирование финансовых состояний (ситуаций); § планирование финансовой деятельности; § регулирование денежного оборота; § учет затрат и результатов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; § анализ и оценка эффективности использования и вложения капитала; § контроль за расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно-коммерческого цикла. Конкретная структура финансовой службы во многом зависит от организационно-правовой формы предприятия, его размеров, вида деятельности и задач, поставленных руководством компании.
5. Денежные потоки предприятия Управление финансовыми ресурсами и капиталом сводится к управлению денежными потоками, под которыми понимают документально оформленные потоки средств платежей предприятия. [Насколько разнообразны предприятия по своим особенностям и возможностям, настолько разнообразны и цели в управлении финансовыми потоками на предприятии.] Средства платежа – средства реализации обязательств предприятия в денежном выражении, которые возникают в процессе заключения сделок, контрактов, при уплате налогов и т.п. Денежные обязательства у предприятия могут быть с: 1) Государством; 2) Другими хозяйствующими субъектами; 3) Трудовым коллективом; 4) Собственниками предприятия. Средствами реализации обязательств могут быть: 1) Денежные средства; 2) Фондовые ценности; 3) Прочие ликвидные активы. В соответствии с требованиями бухгалтерской отчётности каждая хозяйственная операция должна документально оформляться первичными учётными документами, которые фиксируют факт её совершения. Состояние финансов на предприятии определяется величиной остатков на счетах бухгалтерского учёта за определённый период времени. При этом остатки на счетах фиксируют состояние денежных потоков, а обороты характеризуют движение денежных потоков.
Денежный поток на предприятии – совокупность распределенных по времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью. Основные положения важности эффективного управления денежными потоками предприятия: 1. Денежные потоки обслуживают хозяйственную деятельность предприятия практически во всех её аспектах. 2. Эффективное управление денежными потоками обеспечивает финансовое равновесие предприятия в ходе его стратегического развития. 3. Рациональное формирование денежных потоков способствует повышению ритмичности операционного процесса предприятия. 4. Эффективное управление денежными потоками позволяет сократить потребность в заёмном капитале. 5. Управление денежными потоками является важным финансовым рычагом ускорения оборота капитала предприятия. 6. Эффективное управление денежными потоками обеспечивает снижение риска неплатежеспособности предприятия. 7. Активные формы управления денежными потоками позволяют предприятию получать дополнительную прибыль, генерируемую непосредственно его денежными активами.
6. Финансовые ресурсы и капитал предприятия Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов, поступления извне, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные главным образом для выполнения финансовых обязательств, финансирования имеющихся на данный момент затрат. Финансовые ресурсы могут быть: 1. собственные (из внутренних источников – прибыль от амортизации, и из внешних – дополнительные вложения капиталов, дополнительная эмиссия акций); 2. заемные (кредиты, средства от выпуска и продажи облигаций, бюджетные ассигнования на возвратной основе). Финансовые ресурсы в наличном виде могут быть выражены только в виде остатков денежных средств на расчетных счетах в банках и кассах организации. Для некоторых организаций существует такое правило привлекать заемные средства до тех пор, пока доход, приносимый данными средствами выше, нежели размер затрат по обслуживанию займа Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, которые связаны непосредственно с образованием первичных доходов и накоплений, а также их распределением и дальнейшим использованием. Основными целями предприятия могут быть 1. привлечение капитала; 2. эффективное использование этого капитала. Основные функции финансов предприятия: 1. обеспечение и обслуживание денежными средствами жизненного цикла предприятия; 2. обеспечение платежеспособности предприятия; 3. обеспечение финансовых пропорций; 4. распределительная функция (калькулирование); 5. поддержание заданной структуры капитала предприятия; 6. рациональность в использовании денежных средств. Распределение - это связующее звено между производством и потреблением. В рыночных условиях производство, распределение общественного продукта и национального дохода осуществляется с помощью финансов предприятия. Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки за реализованную продукцию и использования ее на возмещение израсходованных средств производства, образования валового дохода. Определенная доля этого дохода поступает в централизованный фонд социального страхования, а часть остается в распоряжении хозяйства на образование фондов экономического стимулирования и финансирования затрат на расширение и развитие производства. В процессе образования и использования амортизационного фонда, мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве с помощью финансов осуществляется перераспределение национального богатства. Таким образом, под распределительной функцией финансов предприятий понимают осуществление ими своей деятельности в процессе распределения общественного продукта, национального дохода и национального богатства. Распределительная функция создает условия, при которых предприятие и отрасль, строго соблюдающие планово-финансовую дисциплину, могут бесперебойно осуществлять хозяйственную деятельность и выполнять финансовые обязательства. Эта функция взаимосвязана с контрольной функцией финансов.
