Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные функции воспитания.
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание бывает в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысл е – выполняет функцию передачи накопленного опыта от старших поколений младшему поколению. Воспитание в узком смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и подготовке к жизни. Функция воспитания, как общественное явление – это сложный, противоречивый, социально – исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. И заключается в обслуживании и подготовке производительных сил общества. Выделяют следующие особенности воспитательного процесса. 1. Этот процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику. Именно единством цели, сотрудничеством при их достижении определяется современный воспитательный процесс. 2. Этот процесс многофакторный. В этом процессе проявляются объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. 3. Воспитательный процесс – «Он очень динамичен, подвижен и изменчив». 4. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. 5. Процесс отличается комплексностью. 6. Воспитательному процессу присуще значительная вариативность и неопределенность результатов. 7. Процесс воспитания имеет двусторонний характер, т. е. он осуществляется в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). 3. Закономерности воспитания – связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания. Закономерности воспитания отражают сущностную характеристику процесса развития. Закономерности, обусловленные природой человека: 1.Определяющая роль деятельности и общения в формировании личности. 2.Зависимость обучения и воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей. Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса: 1. Взаимозависимость процессов воспитания, образования, обучения и развития личности. 2. Взаимосвязь социальной группы и личности в учебно-воспитательном процессе. Лекция№ 2 Классный руководитель – организатор воспитательной работы в классе. 1. Функции, права и обязанности классного руководителя. 2. Классный руководитель и педагогический коллектив. 3. Критерии эффективности работы классного руководителя.
1. Функции учителя: · Создание педагогических условий для успешного воспитания детей. · Обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей. · Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми. · Участие в педагогическом просвещение родителей · Регулирование и создание воспитательных воздействий семьи и школы. · Самообразование. · Участие в опытной исследовательской работе. Права педагога определены законом Р. К. об образовании: § Участие в управлении образовательным учреждением. · Защиту своей профессиональной чести и достоинства. · Свободу выбора и использование методик обучения и воспитания учебных пособий и материалов. · 6 – часовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю. · Удлиненный оплачиваемый отпуск · Получение пенсий по услуге лет, по достижению пенсионного возраста.
2. Только сплотив учащихся в дружный и сплоченный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание. Для формирования и изучения школьного детского коллектива необходимо учителю знать индивидуальные, возрастные особенности детей и иметь культуру педагогического общения. Высокой эффективности коллектива классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей.
3. Для того чтобы правильно организовать воспитательный процесс предлагают всесторонне изучить личность и коллектив. Всестороннее изучение учащихся, проникновение в их внутренний мир помогает воспитателям творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы. Не зная уровня воспитанности учащихся, педагоги нередко допускают серьезные ошибки, завышают свои требования к школьникам и ставят перед ними непосильные задачи. Чтобы избежать этого, следует наряду с общими задачами воспитания 4. решать и индивидуальные воспитательные задачи, с учетом уровня воспитанности каждого школьника.
|