Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Экспертное мнение и оценки специалистов






Рекомендации теоретического характера связаны, во-первых, с общей оценкой негативного воздействия религиозного фактора на процесс модернизации, который обусловливает необходимость введения в научный оборот понятия «религиозная опасность», во-вторых, с выделением направлений специальных исследований в частных гуманитарных науках, направленных на изучение отдельных аспектов воздействия религиозного фактора на ту или иную сторону процесса модернизации.

1. Количество и содержание угроз процессу модернизации России со стороны религиозного фактора ставит вопрос о необходимости разработки содержания понятия «религиозная опасность».

Религиозная опасность – категория, фиксирующая наличие в религиозной сфере жизни общества негативных условий и тенденций внутреннего развития, препятствующих нормальному функционированию и развитию общества в соответствии с присущими ему закономерностями.

Природа этой опасности может крыться:

в обострении межрелигиозных противоречий;

в усилении религиозного экстремизма;

в росте числа и активности социально опасных религиозных организаций;

в широком распространении в стране оккультизма;

во втягивании религиозных организаций в борьбу светских (политических и даже преступных) группировок и т. д.

Помимо вышеперечисленных открытых угроз для процесса модернизации страны, религиозная сфера жизни современного бурно меняющегося российского общества таит в себе и определенную скрытую угрозу. Эта угроза связана с некоторыми аспектами проблемы адаптации религии, консервативной по своему существу, к бурной динамике современного общественного развития в России. Дело в том, что адаптация, которую большинство религиозных конфессий России так или иначе, но вынуждены проходить, в силу своей объективной включенности в процесс общего глубокого перелома в развитии нашего общества может протекать только в двух направлениях (или в их комбинации):

первое направление – через изменения в самой религиозной организации общества и приспособление ее к изменившемуся обществу;

второе направление – через противодействие (скрытое или открытое) со стороны религиозной организации изменениям в обществе.

Именно от того, в каком соотношении находятся между собой эти направления адаптации религии, зависит потенциал скрытой, внутренней угрозы общества со стороны религиозной сферы.

Как видно из результатов исследования, на сегодняшний день самая крупная религиозная организации России – Русская Православная Церковь – на путь изменений в самой себе, несмотря на призывы некоторых ее рядовых священников, не становится. Открытого противодействия изменениям в обществе с ее стороны, по крайней мере, со стороны ее руководства, пока нет, но среди священников среднего и тем более низового звена настроения неприятия и противодействия многим изменениям, произошедшим и происходящим в России, распространены весьма широко. Подобная ситуация и настроения имеют место и среди мусульман. Напомним, что именно православно-мусульманский блок во многом определяет общий вектор развития религиозной ситуации в России, и ее влияние на процесс модернизации страны.

2. В частных гуманитарных науках могут быть выделены специальные направления исследования в области проблемы воздействия религиозного фактора на процесс предупреждения межконфессиональных конфликтов в ходе процесса модернизации государства, с опорой на результаты решения наиболее общих проблем, представленных в данном исследовании. Такими направлениями исследований могут быть:

в области политологической науки – исследование изменений воздействия религиозного фактора на процесс предупреждения возникновения межконфессиональных конфликтов в ходе модернизации России, в зависимости от изменений в политической структуре российского общества и политической ситуации в приграничных странах;

в области правовой науки – исследование путей правовой защиты личности, общества и государства от социально опасных аспектов религиозной сферы жизни общества;

в области исторической науки – исследование генезиса и развития воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в ходе процесса модернизации России в разные периоды ее истории;

в области социологической науки – исследование тенденций изменения роли религиозного фактора в системе развития общества в зависимости от уровня религиозности населения той или иной страны;

в области психологической науки – исследование особенностей восприятия на психологическом уровне общественного сознания воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в ходе модернизации страны, с учетом особенностей отражения проблем развития государства в сознании верующих и в сознании неверующих.

Таким образом, подводя итог исследованию религиозного фактора, как основы межконфессиональных конфликтов, можно утверждать, что недооценка российскими политиками религиозного фактора приводила и приводит к фактическому игнорированию важных стимулов и пружин как внешней, так и внутренней политики.

Понимание и адекватный учет религиозного фактора в политике позволили бы России проводить более эффективную государственную политику как внутри страны, так и на международной арене, значительно снизить межконфессиональную напряженность и как следствие вероятность возникновения религиозных конфликтов.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал