![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Либеральный консерватизм» П.Б. Струве
ГОСУДАРСТВО и НАЦИЯ (Струве) Государство обладает мистический природой. Оно сверхразмуно, надразумно (в сравнении с разумным человеком), надиндивидуально. Основной закон бытия государства: стремление к могуществу. Природа государства особенно сильно проявляется по отношению к внешнему миру, в силе и мощи государства на международной арене. Государство, его мистическая природа особенно ярко проявляется в войне. Власть и властвование, устанавливающееся в государстве, есть сверхразумная и нерациональная. Власть как гипноз, очарование. Власть не есть лишь средство упорядочения общественной жизни. Власть есть оружие внешнего господства государства и ради этого она держит в подчинении людей. Национальное начало тесно связано с государственным. Поэтому оно тоже мистическое. «В основе нации всегда лежит культурная общность в прошлом, настоящем и будущем, общее культурное наследие, общая культурная работа, общие культурные чаяния». «Всякая крупная нация стремится создать себе государственное тело. Но идея и жизнь нации всегда шире, богаче и свободнее идеи и жизни государства» Государство есть продукт гораздо более условный, менее органический и потому менее устойчивый и могущественный, чем нация и национальность. (Есть бельгийское, вюртембергское, австрийское государство, но нет таких наций.) Наибольше мистической природы и силы государство достигает, когда сливается с нацией, увлекая человека в патриотическом порыве. Внешняя политика государства и есть место, где государство выражает свою природу (стремится к мощи), поэтому внутренняя политика должна быть направлена на достижение внешних целей государства. ЛИЧНОСТЬ(Струве) Интересы государства и индивида могут противоречить друг другу. Подчинение государству людей основано не на насилии, а на признании государства высшей ценностью. В идеале личность признает, что государство высшая ценность. Поэтому у личности есть потребность в сильном государстве. «К государству и национальности прикрепляется неискоренимая религиозная потребность человека. В религии человек выходит из сферы ограниченного, личного существования и приобщается к более широкому, сверхиндивидуальному бытию».
Либерализм признает незыблемыми неотъемлемые права личности. Однако это приводит к противостоянию свободы личности с государственной властью(а это плохо, ведь государство, по Струве – общественная ценность!). Поэтому нужно ограничить либерализм и синтезировать его с консерватизмом. Но и консерватизм должен быть привязан к теме сохранения незыблемых прав личности. Должна утвердиться идея всенародной жизни в форме государственной, охраняющей национальную жизнь. Основная идея: Без свободы личности невозможно сильное государство и наоборот! Вот он - либеральный консерватизм. Сеть: «России необходимы: прочно огражденная свобода лица и мощная правительствующая власть» — таким было политическое кредо Струве. Синтез либерализма (свободы и прав личности, реформаторства) и консерватизма (власти, порядка, преемственности, «почвы», мощного страны, могущественного «внешне» и «внутренне»). Принципиальным в методологическом отношении для уяснения сущности либерального консерватизма Струве считал анализ понятия консерватизма,.которое, по его мнению, «есть чисто формальное понятие, могущее вмещать в себя какое угодно содержание»; основное тут — «прикрепление» идеи консервации, ил«охранения, к каким-то определенным содержаниям, к примеру, либеральный консерватизм значит утверждение незыблемых прав лица, т. е. прикрепление идеи консервации (константной идеи-содержания) к этим правам; демократический консерватизм есть приурочение данной же идеи к началу народовластия. Струве не приемлет казенный, официальный консерватизм, «консервативную казенщину», проникнутую рационализмам и практичностью, но воспринимает консерватизм только как культурно-романтичный идеал, «консервативную романтику» — миросозерцание, которое для него значит «возведенную в принцип „почвенность" и осознанное почитание отцов», восходящее к творчеству славянофилов, а следовательно, к религиозным, нравственным и культурным государственным традициям.
«Отрывки о государстве», «Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества» · «Отрывки о государстве» Работа содержит теоретические основания теории Струве. Написана она в 1908 году(?). Обычный консерватизм и обычный радикализм пытаются объяснить все перемены в об-ве и гос-ве исходя из разума(причем разумности отдельного индивида). Но о бщество – это не сумма индивидов, это нечто большее. Человек живет для себя, но срок его планов очень не большой. Гос-во по сравнению с человеком существует намного дольше – с т.з. индивида оно сверхразумно.
|