![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игра 4. Кто из нас. (Have You Ever.)
Работая в группах по 4—7 человек, учащиеся получают подобие анкеты. Каждый сначала заполняет ее индивидуально, а затем с помощью вопросов (во время фронтальной работы всей группы) проверяет правильность своего прогноза. Образец анкеты: Каждый из нас — All of us. Большинство из нас — Most of us. Некоторые из нас — Some of us. Только некоторые из нас — Only a few of us. Вряд ли кто-то из нас — Hardly ever of us. I-Iub-тл мч пар — None of us. Очевидно, что такая игра, как лото, может быть аналогично организована с использованием форм неправильных глаголов, наречий, союзов, числительных и т. д. Игра 1 может легко превратиться в викторину страноведческого характера, а игра 3, например, в игру «Отгадай мой вариант ответа». В таком случае учащиеся будут реально использовать сослагательное наклонение не только в утвердительных, но и в вопросительных предложениях. Можно посоветовать учителям составить свой банк грамматических игр или условно-коммуникативных заданий, которые могут успешно использоваться при обучении различным структурам в рамках учебной программы. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ Терминологическая справка Accuracy — грамотность Правильное оформление речи в соответствии с современными нормами фонетики, грамматики, особенностями употребления лексики, идиом, других средств выразительности речи. В современной методической литературе правильность речи часто противопоставляется беглости (см. fluency). Errors — ошибки Системные отступления от изучаемых языковых норм. Как правило, ошибки происходят из-за неверных обобщений учащихся о функционировании языка. В последнее время этот термин утратил негативный оттенок, так как считается, что по характеру ошибок можно судить не только о пробелах в знаниях, но и об уровне прогресса в изучаемом языке. Mistakes — случайные ошибки, оговорки Нарушение норм употребления, связанное с такими нелингвистическими факторами, как невнимательность, усталость, возбуждение, напряжение. Существуют различные способы исправления грамматических ошибок. Выбор способа исправления будет зависеть от многих причин, а именно от того, идет ли речь об исправлении грамматических ошибок в устной речи и на письме, в тренировочных или творческих заданиях, при индивидуальной или фронтальной работе и т. д. Не имея возможности рассмотреть все варианты, остановимся лишь на наиболее общих тенденциях. 1) Можно сразу исправить неправильный вариант на правильный и убедиться в том, что ученик, допустивший ошибку, повторил или написал правильный вариант. 2) Можно, используя различные способы, лишь привлечь внимание ученика к ошибке (например, подчеркнуть ошибку в письменной работе). 3) Можно попросить ученика самому определить ошибку и исправить или объяснить ее. 4) Можно использовать элемент взаимообучения, привлекая других учеников к определению и исправлению ошибок товарищей. При исправлении письменных творческих работ некоторые учителя подразделяют ошибки на лексические, грамматические, стилистические, орфографические и т. д. Однако иногда бывает трудно определить суть ошибки, поскольку ошибки в словообразовании, выборе формы и структуры могут одновременно быть лексическими, грамматическими, стилистическими и т. д. В заключение можно дать следующие рекомендации: • Соблюдайте разумный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не старайтесь любой ценой исправить все ошибки сразу. • Поощряйте использование разнообразных грамматических структур, даже если их употребление на первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки — это не только показатель пробелов в знаниях, но и показатель амбиций учеников в изучении ИЯ, их реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным, приближенным к уровню независимого пользователя. • Развивайте у учащихся бережное отношение к языку, стимулируйте самостоятельное определение и исправление ошибок. ФОРМАТ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Грамматический навык является неотъемлемой частью любого речевого умения: чтения, аудирования, говорения и письма. Он, безусловно, влияет на эффективность как понимания чужой, так и построения собственной речи. Непосредственно грамматический навык проверяется в той части экзамена или зачета, которая на английском языке называется " Use of English" и, по сути, состоит из заданий на контроль лексико-грамматических умений в комплексе. Приведем примеры возможных заданий на контроль грамматических навыков. 1. Закончите текст, заполнив пропуски подходящим по смыслу словом (предлогом, союзом, местоимением). Используйте только одно слово для заполнения каждого пробела. Упражнение начинается образцом выполнения задания. There are thousands (0) of people today without clothing, food and shelter, and yet the world spends nearly $338.36 billions (1)... nuclear weapons. Is this justified? In spite (2)... this, most countries feel reassured only (3)... they own or (4)... least know how to make a bomb for a nuclear bomb means power (5)... enemies. It became apparent (6)... a full-scale nuclear conflict would result in the extinction of mankind. Apart (7)... the fast destruction and deaths immediately, it would have long-term consequences as well. There would be radioactive residues, (8)... cause cancer and result in birth defects. It could also cause environmental problems (9)... destruction of the ozone layer resulting in climatic changes. Thus the victor, vanquished and also those (10)... did not participate would suffer. 2. Прочитайте текст и найдите возможные ошибки в нем. В некоторых строчках ошибок может и не быть, в таком случае напротив строчки поставьте галочку. В некоторых строках есть ошибки на словообразование. На полях напишите правильную форму слова. О World War I, with its terrible carnage, was the last majority war in which major 00 leaders on all sides were eager for combat. Industrialization, and with it ___ 1 the capacity to inflicting massive destruction drove home the real cost ___ 2 of war on civil society. ___ 3 World War II, in marked contrasting, began with the leaders of___ 4 France, Britain and the US doing everything they could to avoid ___ 5 militarized conflict. Germany and Japan were the ones who dragged ___ 6 the unwilled democracies to war. ___ 7 It ended with Hiroshima and Nagasaki, convinced the best part of a ___ 8 whole generation that all-out war could never again be a real option. ___ 3. One's knowledge of derivatives and their use in the English language can be tested differently. Read the extract from the text and use the word given in capitals at the end of each line to form the word that fits in the gap in the same line. There is an example at the beginning (0). The (0) notion of war as a popular cause now NOTE only holds sway in (1) ______ of the Third PARTLY World Of the 127 wars since 1945, all but two have been fought there, mostly by the (2) ______ of this region themselves, admitt- INHABIT ediy with the help and (3) ______ from the SUPPORTIVE big powers. As long as (4) ______ were omnipotent RULE and industrialization was at a low level, war could be presented as both (5) —————— and VIRTUE practical. But with the (6) —————— spread of RAPIDLY education, the rush to (7) —————— develop- ECONOMY ment and, hard on its heels, democracy — there are now more (8) ______ countries in the DEMOCRAT Third World than there are in the (9) ______ — the shibboleths of the advantages WEST of war are being (10) —————— questioned. INCREASE Раздел
II Обучение видам речевой деятельности ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ В данной лекции нам предстоит рассмотреть ряд важных вопросов, связанных с обучением пониманию речи на слух:
Прежде всего определим понятие аудирование. Этот термин был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи со слуха (сравните: слушание как акустическое восприятие звукоряда). В английском языке, правда, этот термин не употребляется. " Listening comprehension" («восприятие и понимание со слуха»), по мнению зарубежных методистов, наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности. АУДИРОВАНИЕ КАК ЦЕЛЬ И КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь — одна из важнейших целей обучения. Давайте вспомним, в каких ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Это происходит, когда мы слушаем: различные объявления, новости радио и телевидения, различные инструкции и поручения, лекции, рассказы собеседников, выступления актеров, собеседника по телефонному разговору и т. д. Часто, помимо восприятия речи со слуха, мы выполняем и другие действия: наблюдаем, говорим, пишем и т. д., но в большинстве своем, для того чтобы адекватно функционировать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь. На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы одновременно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае аудирование*является средством обучения. Провести четкую грань здесь непросто. Даже термин «устная речь» изначально предполагает как навыки аудирования, так и навыки говорения. Диалог как форма устноречевого общения невозможен без хорошо сформированных навыков аудирования и говорения. Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется од-иоразовостыо предъявления. Следовательно, надо учиться понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую просто исключены. Во-вторых, мы не в состоянии что-либо изменить, не можем приспособить речь говорящего к своему уровню понимания. У каждого человека есть свой стиль, иногда он слишком научный, а иногда чересчур эмоциональный, насыщенный идиомами и образными выражениями, далеко не всем понятными. В-третьих, существует целый ряд объективных сложностей, препятствующих пониманию речи с первого раза. Рассмотрим их подробнее.
|