Финансовый капитал - это финансовые ресурсы, задействованные на предприятии в производственный оборот и приносящие доход от этого оборота. Капитал - это экономическая база создания и развития предприятия в материальных и нематериальных формах, инвестированных в формировании активов. Классификация капиталов. 1. По формам: 1. собственный капитал – это совокупная стоимость средств организации, принадлежащих ей на правах собственности; 2. уставный капитал – это основной источник финансового формирования организации, его величиной организация отвечает по своим финансовым обязательствам; 3. добавочный капитал – это капитал, включающий в себя сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов организации со сроком их полезного использования (более года); 4. резервный капитал – это капитал, который формируется за счет отчисления прибыли в определенном размере (ежегодно 5% от прибыли), большое значение имеет размер нераспределенной прибыли организации, за счет которой осуществляются инвестиции на расширение деятельности организации; 5. прочие резервы организации, формирующиеся из равномерного включения предстоящих расходов организации в издержки производства или обращений отчетного периода, для определения целей, которые необходимы для стабилизации текущей деятельности организации; 6. заемный капитал – это денежные средства или прочие имущественные ценности организации, привлекаемые на возвратной основе непосредственно для финансирования деятельности в будущем периоде. 2. По объекту: 1. основной капитал – это часть капитала, которая используется организацией в процессе инвестирования всех внеоборотных активов; 2. оборотный капитал – это часть капитала организации, инвестирующая все оборотные средства организации. 3. По целям использования: 1. производительный капитал – это финансовые средства организации, которые инвестируют операционные активы для осуществления хозяйственной деятельности; 2. ссудный капитал – это финансовые средства организации, которые участвуют в процессе осуществления инвестиционной деятельности; 3. спекулятивный капитал – это капитал, который используется непосредственно в ходе спекулятивных финансовых операций. 4. По форме нахождения в процессе кругооборота: 1. фонды предприятия; 2. фонды для погашения кредитов банков; 3. фонды для финансирования научно-исследовательских работ; 4. фонды для отчислений в вышестоящие организации. Источники образования финансового капитала предприятия. Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансового капитала в размере, необходимом для осуществления организуемой хозяйственной и коммерческой деятельности собственника. Первоначальное формирование этого капитала производится в период создания предприятия путем образования уставного фонда, состоящего из основных и оборотных средств.
7. Структура капитала предприятия Определения «капитала»: 1) Капитал – богатство, которое используется для его собственного увеличения. 2) Капитал – это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег может осуществляться путём следующих операций: 1. Вложения денег в предпринимательство. 2. Передачи денег в ссуду.
Всеобщая формула капитала, выведенная К. Марксом: Д—Т— Д’, где Д — деньги, Т — товар, Д' — сумма денег с приращением.
Классификация структур капиталов: 1. Структура капитала с точки зрения направления вложений: • основные фонды; • нематериальные активы; • вложение денежных средств в оборотные фонды; • фонды обращения. Последние 2 отражают оборотный капитал предприятия. 2. Структура капитала с точки зрения его формирования: • источники денежных средств краткосрочного назначения; • долгосрочные источники/авансированный капитал (собственный капитал, заёмный капитал). Основной элемент приведённой классификации – собственный капитал предприятия, который, в свою очередь, имеет свою собственную внутреннюю структуру:
1. Капитал, предоставленный собственником предприятия: 1.1. уставный капитал: Уставный капитал – сумма средств, предоставленных собственником для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание понятия УК зависит от организационно-правовой формы предприятия (по ГК РФ): 1. Для АО УК – это совокупная номинальная стоимость акций всех видов. 2. Для товариществ с ограниченной ответственностью - это сумма долей собственников. 3. Для государственных унитарных предприятий – стоимостная оценка имущества, закреплённого государством за предприятием на праве полного/неполного хозяйственного ведения. 4. Для предприятий иной формы – стоимостная оценка имущества, выделенного собственником на праве полного хозяйственного ведения. УК формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации, а любые корректировки размера УК допускаются только в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством. 1.2. премии на акции акционерного общества: Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.
2. Резервы, накопленные предприятием: 2.1. резервный капитал: Резервный фонд/капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков хозяйственной деятельности, т.е. по своей природе является страховым. Порядок его формирования обычно регулируется уставом предприятия. 2.2. добавочный капитал: Добавочный капитал образуется в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Его нельзя использовать на цели потребления. 2.3. накопленная прибыль: ◦ нераспределённая прибыль прошлых лет; ◦ фонды накопления. Основной источник для накопления резервов предприятия – прибыль. В балансе прибыль присутствует в явном виде, а также в завуалированном виде, как созданные за счёт прибыли фонды и резервы. Величина прибыли зависит от многих факторов, основным их которых является соотношение доходов и расходов. Существует ряд регулирующих величину прибыли процедур, которые предусмотрены действующими нормативными документами. Чем можно регулировать величину прибыли: 1. Варьирование границы отнесения активов к основным средствам. 2. Ускоренная амортизация основных средств. 3. Порядок оценки и амортизации нематериальных активов. 4. Порядок оценки вкладов участников в УК. 5. Выбор метода стоимостной оценки производственных запасов. 6. Порядок учёта процентов по долгосрочным кредитам банков. 7. Порядок создания резерва по сомнительным долгам. 8. Порядок отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов. 9. Состав накладных расходов и способ их распределения.
3. Прочие взносы юридических и физических лиц: 3.1. взносы и пожертвования; 3.2. целевое финансирование: Целевое финансирование – безвозмездно полученные ценности, безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового характера, а также на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании.
8. Уставный капитал предприятия Уставной капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации; уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов.
Содержание и понятие УК зависит от организационно-правовой формы пр-я: 1. Для АО – это совокупность номинальных стоимостей акций всех видов. 2. Для товариществ с огр. отве-ю – сумма долей собств-ок 3. Для гос. унитарных предприятий – стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием. 4. Для предприятии иной формы – стоимостная оценка имущества, выделенного на самостоятельный баланс.
Вкладом участника предприятия, акционерного общества могут быть здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, природными ресурсами, ноу-хау. Стоимость вносимого имущества определяется совместным решением участников. Формирование и увеличение уставного капитала производится путем выпуска и продажи акций, обмена облигаций на акции, увеличения номинальной стоимости акции. В процессе создания общества его учредители объединяют свое имущество на определенных условиях. Каждый участник объединенного капитала наделяется количеством акций, соответствующим размеру внесенной им доли. Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
9. Основные понятия концепции цены капитала предприятия Любое предприятие нуждается в источниках средств, чтобы финансировать свою деятельность. В зависимости от источников, существующих в какой-либо данной конкретной форме, активы предприятия и, соответственно, их источники делятся на кратко- и долгосрочные. Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: банкам нужно выплачивать проценты за предоставленные ими ссуды, акционерам – дивиденды и др. Таким образом, общая сумма средств, которую необходимо уплатить за использование определённого объёма финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объёму, называется стоимостью (ценой) капитала. В идеальном случае текущие активы предприятия должны финансироваться за счёт краткосрочных источников, а средства длительного пользования (ОФ) – долгосрочных. Благодаря такому подходу можно оптимизировать общую сумму расходов по привлечению капитала. Концепция стоимости капитала является одной из базовых в общей теории капитала. Она не сводится только к исчислению процентов, которые необходимо заплатить владельцу средств. Она характеризирует ту норму рентабельности, которую должно обеспечить предприятие, чтобы не снизить свою рыночную стоимость. Различают два понятия: 1. Стоимость/цена капитала предприятия; 2. Стоимость/цена предприятия как субъекта на рынке. Если предприятие участвует в инвестиционном проекте, доходность которого ниже, чем стоимость капитала, то рыночная стоимость предприятия по завершении этого проекта уменьшается. Таким образом, стоимость капитала – это ключевой элемент теории и практики инвестиционных решений и стратегических решений предприятия. Определение цены капитала предприятия предполагает, во-первых, идентификацию основных его компонентов, во-вторых, исчисление их цены. Результаты расчетов сводятся в единый показатель, называемый средневзвешенной ценой капитала. [Средневзвешенная стоимость)цена) капитала – это показатель, характеризующий относительный уровень общей суммы расходов по обеспечению каждого источника финансовых ресурсов. Он отражает сложившийся на предприятии минимальный уровень возврата на вложенный в деятельность предприятия капитал. , где - доля i-го источника в общем капитале; - стоимость i-го источника финансовых ресурсов. Средневзвешенная стоимость капитала - англ. weighted average cost of capital, WACC.] В данном случае под термином «капитал» понимаются все источники средств, используемые для финансирования активов и операций предприятия. Так как цена капитала непосредственно используется в процессе принятия решений по формированию инвестиционного бюджета, то необходимо остановиться на принципах расчета этого показателя. Прежде всего, следует уточнить состав источников средств, которые будут включены при расчете средневзвешенной цены капитала, а какие исключаются. В первую очередь, рассмотрим источники средств, за пользование которыми предприятие не платит проценты. Сюда относят кредиторскую задолженность за товары, работы и услуги, задолженность по уплате налогов. Все эти виды задолженности являются результатом текущих операций – наращивание объема реализации автоматически сопровождается образованием этих источников. Поэтому в процессе формирования и анализа инвестиционного бюджета сумма спонтанно возникающей задолженности вычитается из общей суммы, требуемой для финансирования проекта. Следовательно, для оценки средневзвешенной цены капитала релевантной является лишь часть требуемого капитала за вычетом спонтанно возникающей краткосрочной кредиторской задолженности. Следующим источником средств являются краткосрочные банковские кредиты, которые не возникают автоматически как результат текущей деятельности. Этот источник средств не учитывается при расчете средневзвешенной цены капитала, если не будут оговорены отдельные условия. Если краткосрочные кредиты и займы временно привлекаются для покрытия циклических или сезонных колебаний оборотных средств, их не следует учитывать при расчете. Однако если этот вид задолженности используется предприятием как постоянный источник финансирования, тогда он должен быть учтен в процессе оценки цены капитала. Основными источниками привлечения капитала являются долгосрочные кредиты и займы, привилегированные акции и собственный капитал (обыкновенные акции и нераспределенная прибыль); они и будут учитываться при расчете средневзвешенной цены капитала. Отсюда, составляющими капитала, существенными для исчисления его цены, являются: • часть краткосрочных кредитов и займов, предоставляющая собой постоянный источник финансирования; • долгосрочная кредиторская задолженность; • привилегированные акции; • собственный капитал. Вся беспроцентная кредиторская задолженность (за товары, работы и услуги, по оплате труда и по налогам) в процессе формирования и анализа инвестиционного бюджета не учитывается и, следовательно, исключаются при исчислении цены капитала. Наиболее распространенный подход к формированию инвестиционного бюджета подразумевает учет влияния налогов именно в алгоритме расчета средневзвешенной цены капитала, а не путем корректировки денежного потока. Поэтому все последующие алгоритмы расчета средневзвешенной цены капитала будут построены на после налоговой базе. Таким образом, цена капитала является ключевым элементом теории и практики решений инвестиционного характера.
10. Цена заемного капитала
Основными его элементами явл-ся: 1. Ссуды 2. Выпущенные предприятием облигационные займы
Стоимость любого вида капитала стоит отражать с учетом налогооблажения
1! Стоимость долгосрочного кредита:
К=i(1-н) где н-налоговая ставка на прибыль
2! Облигационный займ: Стоимость облигационного займа для предприятия, как источника средств равна величине выплачиваемого по облигации %, а для вонь планируемого займа при расчете его стоимости следует учитывать также влияние возможной разницы между ценой и номинальной стоимостью облигации, которая может быть выше за счет расходов по выпуску облигаций, а так же их продажа по дисконту.
Где Коб-цена(стоимость) облигац. займа Сн-Стоимость номанального облигационного займа Ср-Реализационная цена облигации i-годовая сложн. Ставка % по n-Продолж-ть займа в годах
11. Цена собственного капитала Цена капитала - одна из основных концепций финансового менеджмента. Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия: и заёмного, и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п.
Акционеры взамен на предоставление своих средств предприятию получают дивиденды. Соответственно, доход инвестора численно равен затратам предприятия по привлечению данного источника средств.
1. Привилегированные акции [Привилегированная акция — акция, с одной стороны, обладающая специальными правами, и, с другой, на ряд прав которой наложены специальные ограничения. По ПА уплачивается твёрдый фиксированный доход. Права на участие в управлении компанией могут быть существенно ограничены. В России номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25 % от уставного капитала акционерного общества.]: , где Д – годовой дивидендный доход (в ден. ед.); ЦПА – рыночная цена привилегированной акции. Приведённая оценка может искажаться, если было несколько выпусков акций, в ходе которых они продавались по разной цене. В этом случае предлагается пользоваться формулой средней арифметической взвешенной. Если предприятие планирует увеличить свой капитал за счёт дополнительного выпуска привилегированных акций, то полученную по этой формуле оценку необходимо увеличить на величину расходов на организацию этого выпуска.
2. Обыкновенные акции [Дивиденды выплачиваются из части прибыли, оставшейся после уплаты процента обладателям привилегированных акций. Дивиденд колеблется в зависимости от прибыли акционерного общества. Владельцы обыкновенных акций, как правило, обладают правом голоса на общем собрании акционеров.] Т.к. по обыкновенным акциям размер дивидендов заранее не определён и зависит от деятельности предприятия, следовательно, данная оценка имеет более низкую точность, чем предыдущая. Обычно для оценки стоимости обыкновенных акций как источника капитала используются две модели:
А) Модель Гордона: модель Гордона является вариацией модели дисконтирования дивидендов, методом для вычисления цены акции. , где - прогнозируемый уровень годовых дивидендов (ден. ед.); - рыночная цена обыкновенной акции; g – прогнозируемый темп прироста дивидендов. Недостатки: 1. Расчёт возможен только для предприятий, где дивиденды выплачиваются; 2. Стоимость обыкновенных акций () очень чувствительная к показателю g. 3. Не учитывается фактор риска неполучения дохода.
Б) Эти недостатки устранены в модели CAPM. Capital Asset Pricing Model, CAPM (досл. с англ. модель ценообразования активов) — модель оценки финансовых активов. Модель используется для того, чтобы определить требуемый уровень доходности актива, который предполагается добавить к уже существующему хорошо диверсифицированному портфелю с учётом рыночного риска этого актива. Другими словами, это модель увязки систематического риска и доходности. Формула:
-коэффициент представляет собой индекс доходности данного вида ценных бумаг. Он рассчитывается по каждому предприятию, котирующему свои акции на рынке, и публикуется в статистических сборниках. В целом по рынку -коэффициент равен 1 и, как показывает практика, колеблется от 0, 5 до 2 (0, 5 ). Экономическая интерпретация -коэффициента: 1) - означает, что акции данного предприятия имеют среднюю степень риска, сложившегося на рынке в целом; 2) - акции предприятия менее рискованные, чем в целом по рынку; 3) - акции предприятия более рискованны, чем в среднем по рынку. Изменение -коэффициента в динамике в сторону увеличения означает, что вложение в бумаги данного предприятия становится более рискованным; снижения – снижение риска.
В формуле: - ожидаемая доходность оборота акций предприятия; - безрисковая доходность ценных бумаг (как правило, за основу берутся государственные ценные бумаги); - средняя доходность по рынку ценных бумаг; - индекс доходности для данного предприятия. Таким образом, . Показатель числителя представляет собой рыночную премию за риск вложения своего капитала не в безрисковые ценные бумаги, а в ценные бумаги данного предприятия. Соответственно знаменатель показывает среднюю рыночную премию за риск. Эта модель CAPM означает, что премия за риск вложения в ценные бумаги данного предприятия прямо пропорциональна рыночной премии за риск.
12. Финансовая отчетность предприятия: определение, основные пользователи
Одна из самых основных функций финн. менеджмента – проведение фин анализа и фин планирования на основе показателей финансовой отчетности, а также сбор и обработка информации бух. Учета для внутреннего управления финансами и внешних пользователей.
Фин. Отчетность – совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации: 1. О фин. положении предприятия 2. О результатах деят-ти предприятия (отчет о прибылях и убытках) 3. Об изменении финн. положения
Помимо фин. отчета, бухгалтерия может проводить производственный и управленческий учет, данные которого используются исключительно в коммерческих целях.
---1---- Группы внешних пользователей информации (фин. отчетности): 1. Непосредственно заинтересованные в деятельности компании a. сущ. и потенциальные собственники b. Опосредованно заинтересованные. c. Существующие поставщики и покупатели d. Гос-во в форме налоговых органов e. Служащие и работники 2. опосредованно заинтересованные лица: a. Аудиторские службы b. Консультанты по фин. вопросам c. Профсоюзы ---2--- Внутренние пользователи: 1. Высшее руководство (дирекция). a. Оценка потребностей в ресурсах b. Оценка эффективности c. оценка дивидендной политики Выделяют 2 основных механизма, которые обеспечивают взаимосвязь предприятия с рынком посредству фин. отчетности: 1. Стандарты фин. отчетности 2. Аудиторские проверки
Стандарты фин. отчетности – определенные правила ведения фин. учета и составления отчетности с целью отражения эффективности финансовых решений. (междунар. и нац. стандарты.) GAAP – общепринятые стандарты бух. учета (амер.сист)
Рассмотрим системы бух. учета:
1. Британская система, черты: a. Ориентация на интересы акционеров, кредиторов и в целом транснац. компаний. b. Наличие развитого фондового рынка. c. Высокий уровень подготовки профессионалов бух. учета d. Гибкость (Разрешено все, что не запрещено законом) 2. Континентальная система (зап. европа+япония): a. Развитие в интересах гос-ва b. Подробная юридическая регламентация бух. учета c. Преобладающая роль банковской системы (япония) d. Разрешено только то, что разрешено законом 3. Южноамериканская система: a. Выс. инфляция b. Унификация принципов учета и их ориентация на нужды гос. фин. планирования. Международные стандарты учета разрабатываются международными организациями. Сущ 2 уровня стандартов: 1. Решиональный (ЕС СНГ) 2. Мировой
13. Стандарты финансового учёта и отчётности Стандарты финансовой отчётности – определённые правила ведения финансового учёта и составления отчётности с целью отражения эффективности финансовых решений. Различают международные и национальные стандарты. Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS. МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других. Общепринятые принципы бухгалтерского учёта (англ. Generally Accepted Accounting Principles, GAAP ) — стандарты бухгалтерского учёта, применяемые в США и некоторых других странах. GAAP отличается (в частности, от Международных стандартов финансовой отчётности) тем, что в GAAP детально регулируется порядок учёта тех или иных практических ситуаций. В августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на международные стандарты финансовой отчётности и отказа от GAAP. Иностранным компаниям разрешена подача в Комиссию по ценным бумагам и биржам (США) (SEC) отчетности по стандартам IFRS. Все американские компании обязаны публиковать отчетность по US GAAP, который считается золотым стандартом бухучета, потому что сводит к минимуму злоупотребления и максимально соответствует целям пользователей отчетности. В феврале 2011 SEC выпустил очередной документ, в котором он не принял решение о внедрении IFRS в американскую отчетность, сдвинув сроки обязательного внедрения на 2015-2016 годы.
Рассмотрим принятую классификацию моделей бухучёта: 1) Британо-американская: • ориентация на интересы акционеров, кредиторов и в целом транснациональных компаний; • наличие развитого фондового рынка; • общий высокий уровень бухгалтерской профессиональной подготовки; • гибкость (разрешено всё, что не запрещено законом). 2) Континентальная (страны Западной Европы и Япония): • ориентация на интересы государственного регулирования и положения; • подробная юридическая регламентация системы учёта; • преобладающая роль банковской системы (Япония); • разрешено только то, что разрешено законом. 3) Южноамериканская: • высокий уровень инфляции; • унификация принципов учёта и из ориентация на нужды государственного финансового планирования.
14. Основные принципы составления отчетности.
Основное требование к создания отчетности – полезность её информации.
Полезность – возможность использования информации для принятия обусловленных деловых решений.
Для того, чтобы информация была полезной, она должна отвечать определенным требованиям:
1. Уместность (определяется своевременностью, ценностью, значимостью) 2. Достоверность (экономич. содержание, возможностью проверки 3-ми лицами, беспристрастностью) 3. Сопоставимость 4. Понятность
Так же, чтобы информация была полезной, она должна отвечать элементарным характеристикам отчетности: 1. Актив 2. Обязательства 3. Капитал 4. Доходы 5. Расходы 6. Прибыли и убытки Также инф-я должна соответствовать концептуальным принципам: 1. Принцип двойной записи 2. Принцип ед-цы отчета 3. Принцип периодичности 4. Метод стоимостной оценки 5. Метод начислений
15. Различия в составлении отчетности в отечественной и зарубежной практике Бухгалтерская отчётность регламентируется национальными и международными стандартами. Национальные стандарты регламентируют бухгалтерскую отчетность в отдельных странах: например, в США — US GAAP, в Великобритании — UK GAAP. В связи с глобализацией мировой экономики все большее значение приобретают Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО — IFRS), действующие, например, в Европейском Союзе и разрабатываемые международной организацией International Accounting Standards Board (IASB). В Российской Федерации бухгалтерская отчётность регламентируется законом о бухгалтерском учёте и Положениями о бухгалтерском учёте (РПБУ), которые разрабатываются Минфином РФ, а также отдельными статьями налогового кодекса. В 1998 г. в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. Согласно РПБУ, бухгалтерская отчётность компаний (для организаций кроме кредитных, страховых и бюджетных) состоит из следующих элементов: · бухгалтерский баланс — форма № 1 · отчёт о прибылях и убытках форма № 2 · отчёт об изменениях капитала — форма № 3 · отчёт о движении денежных средств — форма № 4 · приложения к балансу и отчёту о прибылях и убытках — форма № 5 · отчёт о целевом использовании полученных средств — форма № 6
Различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и российским законодательством, можно сделать следующие выводы: · Согласно Закону «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета, помимо формирования полной и достоверной информации, являются обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства, соответствием нормам и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности; · В российской практике присутствуют 2 допущения, непредусмотренные МСФО (Допущение последовательности применения учетной политики; Допущение имущественной обособленности организации). · В российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО; · Структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование) и не представлена в логическом и последовательном порядке ни в одном отдельно взятом российском нормативном акте; · Присутствуют различия в терминологии.
16. Анализ финансовой отчетности предприятия: понятие, основные приемы
Финансовая отчётность — совокупность показателей учёта, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период. Финансовая отчётность представляет собой систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в ее финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Существует четыре главных вида финансовой отчётности: · бухгалтерский баланс группирует актив и пассив компании в денежном выражении. · отчёт о прибылях и убытках содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчётной даты. · отчёт об изменениях капитала раскрывает информацию о движении уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информацию об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации. · отчёт о движении денежных средств показывает разницу между притоком и оттоком денежных средств за определённый отчётный период. Анализ финансовой отчётности В зависимости от целей анализа финансовой отчетности применяются различные показатели: · Абсолютные показатели используются для ознакомления с отчетностью, позволяют сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, размерах прибыли или убытка. · Сравнимые процентные показатели используются для выявления отклонений и изменений важнейших статей финансовой отчетности. А также различные виды анализа: · Анализ горизонтальных процентных изменений, характеризуют изменения отдельных статей финансовой отчетности за один или несколько отчётных периодов. Например, изменение чистых продаж, валовой прибыли, производственных расходов и так далее. · Анализ вертикальных процентных изменений, предполагающий вычисление соотношения различных статей по отношению к одной выбранной статье. Например, доля долгосрочной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности. · Анализ тенденций (трендовый анализ), который характеризует изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет. · Сравнительный анализ, проводится с целью сопоставления отдельных показателей деятельности различных компаний одной отраслевой принадлежности и примерно одинаковых размеров. · Сравнение со среднеотраслевыми показателями позволяет определить уровень устойчивости положения компании на рынке. Такой анализ проводится с учетом изменений состояния хозяйственной конъюнктуры, экономики страны в целом, уровня цен и так далее. · Анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов, расчет которых основывается на определении соотношений между отдельными показателями отчетности.
17. Методы, используемые при составлении отчётности: сфера применения, различия Существуют следующие методы анализа финансовой отчётности:
1) Горизонтальный (ретроспективный, продольный, временной) анализ. Предполагает сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия. 2) Вертикальный (глубинный, структурный) анализ. Предполагает определение структуры основных финансовых показателей с целью более подробного их изучения. 3) Факторный анализ. Предполагает оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменения их значений. При этом может использоваться метод цепных подстановок (элиминирования). Данный метод анализа используется, как правило, при проведении внутреннего финансового анализа. 4) Сравнительный анализ. Предполагает сопоставление финансовых показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми значениями или аналогичными показателями родственных предприятий и конкурентов. Данный вид анализа используется, как правило, при проведении внешнего финансового анализа.
Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации: - о финансовом положении предприятия (форма№1 баланс предприятия) - о результатах деятельности предприятия (ф№2 отчет о прибылях и убытках) - об изменениях в финансовом положении (ф№3 отчет о движении денежных средств). Организация должна составлять финансовую отчетность, за исключением отчета о движении денежных средств, с использованием метода начислений. Результат хозяйственных операций признается по факту их совершения, а не после поступления денежных средств. Предполагает отражение доходов и расходов независимо от того, получены ли или уплачены соответствующие денежные суммы. Операции и события регистрируются в учетных регистрах и представляются в финансовой отчетности тех периодов, к которым они относятся. Метод начисления имеет важное преимущество в связи с тем, что он позволяет отражать реальную экономическую ситуацию. Данный метод не используется при составлении Ф№3 Отчета о движении денежных средств, а используется кассовый метод. При использовании кассового метода расходы и поступления учитываются только тогда, когда они связаны с денежными операциями. Кассовый метод имеет ряд преимуществ: - простота в применении способствует простоте в составлении отчетности, что позволяет обеспечить своевременность ее составления, достоверность и сравнимость; - позволяет оценивать соответствие расходов бюджетным ассигнованиям; - не требует высокой квалификации специалистов, осуществляющих ведение бухгалтерского учета. Несмотря на простоту данного метода, он имеет ряд недостатков и ограничений: субъективность при определении момента регистрации или признания операции; неспособность удовлетворить потребность в информации по активам, обязательствам и по влиянию текущего потребления на запасы активов; возможность использования только в целях краткосрочного бюджетного контроля; Основным различием между кассовым методом учета и учетом по методу начисления является момент определения (признания) операции, т. е. на какой момент времени ее регистрировать.
При составлении отчёта разделяют приток и отток наличных по производственной (операционной или текущей), финансовой и инвестиционной деятельности компании: 1.операционная деятельность — основная деятельность предприятия, приносящая доходы, здесь отражаются те статьи, которые используются при расчете чистой прибыли. 2.инвестиционная деятельность — отражение изменения во внеоборотных активах: приобретение и реализация долгосрочных активов; покупка или продажа долгосрочных ценных бумаг. 3. финансовая деятельность — отражается изменение в размере и составе собственного капитала и долгосрочных обязательств. Существует два метода составления отчёта о движении денежных средств. Прямой метод предусматривает раскрытие информации об основных видах валовых денежных поступлений и выплат. Выделяют следующие достоинства этого метода: отчёт, созданный по этому методу, показывает основные источники притока и направления оттока денежных средств. Даёт возможность делать оперативные выводы относительно наличия денежных средств для проведения платежей по различным текущим обязательствам.отображает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчётный период. Недостатком этого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств компании. Также проблемой является то, что большинство компаний осуществляет много различных операций, вызывающих движение денежных средств, поэтому достаточно трудно провести классификацию направлений движения денежных средств. Косвенный метод предполагает корректировку прибыли. Косвенный метод заключается в установлении разниц между показателем чистой прибыли (убытка) отчётного периода, сформированным по методу начисления и представленным в отчёте о прибылях и убытках, и показателем чистых денежных средств по операционной деятельности (приращение денежных средств и их эквивалентов за период), рассчитанным по кассовому методу на основе данных бухгалтерского баланса (разница между денежными средствами на конец и начало отчётного периода). Этот метод позволяет чётко показать, какое денежное содержание имеет каждая строка отчёта о прибылях и убытках. Основной недостаток косвенного метода составления отчёта — необходимость сбора большого количества информации о статьях неденежного содержания и изменениях в оборотном капитале. Также для создания отчёта о движении денежных средств косвенным методом нужно иметь уже готовые отчёты о балансе, прибылях и убытках и об изменениях в капитале
|