![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №5 Основные направления воспитательной работы в начальной школе
1. Комплексный подход к воспитанию. 2. формы и методы воспитательных работ по основным направлениям воспитания. 1. Комплексный подход.Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования: 1. воздействуют на воспитанников по трем направлениям – на сознание, чувства и поведение; 2. положительный результат достигается при ограниченном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитании личности; 3. единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп – непременное условие комплексного подхода; 4. заданные качества личности формируется через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, 5. физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе; 6. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. 2. Формы и методы воспитательных работ по основным направлениям воспитания. Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человека, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п. Умственное воспитание в современной казахстанской школе осуществляется в процессе общего образования в сочетании с политехническим обучением и трудовым воспитанием, привлечением учащихся к общественно-полезному труду. Физическое воспитание – узконаправленная, и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Физкультурная деятельность детей включает разнообразные формы занятий физкультурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования потребности к труду, к деятельности детей по созданию духовных и материальных благ. Система трудового воспитания: учебный труд, трудовое обучение, производительный труд, общественно значимый, результативный, бытовой, самообслуживающий труд. Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Нравственное сознание складывается из первичных нравственных представлений, которые в течении жизни усложняются и обогащаются, интегрируются нравственные понятия. Эстетическое воспитание – один из видов воспитания личности, цель которого – формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности. Предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Экономическое воспитание – формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей. Экологическое воспитание – формирование заботливого отношения к окружающей среде. В формировании экологического сознания школьников важную роль играют школьные предметы и внеклассные мероприятия. Правовое воспитание – формирование основ правового сознания и поведения юного гражданина. Лекция№ 6 Методика организации детского коллектива. 1.Воспитание коллективистов. Его сущность и признаки. 2.Форма организации детского коллектива в начальной школе. 3.Воспитание личности в коллективе. Латинское слово «коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. 2. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их:
1. Общая социально значимая цель. 2. Общая совместная деятельность. 3. Отношения ответственной зависимости. 4. Общий выборный руководящий орган. Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т. Д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации. 3. Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляйте взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Лекция№ 7 Методы воспитания и формы воспитательной работы в начальной школе. 1.Классификация методов воспитания. 2.Методы воздействия на личность учащихся. 3.Методы поощрения учащихся. 4.Формы воспитательной работы в начальной школе. 1. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания 2. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее — методами убеждения, поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. 3. Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д. Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение вниманием возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства. Поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения и т. д. - вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длитель- ные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.
|