![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система упражнений на развитие навыков аудирования
1. Повторение иноязычной речи за диктором а) в паузу или б) синхронно на том же языке. Это упражнение считается базовым. Оно развивает все четыре механизма аудирования. Ведь чтобы выполнить его, надо услышать текст, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить, их предварительно надо запомнить, а это — развитие памяти. Если же «по дороге» часть услышанного «растеряли», то это можно восполнить благодаря догадке, исходя из знания лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла, а это и есть вероятностное прогнозирование. И наконец, собственно прогнозирование, а значит, и артикулирование. Недаром на начальном этапе обучения именно это упражнение используется наиболее широко как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. Особенно эффективно тренируются все указанные механизмы аудирования при синхронном проговаривании. Это упражнение полезно и профессионалам. Вы сомневаетесь, вам кажется это слишком легким? Давайте, попробуем повторить текст на родном языке вслед за диктором телевидения или радио, и вы убедитесь в том, что это отнюдь не просто. Можно провести небольшой эксперимент прямо сейчас. Я буду читать текст в нормальном темпе, постепенно убыстряя его. Ваша задача — повторять его дословно за мной. Если у вас это не сразу получится, не огорчайтесь. Такие упражнения составляют часть специальной подготовки переводчи-ков-синхронистов, причем повторяют они тексты не только на иностранном языке, но и на родном, что не менее сложно. 2. Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, т. е. с применением как печатного текста, так и иллюстраций к нему. Прекрасным поимером подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста. Широко используется в практике обучения иностранным языкам и направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Оно может сопровождаться действием. Например, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, встать, показать карточку или как-то иначе среагировать на определенную информацию. Можно также предложить учащимся после прослушивания текста вставить пропущенные слова, артикли, предлоги, дописать начало или конец предложения и т. д. В качестве контроля хорошо использовать картинки. Например: Tapescript • Fiona: Hello! Stuart: Hello! Fiona: Oh. Is that Stuart? Stuart: Yes. Fiona: Hello, Stuart, it's Fiona. Stuart: Oh. Hi, Fiona. Fiona: Hi... Erm... is Judy there by any chance? Stuart: No, I'm sorry she's just popped out to the shops. Fiona: Oh dear! Erm... could you possibly leave a message? Stuart: Yes, yes. Just a second, I'll get a piece... bit of paper. Fiona: Thank you. Stuart: OK. Fiona: Er... the thing is we've arranged to play tennis this afternoon. My racket's broken... (mn-mmm)... but I think that Judy's got an extra racket (Yes, I think she has.) and so I was wondering if you could ask her to bring the extra one along. Stuart: Yes. OK. I'll do that. Fiona: OK and... er... oh yes... one other thing... She borrowed a book from me (mn-mmm) but I think she's probably forgotten all about it. I wonder if you could possibly remind her to bring that as long as well. Stuart: She knows what it is, doesn't she? Fiona: Yes, yes, it's a novel!, Stuart: Yes. OK. So bring extra racquet and... er... the book that she borrowed. Fiona: That's right! 3 o'clock. Stuart: I'll tell her. Fiona: Thanks very much, Stu. Stuart: OK. Cheerio. Fiona: Bye. Stuart: Bye.
|