Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуализация






Суть данного положения основывается прежде всего на том, что овладение культурой личностно. Личностно и общение. Отсю­да индивидуализация заключается в учете и использовании резер­вов личности обучаемых, т. е. их жизненного опыта, мировоззре­ния, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе.

Одна и та же тема «Семья» может обсуждаться по-разному в зависимости от того, с кем вы работаете. Есть дети из непол­ных семей, дети, потерявшие родителей при трагических обстоя­тельствах, сироты, воспитанники детских домов, дети-беженцы. Есть и, наоборот, дети из очень состоятельных семей, где при этом мама и папа передоверяют воспитание детей гувернерам и тело­хранителям. Есть дети из так называемых благополучных семей, но каковы критерии этого благополучия?

У каждого человека может быть свое отношение к обсуждае­мой теме. Хорошо, если учитель знает жизненные обстоятельства своих учеников и может их учесть при определении круга обсуж­даемых проблем.

Значит ли это, что надо «подстраиваться» под мировоззрение учеников, зачастую очень незрелое и ошибочное? Отнюдь нет. Обучение иностранному языку, как и обучение в целом, прежде всего призвано развивать социальную зрелость человека, готовить его к жизни в обществе, правильно понимать динамику его разви­тия и нормы человеческого общежития.

Анализ изучения зарубежной учебной литературы, проведенный профессором В. В. Сафоновой, позволил выделить несколько на­иболее частотных социологизированных подтем в рамках изучения темы «Семья».

•________________________________ ЗАДАНИЕ

Просмотрите данные ниже подтемы и скажите, какие из них вам кажутся наиболее важными. Раскройте кратко основные положения каждой из подтем и скажите:

• какие из них, по вашему мнению, можно безболезненно опус­тить в начальной/средней школе;

• все ли из приведенных подтем реализуются в отечественных учебных пособиях по ИЯ и почему;

— какие из них надо рассматривать в школе, в каком классе, в каком объеме и почему.

На конкретных примерах проиллюстрируйте возможность/невоз­можность формирования всех целей обучения ИЯ в рамках изуче­ния данной темы. Определите условия успешности/неуспешности достижения цели.

Тема «Семья»:

типы современных семей в Западной Европе, в мире;

— индустриализация и изменения в жизни семьи;

— функции семьи в обществе;

— равные права и проблемы взаимоотношений мужчины и жен­щины;

— проблемы «отцов и детей»;

— бюджет современной семьи;

— проблема пожилых людей;

— культура женитьбы/замужества, развода;

— проблемы насилия в семье; социальная защита;

— движение женщин за свои права.

Мы уже говорили о том, что урок иностранного языка призван формировать коммуникативную компетенцию во всем многообра­зии ее составляющих, решать различные цели обучения. Учитывая сложившиеся стереотипы своих учеников, учитель может повлиять на их преодоление, способствовать большей социальной зрелости, умению принять иную точку зрения, стать терпимее или, наоборот, активнее и критичнее и т. д.

Как же обеспечить индивидуализацию урока? В каждом кон­кретном случае это будет по-разному, но вот несколько возмож­ных вариантов:

— При планировании темы отобрать те проблемы, которые наи­более актуальны для данной группы, для контекста их деятель­ности, соответствуют уровню понимания и знаний учащихся.

— Использовать задания открытого типа, высокого уровня про-блемности, т. е. такие, где есть возможность выразить свою точку зрения, иногда отличную от других, обеспечить столкно­вение мнений, дискуссию.

— Использовать различный жизненный опыт учащихся, их инте­ресы и увлечения при организации обсуждения, возможно, пла­нируя опрос под конкретных учеников.

— Использовать индивидуальные домашние задания, давая воз­можность ученикам проявить себя наилучшим образом, рас­крыть свои знания, поделиться опытом, и даже удивить това­рищей и изменить их отношение к себе.

• Учитывать социальный статус различных учеников и корректи­ровать взаимодействие учащихся в том случае, если поведенче­ские модели формируют определенные комплексы как у самого


ученика, так и у всей группы по отношению к нему. Здесь не­обходимо пояснить, что имеется в виду как заниженная оценка и самооценка, так и завышенная. Мне неоднократно приходи­лось видеть уроки хороших учителей, где именно воспитатель­ные цели урока составляли весь его стержень. Причем это мо­жет быть воспитание одного конкретного человека, который монополизирует внимание всей группы и требует к себе особо­го внимания учителя или, наоборот, считает себя слишком не­значительным и ничтожным, постоянно соглашается со всеми, не имеет собственного мнения, льстит и заискивает. И то и дру­гое очень плохо. Школа должна готовить детей к реальной жиз­ни, к производственным отношениям. Нормы социального об­щежития, умение взаимодействовать с людьми, не унижая их достоинства и не теряя своего, — это важнее, чем хорошо ус­военные правила грамматики или физики. Кстати, без сформи­рованных навыков социальной компетенции все остальные прагматические навыки могут оказаться, мягко говоря, невос­требованными.

• Учитывать реальный уровень обученности по предмету, сфор-мированность речевых и языковых навыков. В случае отстава­ния от программы или ее опережения внести необходимые по­правки в планирование цикла уроков и всего курса.

• Выбирать дополнительные средства обучения, отвечающие ре­альным возможностям и потребностям учеников.

• Использовать различные режимы и формы работы на уроке, об­ращая особое внимание на формирование групп/пар, распределе­ние ролей и т. д. (см.: «Новые формы общения» на с. 56—57).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал