Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Композиция интерьера
Организующим началом в архитектурной композиции служит идея, определяемая социальным заказом. Содержание в архитектуре обусловлено как чисто утилитарными, так и идейно-художественными факторами. Архитектурная композиция – это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную архитектурную форму, отвечающую назначению произведения природным и социальным условиям (возможностям строительной техники, требованиям экономики и идейно-художественным задачам своего времени). Цель архитектурной композиции – достижение единства формы и содержания, то есть создание с помощью композиционных средств архитектурной формы, адекватной содержанию. К основным задачам архитектурной композиции относятся: 1. Организация объемов и пространств в соответствии с функциональным процессом, соображениями экономии и местными условиями. 2. Выражение конструктивной структуры и ее физических свойств в объемно-пространственном решении. 3. Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную архитектурную структуру. Средства архитектурной композиции – это объективные свойства материальной объемно-пространственной формы, с помощью которых достигается наиболее полное и яркое выражение идеи и содержания архитектурного произведения. Эти свойства формы с их выразительностью человек воспринимает эмоционально (чувственно). Выразительность архитектурной формы – способность ее объективных свойств (содержания) обнаруживаться, проявляться во внешнем виде (в форме). Следовательно, средства архитектурной композиции – это объективные свойства формы (в том числе и объективные закономерности, используемые как средства организации элементов в единую, устойчивую для восприятия систему), обладающие эмоциональной выразительностью. Итак, целями архитектурной композиции определяются ее задачи, а реализация этих задач осуществляется средствами, соответствующими цели. На основе выше изложенных законов и правил композиции можно выделить положения общие и для дизайна интерьера. Проектирование интерьера начинается с выделения композиционного центра. При формировании композиционного центра нужно учитывать следующие закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия: · простота – более простые формы воспринимаются легче. · близость – близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое. · сходство – сходные элементы воспринимаются как единое целое. · симметрия – симметричные элементы воспринимаются как целое. · контраст – контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов. · противоборство – элементы различной формы лучше воспринимаются отдельно, чем вместе. · фигура-фон – элементы наиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона. · инерция – если на замкнутом пространстве встречаются повторяющиеся изображения, то другие элементы не воспринимаются. · замкнутость – геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься как завершенные. · зависимость от осей – восприятие упрощается, если человек находится на оси симметрии обозреваемого объекта. · узнаваемость – легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы. · назначение – элементы, имеющие одинаковое назначение, воспринимаются как единое целое. · польза – лучше воспринимаются элементы, функция которых более понятна. Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных предметов мебели и оборудования и декоративного искусства в единое целое. Их объединение может проводиться по законам симметрии и асимметрии. Абсолютная симметрия – это когда принимаются две взаимно перпендикулярные оси симметрии, т.е. для элементов обшивки стен и потолка в основу рисунка швов заложен квадрат и построение имеет четко выявленный точечный центр. В композициях, построенных по законам относительной симметрии, имеется центральная ось, которая может выявляться по-разному. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы. Асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Свобода и гибкость ассиметричного построения особенно хорошо различима при сопоставлении с включенными в его состав симметричными группами, если симметричная группа невелика по размеру и играет второстепенную роль. Часто оба приема сочетаются в композициях на равных.
1.3. Цвет и свет в формообразовании архитектурной среды
|