Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения экономики и религии в истории развития российского общества






Особенностью христианизации государства по византийскому образцу является то, что именно светская власть «выбрала» религию. Она же

содействовала ее распространению и укоренению. Русское духовенство

находило полное покровительство, симпатию и сочувствие у власти, которая теперь опиралась, на новую влиятельную общественную силу. С

самого начала христианства на Руси сложилась смычка новой веры и

княжеской власти на хозяйственной и социально-политической основах.

В то же время, несмотря на свою значимость, русское духовенство не

смогло занять в политической системе государства такое место, которое

имела западноевропейская церковь в своем мире.

Несмотря на целый ряд самобытных черт, сам тип развития Древней Руси в принципиальном плане был общим с Европой. В отличие от средневековой Европы, где всегда была острая политическая конкуренция между государством и церковью за первенство, на

Руси стремились к гармонии разума и веры, прочному союзу, даже слитности государства и церкви. Церковь не противостояла государству как

самостоятельный институт. Последствия союза власти и церкви были

неоднозначны для политического развития России. С одной стороны,

такой союз укреплял централизованную власть, государственность. Но

одновременно церковь оказалась полностью зависимой от государства.

В XIII в. торговый путь " из варяг в греки" уступил своё место " янтарному пути", шедшему через Центральную Европу. В это время роль ведущей морской державы Средиземноморья перешла от Византии к Венецианской республике. В результате этого и монголо-татарского завоевания Древняя Русь утратила свой политический авторитет, стала периферией Европы. К тому же отток населения на северо-восток, подальше от кочевников, усилившийся после татарского нашествия, привёл к переходу значительной части русского населения из сферы культурного господства Европы, Византии в зону влияния арабо-исламского мира в Поволжье. Монголо-татарское иго, завоевание Казанского и Астраханского ханств, освоение Сибири поставили Московское государство перед необходимостью взаимодействия с азиатской культурой и азиатской политической традицией. В процессе колонизации восточных земель Россия становилась частью евразийского геополитического пространства, в котором издревле существовали авторитарные формы власти. Если Древняя Русь была повёрнута лицом к Европе, то Московское государство в XV–XVII в. – лицом к Азии.

Однако в XV–начале XVI вв. не только канонизация святых, но и упорядочение церковного быта, культа и вероучения проводилось по указанию

московского князя. Попытки церковной иерархии в XVII в. изменить положение церкви в государстве закончились неудачей. Ключевский отмечал,

что «этим закончилась политическая роль древнерусского духовенства,

всегда плохо поставленная и еще хуже исполняемая » (И.№1, С. 298)

 

Под мощным давлением Востока, воплотившемся в монголо-татарском иге, специфические черты развития страны приумножились, трансформировавшись в особый русский тип феодализма — как бы промежуточный между европейским и восточным. Россия оказалась отрезанной от Европы и встала на собственный, теперь уже принципиально отличный от западноевропейского путь развития. Складывание крепостного права и самодержавная власть царя явились как бы платой за создание государства в условиях недостаточности социально-экономических предпосылок и приоритетного значения внешнеполитического фактора (необходимость борьбы с ордынским игом и Великим княжеством Литовским). Отсюда и определённая идеологизация государства – единственного к тому времени оплота православной веры. Со времён Ивана Грозного две принципиальные и взаимосвязанные черты: гипертрофированная роль государства и некоторая недоразвитость, незащищённость частной собственности сближали Россию со странами Востока, а борьба самобытных русских традиций с влиянием Запада стала одной из " осей" отечественной истории.

Непрерывное территориальное расширение предопределило тот факт, что в течение веков экономическое развитие шло вширь, обеспечивалось за счёт количественных факторов (экстенсивный тип). У российского населения не было острой необходимости переходить от традиционного хозяйствования к более эффективному, так как всегда оставалась возможность переселиться на новые места, освоить новые территории.

После реформ Петра Великого из могущественной собственнической организации, своими руками создавшей и возвеличившей идею самодержавия, церковь превратилась в простое правительственное учреждение. Однако социальное положение духовенства с этого времени

становится привилегированным. Духовенство получило возможность

иметь права дворянства, приобретать и владеть недвижимым имуществом, крепостными крестьянами. Государство точно определило новую

роль церкви в обществе и нуждалось в ее услугах. Одновременно было

определено и правовое положение императора в церковной системе.

Церковная власть становилась производной от государственной, а государственная власть монарха была поставлена над церковью. Русская

Православная Церковь (РПЦ) приобрела статус государственной церкви. Распространение нехристианских учений, прежде всего мусульманства ограничивалось, также как и вступление в государственную должность представителей иных вероисповеданий. Переход же и обращение

в православие поощрялись.

Тем не менее, хотя дореволюционная Россия в качестве государственной религии исповедовала православие, но одновременно существовало множество других религий. Каждая из них предлагала свою

систему ценностей. После революции 1917 г. на основе Декрета об отделении Церкви от государства (23 января 1918 г.) осуществляется попытка уничтожения основы существования прежнего государства — религиозных воззрений, и насаждение новой системы духовных ценностей на

основе атеистической идеологии. После Второй мировой войны религия

частично восстанавливает свои утраченные позиции. Государство заинтересовано в сотрудничестве с религиозными организациями в стремительно расширяющемся национально-освободительном движении,

охватившем многие регионы мира. Однако этот интерес скоро заканчивается, и вновь наступают трудные времена для религии в советском

государстве. Периодом тяжелейших испытаний для церкви оказалась

хрущевская оттепель. Государственное вмешательство во внутрицерковную жизнь стало осуществляться на уровне и центрального церковного управления, и на местах. Патриарх Алексий в это время отмечал,

что «правящим в епархии по церковным канонам считается архиерей.

Но архиерей не управляет, а архиерействует, а уполномоченный управляет» (И.№2 С. 226).

 

Кризис 1980-х гг. в Советском Союзе явился, прежде всего, кризисом

политической системы, а также кризисом той идеологии, которая не приемлила религии. Появились тенденции к возрождению религии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал