Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описать картинку.






Можно перечислять упражнения и дальше, но в следующих лекциях, когда речь пойдет об использовании текстов для форми­рования различных речевых навыков, мы вновь вернемся к пробле­ме упражнений, многие из которых будут непосредственно отраба­тывать наряду с другими и лексические навыки.

Нам осталось рассмотреть еще один важный вопрос — это контроль сформированности лексических навыков.

^

КОНТРОЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Вспомните, как ваши учителя проверяли ваше знание лексики. Сравните это с форматом международных экзаменов. Ниже при­веден пример из экзаменов UCLES уровня FCE. Скажите, прове­ряет ли этот тест знание формы, значения, употребления лекси­ки? Докажите это. Как вы думаете, что труднее — перевести предложения с русского на английский или выполнить подобный тест? Легко ли составить такой тест? Всегда ли он необходим? Можно ли обеспечить контроль сформированности лексических навыков опосредованно, через использование заданий на аудиро-вание, чтение, письмо, устную речь и т. д.? Если да, то как? Ду­мается, что в данной лекции мы ответили на многие из этих во­просов. В последующих лекциях мы еще не раз вернемся к ним.

FCE

For questions 31—40, complete the second sentence so that it has a similar meaning to the first sentence, using the word given. Do not change the word given. You must use between two and five words, including the word given. There is an example at the beginning (0). Write only the missing words on the separate answer sheet.

Example:

0 I last saw him at my 21st birthday party. since

I _____________ my 21st birthday party.

The gap can be filled by the words 'haven't seen him since' so you write:

0 haven't seen him since

31 'You've broken my radio, Frank! ' said Jane. accused

Jane _____________ her radio.

32 My car really needs to be repaired soon. must

I really _____________ repaired soon.

33 Susan regrets not buying that house. wishes

Susan _____________ that house.

34 I could never have succeeded without your help. you

I could never have succeeded ____________ me.

35 I thought I might run out of cash, so I took my cheque-book with me. case

I took my cheque-book with me _____________ out of

cash.

36 Linda's plans for a picnic have been spoilt by the weather. fallen

Linda's plans for a picnic ____________ because of the

weather.

37 The bread was too stale to eat. fresh

The bread ____________ to eat.

38 Perhaps Brian went home early. may

Brian ____________ home early.

39 I can't possibly work in all this noise! impossible

It _____________ work in all this noise!

40 The thief suddenly realised that the police were watching him. watched

The thief suddenly realised that he ____________ by the

police.


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ

Вопросы для обсуждения:

· Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

· Существующие подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы, правомерность их использова­ния в школе на различных этапах обучения.

· Как сделать отработку грамматических навыков интересной и личностно значимой для учащихся.

· Грамматические игры на уроке ИЯ и создание условно-коммуникативных и собствен­но коммуникативных ситуаций для актуализации грамматиче­ского навыка.

· Способы контроля уровня сформированности грамматических

· навыков.

ЧТО ТАКОЕ ГРАММАТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Основной целью обучения грамматике в средней школе явля­ется формирование у учащихся грамматических навыков как одно­го из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

По определению доктора филологических наук, профессора В. Г. Гака,.грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образую­щих осмысленные предложения или высказывания.

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как

средства общения.

Так, например, приведенные слева примеры предложений и словосочетаний можно считать правильными, а аналогичные примеры справа — нет.

Не is a boy. He a boy. It is red. It is a red. It is a red ball. It is red ball. a beautiful flower a flower beautiful cleverer more cleverer

Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.

Можно грамотно построить собственное высказывание, ис­пользуя достаточно ограниченный набор грамматических конструк­ций. Однако это не гарантирует того, что другие люди не будут ис­пользовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания, не говоря уже о тонкостях социолингвистического характера, вы­ражающихся в возможном подтексте сказанного. Если нет доста­точного понимания, значит, нет и полноценного общения. Недоста­точный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

_________________________________ ЗАДАНИЕ

Сравните приведенные ниже примеры и выберите наиболее нейт­ральный вариант. Обоснуйте, в каком случае использование других примеров может быть некорректным.

1) Open the window!

2) Will you open the window?

3) Would you mind opening the window?

4) Would you mind my opening the window?

5) Why haven't you opened the window before?

6) Isn't it stuffy here? Should we open the window?

7) Why don't you open the window?

При обучении иностранным языкам выделяют активный и пас­сивный минимум материала. Активный материал предполагает от­работку для использования в продуктивных видах речевой дея­тельности, а пассивный служит лишь для узнавания при чтении и аудировании. Отбор активного грамматического материала стро­ится с учетом принципа распространенности его употребления в устной и письменной речи, а также принципа образцовости; мно­гие грамматические явления, необходимые для речи, усваиваются как отдельные словоформы (С. Ф. Шатилов). Как правило, актив­ная грамматика изучается в средней школе, а более сложные

грамматические явления, отнесенные к пассивному минимуму, — в старшей школе.

Для того чтобы более конкретно определить, как овладение грамматическим материалом влияет на формирование различных составляющих коммуникативной компетенции, необходимо отве­тить на вопрос о том, что же включает в себя знание грамматики и в каком случае учитель может сказать, что он научил граммати­ке своих учеников.

 

ЧТО ЗНАЧИТ ЗНАТЬ ГРАММАТИКУ

Знать грамматику означает знать:

• форму;

• значение;

• употребление;

• речевую функцию того или иного грамматического явления.

Даже после продолжительной отработки, некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т. д. Трудно проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кро­ется в действиях учителя по ознакомлению с грамматическими яв­лениями и структурами и их тренировке. Часто во время ознаком­ления с тем или иным грамматическим явлением учитель забывает или не успевает:

• зафиксировать все формы данного явление на доске;

• показать не только утвердительную, но и отрицательную и во­просительную формы, полную или усеченную, если они воз­можны в данном случае;

• сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей формой другой структуры;

• сделать учащихся активными участниками учебного процесса, а не пассивными наблюдателями за действиями учителя, без­думными роботами, хором повторяющими или механически за­писывающими мало значащие для них фразы.

Трудности возникают и при определении значения и употреб­ления того или иного грамматического явления, поскольку при объяснении они редко увязываются с речевыми функциями, свой­ственными данной грамматической структуре. Игнорирование ре­чевой функции при объяснении косвенно приводит к тому, что форма и значение, не «привязанные» к конкретному речевому контексту, быстро забываются или вступают в противоречие и пу­таются с близкими по форме или значению структурами. Приведу несколько примеров в подтверждение этого. Возьмем, например, объяснение такой временной формы, как простое будущее время в английском языке.

_________________________________ ЗАДАНИЕ

Определите речевую функцию Future Simple Tense.

Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами объяснения данного грамматического явления и скажите:

• показал ли учитель в каждом из приведенных примеров фор­му/значение/употребление/речевую функцию данного времени;

• может ли объяснение речевой функции способствовать более прочному запоминанию формы/значения/употребления;

• смогут ли учащиеся самостоятельно выполнить последнее за­дание и почему;

• чья логика объяснения вам нравится больше и почему;

• чье объяснение кажется вам более грамотным/научным;

• как тот или иной путь формирования грамматических навыков влияет на формирование различных составляющих иноязычной коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной).

Пример 1

(Привожу примеры на русском языке, но в зависимости от ситуа­ции данное объяснение может идти на иностранном языке.)

Учитель. Сегодня нам предстоит познакомиться с тем, как выра­зить будущее время на английском языке. Если вы хотите сказать, что действие будет происходить в будущем времени, то перед смысловым глаголом надо поставить вспомогательный глагол " will/shall". Например, если вы хотите сказать, что пойдете в ки­но, то вы скажете:

I shall go to the cinema.

Посмотрите на доску и скажите, о чем сообщается в данных пред­ложениях. На доске написаны примеры: Nick will go to school next

year.

We shall help you to do your

homework. Ученики читают вслух примеры и переводят их на русский язык.

Учитель. Скажите, что вы будете делать то же, что и я. Напри­мер: I shall go to the seaside this summer. Ученики. We shall go to the seaside in summer too. Учитель. I shall play chess with my friends/watch TV on Sunday. Ученики. We shall play chess on Sunday too. Учитель. А теперь ответьте на мои вопросы:

• What will you do tomorrow?

• What will you do this summer?

• What will you do next week?

Теперь поиграем в игру «Отгадай-ка». Один ученик выйдет к до­ске, а мы все с помощью вопросов отгадаем, что он задумал де­лать сегодня вечером. Например: Will you read a book tonight?

Пример 2

Учитель. Сегодня мы научимся давать обещания и высказы­вать предположения о возможных действиях других людей на ан­глийском языке. Посмотрите на доску и скажите:

• в каком из приведенных примеров речь идет об обещании,

а в каком делаются предположения;

• как можно пообещать сделать что-то, а как можно пообе­щать не делать чего-то;

• как узнать о том, что будут делать другие люди;

• как (не) согласиться с высказанным предположением.

На доске написаны примеры:

Учитель. Давайте пообещаем сделать что-то хорошее или не де­лать плохого:

• для наших мам в день праздника,

• для друзей,

• для школы,

• для окружающей нас природы и т. д.

Теперь поиграем в игру «Отгадай-ка». Один ученик выйдет к до­ске, а мы все с помощью вопросов отгадаем, что он намеревает­ся делать сегодня вечером/летом/в каникулы. Например: Will you read a book tonight? (На доске написаны глаголы: to play, to help, to watch, to walk, to go, to spend, to visit, to forget, to be,

to do, to make, to stay.)

Очевидно, что в первом случае учитель не полностью показал все возможные формы образования данной временной формы гла­гола. На доске не были отражены вопросительная и отрицатель­ная, полная и усеченная формы. Сказав, что познакомит учащихся с выражением будущего времени в английском языке, учитель в ка­кой-то мере запрограммировал возможные ошибки на употребле­ние различных временных форм, передающих будущее время в ан­глийском языке. Известно, что в английском языке будущее время очень часто передается с помощью настоящего продолженного (Present Continuous/Progressive Tense) в функции планируемого будущего, а также с помощью простого настоящего (Present Indefinite/Simple Tense) в целом ряде других функций. Именно со­отнесение грамматического явления с его речевой функцией или функциями позволяет лучше запомнить его форму и избежать мно­гих ошибок как чисто языкового, так и дискурсивного характера.

__________________ ЗАДАНИЕ

Определите, с помощью каких грамматических структур можно пе­редать такие речевые функции, как:

• сообщение о планах на будущее;

• описание действий в процессе их совершения (в настоящем, прошлом и будущем);

• перечисление последовательно совершенных действий;

• жалобу на чьи-то плохие привычки (оставляет грязную посуду, не делает уроки);

• сожаление/извинение за совершенные или несовершенные действия;

• выражение сомнения и т. д.

Во втором случае учащиеся после определенной отработки смогут соотнести форму «will + смысловой глагол» с функцией обещания/предположения. При аналогичном характере объяснения функция сообщения о своих планах будет закреплена формой " to be (am/is/are) +V-ing".

Второй вариант имеет и то преимущество, что учащиеся сами пришли к нужным выводам и вывели правило самостоятельно (или почти самостоятельно). Включение учащихся в активную мысли­тельную деятельность, потребность анализировать, сопоставлять, формулировать выводы отвечают современным задачам обучения в целом и иностранным языкам в частности. При выполнении по­следнего задания у учащихся вряд ли возникнут какие-либо затруд­нения, поскольку, во-первых, образцы вопросов и ответов написа­ны на доске, во-вторых, учитель дал содержательную подсказку с помощью.глаголов в инфинитиве. Причем это действительно лишь подсказка, поскольку глаголы надо не просто поставить в нужную форму, но и соотнести с определенным контекстом, а для этого надо вспомнить и те слова, которые могут с ними сочетать­ся (возможные коллокации), а это уже не просто грамматический навык, но и лексический и собственно речевой.

ТРУДНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Для того чтобы правильно организовать ознакомление с грам­матической структурой и ее тренировку, предвосхитить и макси­мально сократить появление возможных ошибок, учитель старает­ся проанализировать трудности, которые данное грамматическое явление может представлять для учащихся.

Попробуем классифицировать возможные трудности при обуче­нии грамматике с позиции возникновения межъязыковой и внутриязыковой интерференции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал