Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемные ситуации на религиозной почве в социально-экономическом пространстве






Опыт религиозного воспитания граждан позволяет сделать вывод, что основными проявлениями негативного воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в процессе современной модернизации России являются появление в трудовых коллективах противоречий на религиозной почве; проникновение в структуру государственного управления идей мистицизма и оккультизма; распространение среди населения идей религиозного пацифизма. Рассмотрим их более подробно.

1. Противоречия на религиозной почве. Новая религиозная ситуация обусловила возникновение целой системы новых противоречий в жизни российского общества. Одно из них – это противоречие между новой религиозной ситуацией в России и отсутствием в содержании воспитания нации корректив, учитывающих эту новую ситуацию.

Проведенное нами исследование религиозной обстановки в России показывает, что новая религиозная ситуация принесла с собой в российское общество целый комплекс новых отношений, вызвавших, в свою очередь, появление ряда проблем, к появлению которых россияне оказались не готовы.

К числу таких проблем, по нашему мнению, относятся:

- проблема взаимоотношений между неверующими и верующими гражданами, число и самоуважение которых значительно выросло;

- взаимоотношения между религиозными группами в трудовых коллективах;

- проблема взаимоотношений между различными религиозными группами в масштабе страны.

Религиозные различия при определенных условиях действительно могут стать поводом для возникновения разобщенности и даже конфронтации групп верующих. Верующие граждане в этом смысле не являются исключением. Вместе с тем, по наблюдениям социологов, по мере увеличения числа верующих в трудовых коллективах стали проявляться элементы симпатий-антипатий по признаку конфессиональной принадлежности граждан. Так, 20% верующих заявляют, что для них не безразличны религиозная принадлежность сослуживцев. Отмечается проявление неприязни к другим религиям. Практически все традиционные конфессии негативно настроены по отношению к новым религиозным образованиям. Представители различных «сект» с антипатией относятся к традиционным конфессиям, в том числе к православию.

Существенным противоречием, которое порождено новой религиозной ситуацией в России, является противоречие между новыми требованиями, которые эта религиозная обстановка в трудовых коллективах предъявляет к знаниям их руководителей в сфере религии и отсутствием таковых у большинства из них на сегодняшний день. Как показывает практика, большинство из них не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, не знает и требований, предъявляемых к его верующим подчиненным их религиозной верой.

Эта необразованность руководителей при определенных обстоятельствах может стать и становится причиной невольного оскорбления религиозных чувств верующих граждан, возникновения конфликтов в трудовых коллективах на религиозной почве, невыполнения верующим гражданами того или иного распоряжения.

 

2. Проникновение в органы государственного управления идей мистицизма и оккультизма. Распространение суеверия и мистицизма – характерная черта любого глубокого системного кризиса. Государственная власть, переживающая такой кризис, не стала исключением. Формы проникновения мистицизма и оккультизма в структуры государственного управления весьма многообразны.

Например, Константин Петров в начале 90-х годов ХХ века основал движение «К Богодержавию», при помощи военных и гражданских специалистов разработал концепцию общественной безопасности «Мертвая вода» и «Достаточно общую теорию управления», основываясь на том, что причиной системного кризиса общества является «отрицание цивилизацией живой религии Бога Истинного», а также триединства материи, информации и меры. Автор заинтересовал своими выкладками многих депутатов, чтобы в 1995 году провести парламентские слушания и рекомендовать концепцию к реализации. Была предпринята небезуспешная попытка пробиться к Президенту России, отправив документы в Администрацию Президента Российской Федерации. 28 ноября 1997 года Татьяна Дьяченко, в то время – советник Президента Российской Федерации, направила эту самую «Мертвую воду» заместителю руководителя Администрации Президента Российской Федерации М. Комиссару с предписанием «рассмотреть и дать ответ автору».

Практика показывает, подобные специалисты продолжают свою деятельность, в том числе за счет государственного бюджета, они лоббируют свои интересы на самом высоком уровне. Проводят эксперименты на людях и пытаются создать аналог национальной идеи – универсальную мировоззренческую концепцию, приемлемую для всех слоев общества.

3. Религиозный пацифизм. На сегодняшний день в России идеи религиозного пацифизма исповедуют несколько религиозных организаций: Свидетели Иеговы, Менониты, Религиозная ассоциация «Духовное единство» (Церковь Льва Толстого), Религиозное объединение духоборцев России, Союз общин Христиан – Молокан, Спасовский толк беспоковского направления русской старообрядческой православной церкви. Идеи религиозного пацифизма широко распространены среди членов Союза Евангельских Христиан-баптистов России. Именно члены этого союза составляют основную часть религиозных пацифистов.

