![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. 1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:
1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты: - стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества в Западной Европе; - дискуссия об определении абсолютизма; абсолютизм и восточная деспотия; - мнения ученых о роли правления Ивана Грозного в становлении русского абсолютизма; правление первого русского царя как поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси; - предпосылки и направления преобразований Ивана IV (по каждой реформе: дореформенная ситуация, цель преобразований, мероприятия, итоги); - фактическая сторона событий, связанных с опричниной; - существующие в науке точки зрения на причины и сущность опричнины; итоги правления Ивана Грозного. 2. При раскрытии второго пункта плана нужно рассмотреть: - причины наступления «Смутного времени»; - представления о сущности внутренних конфликтов (крестьянская или гражданская война?); особенности интервенции; - периоды Смуты, их содержание и значение; - роль нижегородцев в деле восстановления национальной государственности. 3. При подготовке третьего вопроса обратите внимание на следующие аспекты: - государственный строй, система центрального и местного управления России XVI – XVII в., роль в их формирование Ивана IV; - влияние Смуты на развитие русской государственности; изменения, произошедшие в правление первых Романовых; причины укрепления самодержавия в этот период; - этапы формирования крепостного права; историческое значение Соборного уложения 1649 г.; - причины социальной нестабильности в послесмутное время и наиболее яркие ее проявления (бунты, восстания); - особенности взаимоотношений церкви и государства в России XVI – XVII в.; предпосылки и ход церковной реформы патриарха Никона; социально-политическая сущность церковного раскола и его последствия. 4. При раскрытии четвертого пункта плана нужно рассмотреть: - главные особенности и ключевые события международных отношений в Европе XVI – XVII вв.; - основные направления внешней политики России в конце XV – XVI вв.; достижения и неудачи на каждом из них в правление Ивана III, Василия III и Ивана IV, их причины и значение; - влияние на международное положение России Смутного времени; внешенеполитические задачи, вставшие пред страной после его окончания, мероприятия, проведенные для их решения, результаты (1620-1690-е гг.). 5. Рассматривая пятый вопрос, учтите следующие позиции: - основные тенденции в развитии русской культуры (нивелировка культурных особенностей русских земель и формирование национальной культуры, проникновение западных культурных традиций, обмирщение); - накопление и трансляция научных знаний; - монументальные литературные произведения традиционных жанров эпохи Ивана Грозного и вновь появившиеся публицистические произведения, причина их появления; - традиции и новации литературы XVII в. (на конкретных примерах); - новые черты в развитии искусства (шатровая и ярусная архитектура, московское барокко, новый стиль живописной школы С. Ушакова, стремление к пышности и нарядности).
|