Самый общий обзор положений, которые лежат в основе религиозного пацифизма, позволяет отметить существование, по крайней мере, трех обоснований этих идей.

Во-первых, необходимость строгого следования Священному Писанию. Исполнять заповедь «не убивай» – это, значит, не убивать ни при каких обстоятельствах.

Во-вторых, в каждом человеке живет Святой дух, и поэтому убийство человека является по своей сути покушением на богоубийство.

В-третьих, верующим нет абсолютно никакого дела до чисто земных грешных дел, какими являются политика и война.

С ростом числа членов религиозных организаций, которые разделяют идеи религиозного пацифизма, учащаются случаи отказа от службы в армии по религиозным убеждениям.

 

4. Религиозный фанатизм. В последние годы религия стала важным фактором общественной и государственной жизни. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее россиянам возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения своей веры. Новая религиозная ситуация способствовала значительному увеличению числа конфессий, деноминаций, религиозных направлений, быстрому росту числа их последователей. Однако динамичный рост религиозности населения во всех конфессиях привел к наплыву неофитов (новообращенных). Многие из них имеют весьма смутное представление об основах вероучения и канонических нормах той религии, к которой они недавно обратились, но, тем не менее, проявляют максимализм требований по отношению к единоверцам, нетерпимость к инаковерующим и неверующим, что порой нарушает стабильное развитие религиозной жизни, порождает внутренние конфликты.

Данный феномен в первую очередь связан с приобретением легального статуса ранее находившимися в подполье или временно прекратившими свою деятельность на территории России религиозными объединениями; многочисленными расколами и дезинтеграционными процессами в традиционных для России конфессиях; совершенно немыслимой в прошлом активизацией иностранных миссионеров, проповедующих в основном различные направления протестантизма, а также возникновением в самой Российской Федерации и проникновением из-за рубежа новых религиозных движений, сумевших в жесткой конкурентной борьбе обрести своих последователей. Не ограниченная законом деятельность религиозных новообразований в основном иностранного происхождения привела в 1990-е годы к стремительному нарастанию дезинтеграционных процессов, подчас прямо нацеленных на подрыв духовного единства общества. При полной инертности государства за риторикой, не имевшей ничего общего с религией часто скрывалась не только откровенно коммерческая, но часто и противоправная деятельность.

Несмотря на то, что принятый в 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» стал реальной преградой на пути государственной регистрации организаций, только именующих себя религиозными, а на самом деле таковыми не являющихся, наступившее равновесие не устроило ни одну из сторон, и межконфессиональное противостояние (в том числе и по причине отсутствия единой концепции отношений государства и религиозных объединений) сегодня фактически переместилось в сферу политического противоборства, в котором самое активное участие принимают представители различных религиозных организаций.

С одной стороны, этот процесс выражается в продолжающемся неприкрытом давлении со стороны международных организаций и стоящих за ними сил. Обладая материальными возможностями, декларируя на словах основные принципы свободы совести, на деле они стремятся к расширению зон своего влияния в Российской Федерации с последующим размыванием векового фундамента, на котором базируется отношение народа к исполнению своих основных гражданских обязанностей. С другой — попытки религиозных организаций влиять на развитие политической ситуации в стране привели к появлению опасных клерикальных тенденций, способных в силу содержащихся в них элементов политического экстремизма при определенных обстоятельствах разрушить гражданский мир в обществе, дополнив религиозный сепаратизм национальным, а также включив в орбиту противоборства противников всякой религии.

 

Выход

Выход, как представляется, не в самоустранении государства отрешения назревших проблем и не в лоббировании светским учреждениями интересов тех или иных конфессий, а в скорейшем принятии доктрины, соответствующей требованиям Конституции Российской Федерации, совершенствующемуся законодательству о свободе совести, международным обязательствам Российской Федерации и призванной определить основные приоритеты политики, концепции отношений государства и религиозных объединений, что, несомненно, скоординирует относящуюся к вопросам религии деятельность государственных органов в центре и на местах, внесет ясность во многие дискутируемые в обществе вопросы, наконец, будет способствовать оздоровлению самих межконфессиональных отношений.

 

 

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют предложить некоторые рекомендации теоретического и практического характера, которые, могут значительно снизить возможность возникновения межконфессиональных конфликтов в социально-экономической среде на территории Российской Федерации в начале XXI века.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал