Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполнение проекта.






При разработке проекта учитывались факторы, определяющие форму архитектурного объекта. Такие как: функциональное назначение объекта, его эстетическая значимость, конструктивное решение, материал, из которого выполняется объект, технология и условия строительства, а также взаимосвязь объекта с окружающей его средой и человеком.

Назначение помещения – лестница, лестничный пролет, выполняющий функцию технического сооружения для спуска и подъема на этаж. Габариты лестничного пролета: высота(h)-2200 мм; длинна(l)-3000 мм; ширина(d)-1720 мм. Габариты лестницы: высота стен(h)-2200 мм; длинна между пролетами(l)-4800 мм; ширина(d)-1720 мм.

Процесс проектирования – всегда поиск равновесия между отдельными составляющими: определенная форма лестницы и лестничного пролета, назначение, площадь, цветовые предпочтения. Кроме того, существуют эстетические соображения, которые являются весьма важными для данного процесса проектирования, но основная задача – представить взгляд на лестницу и лестничный пролет с точки зрения его функциональности.

С точки зрения дизайна лестница и лестничный пролет – не художественное произведение, а скорее инструмент, который позволяет человеку осуществлять свою деятельность. Решения, которые принимаются на стадии проектирования, будут оказывать влияние на всю дальнейшую жизнь пространства. Вот почему так важен взвешенный, разумный выбор элементов рабочей среды.

Обязательность системного подхода к решению архитектурных задач в интерьере обусловило выбор средств, для осуществления проекта. При художественном проектировании и оформления, уделялось внимание отбору материалов, с точки зрения их гигиенических качеств, а так же изобразительных свойств.

Из всех поверхностей в любом здании пол подвергается наибольшему износу. Качество напольного покрытия должно оцениваться с учетом его использования в течение длительного времени. В данном случае была произведена замена напольного покрытия на керамогранитную плитку. Это было связано с функциональным назначением помещения и изношенностью напольного покрытия.

Был произведен капитальный ремонт стен. А в частности: выравнивание при помощи гипсокартонных плит, шпаклевка, грунтовка, нанесение декоративной штукатурки, окраска стен.

Высота потолка позволяла использовать подвесной потолок, который широко применяется в учебных учреждениях, госструктурах, офисных помещения. Подвесной потолок представляет собой конструкцию из каркаса, подвешенного под перекрытием, и потолочной плитки, располагающейся на каркасе. В результате чего между двумя поверхностями создается пустое пространство, которое используется для проведения всех необходимых коммуникаций и установки светотехнического оборудования.

Основные требования к подвесным потолкам таковы:

· Они должны легко устанавливаться, ремонтироваться, обслуживаться и чиститься.

· Они должны предусматривать доступ в запотолочное пространство для обслуживания системы подвески, инженерных коммуникаций и встроенных светильников.

· Они должны обеспечивать необходимый уровень звуковой и тепловой изоляции.

· Они должны обеспечивать необходимый уровень звукопоглощения.

· Они должны соответствовать противопожарным нормам.

· Желательно, чтобы они основывались на планировочном модуле.

Существует несколько методов классификации подвесных потолков. Их можно различать по функциональным признакам, как, например, освещаемый и акустический потолки, по материалам, а также по конструкции.

Мы использовали: само устройство потолка, потолочные плиты, которые монтировались на анкер гильзы, так же использовались подвесы и металлический профиль.

Особое внимание уделялось освещению, т.к. оно играет немаловажную роль в помещении, где почти полностью отсутствует естественный свет, от этого зависит безопасность спуска и подъема людей. В данном помещении используется как (минимальное) естественное, так и искусственное освещение. В случае с искусственным верхним освещением наиболее оптимальное достигается с помощью галогенных ламп. Подобные лампы относятся к источникам с теплой тональностью и имеют большую белизну, чем обычные лампы накаливания. Привлекательно воспринимается цвет лица человека, цветовая отделка мебели и поверхностей помещения теплой и нейтральной гаммы. Такие лампы являются энергосберегающими и рассчитаны на срок службы 2 000 час, т.е. в 2 раза больший, чем обычные лампы накаливания[13].

При естественном освещении производительность труда на 10% выше, чем при искусственном, однако естественное освещение непостоянно, и в нашем случае практически отсутствует, поскольку оно зависит от времени года, суток, места расположения, высоты соседних зданий, чистоты стекол и т.д. Для спуска по лестнице дневной свет может оказаться недостаточным. Для того чтобы производить гармоничное впечатление, искусственный свет должен смешиваться с дневным и дополнять его. В данном проекте были внесены три точки освещения. Первый светильник был применен для освещения входа на лестничную площадку. Расположение галогенной лампы с поворотным адаптером на лестничной площадке, разделяющей лестницу на 2 равные части, где отсутствует естественное освещение, будет более приемлемо, так как позволит равномерно и качественно освещать оба лестничных пролета. Конструктивные особенности светильников позволяют изменять направление освещения. Третий светильник в форме цветка – потолочный, располагается у выхода на цокольный этаж здания. Он выполняет как функциональное, так и эстетическое назначение.

Стены лестницы обработаны декоративной штукатуркой с добавлением колера. В связи с практически отсутствующим естественным освещением, а так же для того, чтобы гармонизировать переход цокольного этажа с лестницей, был выбран светлый оттенок с желтым колером.

В процессе оформления лестницы было использовано деревянное панно. Оно логично завершает композиционное решение нашего проекта и поддерживается ранее установленными деревянными дверьми и двумя панно, обрамляющими вход на лестницу с цокольного этажа.

При разработке данного проекта учитывалось его прямое назначение. Поэтому сохранение пространства и его максимальная функциональность, а так же комфорт, играли основную роль. При этом было достигнуто эстетически грамотное объединение нашего объекта дизайна - лестницы с дизайном интерьера цокольного этажа.


2.2. Анализ учебных программ по теме «Интерьер» в системе художественного образования общеобразовательных школ

Учебный предмет «Изобразительное искусство» включает основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры[14].

На сегодняшний день методика преподавания ИЗО в общеобразовательных учреждениях развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов, как В.С Кузин, Б.М. Неменский, и Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративному искусству, дизайну.

В общеобразовательных школах учителя ориентируются в основном на вариативные авторские программы «Изобразительное искусство» (1-9 кл.) под рук. В.С. Кузина и «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-9 кл.) под ред. Б.М. Неменского. Обратимся к этим программам и рассмотрим, как используется тема «Интерьер» в системе художественного образования учащихся.

Различная основа обучения предполагает и различные структуры.

У Кузина В.С. программа предусматривает четыре основных вида занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Эти виды занятий в процесс обучения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и равномерно проводятся в течении всего учебного года. Раздел «Рисование с натуры» представляет собой учебные задания по рисунку и по живописи. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются умения и навыки; рисование ведётся по памяти, на основе предварительных наблюдений и по воображению, сопровождаются выполнением набросков и зарисовок с натуры. В декоративное рисование входит выполнение узоров, орнаментов, эскизов, оформление предметов быта, эскизов открыток и т.п. В процессе бесед об изобразительном искусстве учат представлениям и знаниям детей о единстве, форме и содержании в изобразительном искусстве учат представлениям и знаниям детей о единстве, форме и содержании в изобразительном искусстве, о видах и жанрах, языке изобразительного искусства в процессе создания художественного произведения.[15]

Программа Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, декоративные народные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной и декоративной. Выделение принципа художественной деятельности человека, на выявление его связи с искусством в процессе ежедневной жизни.

Акцент ставится на эмоциональном развитии школьников. «Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представление о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала».

В программе под ред. В.С. Кузинаотводится всего лишь несколько уроков по интерьеру.

В 6 классе школьники выполняют эскизы интерьера крестьянской избы русского Севера. В художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства вводятся понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы.

Тема: Русский быт в прошлые века.

Задание: выполнение эскиза декоративного оформления интерьера старинной крестьянской избы на Русском Севере.

Беседы на тему «Красота русского деревянного зодчества».

Об интерьере крестьянской избы учащиеся узнают из произведений литературы или можно продемонстрировать фотографии, репродукции, таблицы, по которым наглядно воссоздаются характерные конструктивные принципы интерьера избы: гладко стесанные стены с закруглёнными углами, тяжёлые широкие лавки и над ними полки надлавочницы, воронцы, расходящиеся от печного столба, наглядная мощь матиц, поддерживающих настил потолка, русская печь.

В поисковых эскизах учащиеся определяют наиболее выразительное расположение точки схода для построения плоскости пола, стен, потолка: рисуют главные отличительные признаки интерьера крестьянской избы, его декоративное оформление.

В 8 классе посвящено несколько уроков, объединённых темой «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна», рисуют интерьер с натуры, а также в программу включены беседы о прикладном искусстве и дизайне. На уроках учащиеся знакомятся с различными гарнитурами шрифтов и т.п.

В 9 классе занятия по дизайну посвящены выполнению эскизов декоративного оформления интерьера национального жилища (русской избы, башкирской юрты, дагестанской сакли) по выбору учащегося, отводятся занятия на рисование частей интерьера (угол класса, столовая и т.д.) с натуры.

Программа под ред. Б.М. Неменского, разработанная как целостная система введения в художественную культуру, уже в III четверти 1 класса знакомит учащихся с конструктивной художественной деятельностью. Начинается знакомство на основе детских игровых форм с помощью мастера Постройки – это Мастер структурного построения любого пространственного произведения, формы и взаимоотношения их частей, Мастер композиции. Материал четверти включает задания очень разные по характеру и художественному материалу. Основное место среди заданий занимает постройка города.

1 класс. III четверть. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

Тема: Дом снаружи и внутри.

Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. По внешнему виду можно догадаться, как устроен дом внутри. Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. Понятие «внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны для любого вида постройки. Беседа о внутреннем устройстве дома.

Задание: изображение дома в идее буквы алфавита или представление в виде сказочного домика самые разные предметы.

2 класс. I четверть. Искусство в твоём доме.

Тема: Обои и шторы в твоём доме.

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение её назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев – Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющее чёткое назначение.

Зрительный ряд: фотографии художественно разработанных интерьеров, отображённые образцы обоев, художественные эскизы, детские работы по теме.

3 класс. III четверть. Художник и зрелище.

В 3 классе обучение строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Необходимо помочь ребёнку увидеть красоту окружающих вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников в создании среды жизни человека.

Тема: Художник в театре.

Спектакль – вымысел и правда театральной игры. Художник – создатель сценического мира. Декорации. Процесс создания тетрально-сценического оформления.

Задание: театр на столе – создание картонного макета и персонажи сказки для игры в спектакль.

4 класс II четверть. Древние города нашей земли.

Тема: Узорочье теремов.

Образцы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции города-крепости. Разрушенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками. Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные интерьеры. Изразцы. Изменение смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.

Задание: изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания («Праздничный пир в теремных палатах»).

В результате к концу начальной школы учащиеся приобретают первичные навыки художественной работы, приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создании среды жизни и предметного мира. В отличии от начальной школы, где изучается всё разнообразие видов пространственных искусств в их систематическом единстве, средняя школа построена по принципу углублённого изучения каждой группы видов искусства.

5 класс I четверть. Древние корни народного искусства.

Тема: Внутренний мир русской избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т.д.). Жизненно важным центром в крестьянском доме печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: индивидуальная и коллективная работа на тему «В русской избе». Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента. Вырезание из картона и плотной бумаги выразительных форм, предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образцов.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи).

8 класс посвящён изучению дизайна, который непосредственно связаны с художественным оформлением.

Изучение построено следующим образом.

I четверть. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

Темы занятий:

· Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

· Прямые линии и организация пространства.

· Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

· Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

II четверть. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и знаний.

Темы занятий:

· Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

· Роль и значение материала в конструкции.

· Цвет в архитектуре и дизайне.

III четверть. Город и человек. Социальное значение дизайна архитектуры как среды жизни человека.

Тема: Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.

Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, офис и т.д.).

Задание:

1) Рисунок – проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент);

2) эскиз – проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации).

Зрительный ряд: иллюстрации из журналов (например, «Мир и дом», «Табурет» и т.д.).

IV четверть. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Темы занятий:

· Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

· Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе.

К концу 8 класса учащиеся должны знать:

– каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

– особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

– основные этапы развития и история дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

– конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать дизайнерские объекты (в графике и объёме).

– моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструированных искусствах;

– работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных знаний и вещной среды;

– конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно пространственную композицию;

– использовать в макетных и графических композициях ритм лини и, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактуры;

– использовать разнообразные материалы.

9 класс. I четверть. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.

Тема: Сценография как искусство и производство.

Как и кем работает, художник – постановщик. Театральные службы и цеха – световой, гримёрный, монтировочный. Элементы декоративного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации. Этапы создания специфического оформления от эскизов к сценическому воплощению. Макет и специфика театрального макетирования.

Задание: создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества, необходимо постоянно видеть ясную структурную целостность программы. Цели и задачи каждого года и каждой четверти обеспечивающие поступательность развития учащихся на тему «Интерьер», где художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на протяжении всего обучения[16].


Развернутый план-конспект урока по теме «Дизайн»
по программе Б. М. Неменского

8 класс, IV четверть

Тема: «Интерьер спальни – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища».

Задание: «Эскиз интерьера спальной комнаты».

Вид деятельности: тематическое рисование.

Цель: углубление знаний по дизайну интерьера, формирование представлений о изобразительно-выразительных средствах материалов, фактур, цветовой гаммы в интерьере.

Задачи:

1. Обучающая: дать представление об эмоционально-образном характере цветовой гаммы в интерьере разного назначения, зонировании помещения с помощью цвета; ознакомить с ролью материалов, фактур, функционально-предметным наполнением интерьера; закрепить знания в области композиции.

2. Развивающая: развить воображение детей, творческую фантазию, зрительную память, аналитическое мышление, речь.

3. Воспитывающая: воспитывать чувство вкуса, гармонии, функциональной красоты; воспитать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к работе; привить любовь и бережное отношение к окружающему нас предметному миру.

Оборудование:

Для учителя – журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров, бумага, карандаш, таблица-схема по зонированию помещения (комнаты, квартиры).

Для учеников — карандаш, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, клей, кисточка, резак.

Критерии оценки:

5 – работа выполнена аккуратно, существенных недочетов не имеет. Ребенок принимал активное участие в ответах на вопросы;

4 – существенные замечания по композиции, задание выполнено неаккуратно и не отражает все задачи, поставленные перед учеником.

План занятия (урока):

1. Организационный момент (2-3 мин.);

2. Вводная беседа (10 мин.);

3. Практическая работа (объяснение нового материала) (24 мин.);

4. Подведение итогов (3 мин.);

5. Домашнее задание (1 мин.).

Вид доски:

1. Словарные слова: «дизайн», «дизайн интерьера», «зонирование»;

2. Иллюстрации с изображение интерьеров;

3. Таблица-схема по зонированию помещения;

4. Образец педагогической деятельности;

5. Педагогический рисунок.

Ход урока.

1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята. Давайте проверим нашу готовность. (Учитель проверяет наличие материалов для работы.) Хорошо. Теперь мы можем начинать».

Сегодня на уроке мы продолжаем наше знакомство с понятием «Дизайн».

2. Вводная беседа.

Сегодня без дизайна трудно представить какую-либо сферу человеческой деятельности. Все, начиная от мебели, моделей одежды и кончая конструкцией современного корабля, является продуктом труда дизайнера[17]. Следовательно, современный человек, который идёт в ногу со временем, должен иметь хотя бы начальные представления о дизайне.

А теперь давайте вспомним, что такое «дизайн»? Кто даст своё определение «дизайна», кто как его понимает»? (Дети отвечают.)

А теперь давайте закрепим. Слово «дизайн» в переводе с английского значит «чертёж», «проект», «эскиз», «замысел». В наши дни это слово обозначает особую область искусства конструирования предметного мира по законам красоты.

Дизайн – в широком смысле слова любое проектирование – это вид деятельности, который включает в себя разработку, проектирование предметно-пространственной среды.

Смысл дизайна заключается в комплексном системном подходе к проектированию каждой вещи. Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы[18].

Дизайн многолик. Разнообразие видов деятельности дизайнера предполагает широкий спектр конструктивных решений, зависящих от технологии производства и используемых материалов, функционального назначения изделия, образной идеи и современных технических возможностей.

На прошлом уроке мы начали с вами говорить об архитектурном дизайне, включающем в себя проектирование экстерьеров, интерьеров. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с дизайном интерьера. Вы узнаете много нового и интересного, сможете сами спроектировать комнату своей мечты.

Дизайн интерьера проектирование и организация внутреннего пространства помещений. Как вы думаете, с чего же начинается дизайн интерьера? (Дети отвечают.)

Прежде всего – это замысел. Дизайнер задумывается, какой будет будущая комната, какие цвета он будет использовать. Затем пространство комнаты условно разбивается на зоны деятельности человека, например, зона отдыха, зона для работы, для игры. Это называется зонированием. Итак, давайте закрепим, что такое зонирование:

Зонирование – это условное деление пространства на зоны, имеющие самостоятельное функциональное назначение и обслуживающие традиционные процессы жизнедеятельности (приготовление и приём пищи, отдых, гигиенические процедуры).

После того как мы определились с функциональным назначением нашей комнаты, в данном случае спальня, ее зонированием, мы переходим к цветовому решению.

Цвет в интерьере – один из важнейших элементов. Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

В зависимости от вызываемых психологических реакций все цвета делятся на возбуждающие (желтый, желто-оранжевый, оранжево-красный, красный) и успокаивающие (голубой, синий, сине-фиолетовый). Из спектральных цветов больше всего утомляет сетчатку глаз фиолетово-синий, несколько менее – красный и менее всех – зелёный цвет[19].

Цвета, окружающие вас постоянно, не должны находиться во власти случая, каприза моды. Начиная подбирать цвета для своего дома, постарайтесь понять, какие цвета вас радуют, а какие вызывают неприязнь.

Остановимся на значении основных цветов поподробнее:

Жёлтый цвет даёт человеку ощущение радости. Он благотворно влияет на умственную деятельность, способствует повышению работоспособности.
В жёлтых оттенках можно оформить рабочие кабинеты. С древности жёлтый цвет – цвет ржи и золота – цвет изобилия и богатства.

Оранжевый цвет вызывает у человека состояние праздничности и торжественности. Способствует улучшению кровообращения, также хорошо влияет на деятельность желудочно-кишечного тракта при приёме пищи. Поэтому оранжевые тона или элементы должны присутствовать при оформлении спален, залов, гостиных, кухне.

Красный цвет часто становится причиной напряжения, возбуждения, усталости. Он может вызывать необоснованную тревогу, учащать дыхание и сердцебиение. Красный символизирует огонь и солнце, гнев и месть. Его воздействие было и остаётся самым сильным по сравнению с другими.

Зелёный цвет – это цвет жизни, единения с природой. Он хорошо действует на нервную систему, успокаивает глаза, придаёт человеку ощущение свежести, ясности, покоя и умиротворения. Может присутствовать в интерьере гостиной, спальни.

Голубой цвет вызывает у человека чувство чистоты, свободы, ясности, спокойствия и умиротворения. Благотворно влияет на общее состояние человека. Но переизбыток голубого цвета может вызвать у человека ощущение апатии и безразличия. Способствует зрительному «охлаждению» помещения.

Синий цвет, как правило, способствует развитию состояния настороженности и ожидания неприятных эмоций. Но ярко-синий цвет может умиротворённо действовать на психику. Это так называемый строгий цвет, который создаёт рабочую обстановку.

Фиолетовый цвет настраивает человека на торжественный, порой церемонный лад. Яркий фиолетовый при физическом и психическом утомлении может вызывать раздражение, усугубить усталость. Небольшими акцентами он может применяться при оформлении гостиных, кухни.

Белый цвет – цвет чистоты, ясности, целомудрия, мудрости, благородства. Он успокаивающе действует на нервную систему человека, вызывает положительные эмоции, хорошо гармонирует со всеми цветами.

Входя в комнату, мы обычно первым делом смотрим на пол, затем поднимаем глаз выше и видим стены, последним в поле зрения попадет потолок. На эту последовательность восприятия может повлиять цветовое решение интерьера.

При оформлении пола и стен, подборе рисунка обоев, портьер, напольного покрытия дизайнеры применяют фактуру и узор, которые могут менять пространственные соотношения в интерьере:

– Обои с крупным рисунком оптически уменьшают комнату.

– Мелкий рисунок – создает впечатление простора, увеличивает и раздвигает комнату, особенно, если в нем преобладают светлые тона.

– Поперечные полосы на стенах делают комнату шире, но при этом ниже. Поперечные полосы на задней стене укорачивают помещение.

– Вертикальные полосы удлиняют стену, комната кажется выше.

– Полосы в длину на полу удлиняют комнату тем больше, чем шире полосы и чем ярче их цвет; поперечные – оптически делают комнату шире и короче.

В композиции интерьера дизайнеры опираются на законы цветовой гармонии, особенности цветового видения. Знания по цветоведению помогают создавать архитектурный облик интерьера. В цветовом решении интерьера важную роль не только ассоциации цветов с природой, но и назначение интерьера, расположение по сторонам света.

Еще один важный критерий при оформлении интерьера – освещение. Свет оказывает эмоциональное воздействие на человека через освещенность пространства помещения и выявление пластики «формы-оболочки». Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного дня.

Кроме естественного освещения (окна; учет их расположения при композиционном решении интерьера спальни) в комнате также применяется искусственное: светильники, бра, торшеры, люстра.

И только после этого планируется предметное наполнение комнаты.

Итак, давайте подведём итоги. Что нужно учитывать при создании спальной комнаты: освещение, цветовая гамма, расстановка мебели.

А теперь, ребята, вы все становитесь дизайнерами интерьера. И у вас ответственное задание: нарисовать проект интерьера спальной комнаты.

С чего мы начнем работать над нашим проектом? (Композиционное решение в листе. Выполняется педагогический рисунок.)

3. Самостоятельная работа.

Последовательность выполнения работы:

1) композиционное решение, построение перспективы комнаты;

2) обозначение расположения окон и дверей, зонирование;

3) выбор цветовой гаммы, применение фактур;

4) размещение приборов освещения и мебели в интерьере;

5) Проработка мелких деталей и обобщение.

Пожалуйста, обратите внимание на компоновку всех элементов в листе, свободного места не должно быть слишком много, но и не должно быть тесно. Обратите внимание на соразмерность предметов. (Дети приступают)

Продолжать контролировать работу. Индивидуальная работа с учащимися. Анализ ошибок.

4. Подведение итогов. Выставка работ.

Организация выставки детских работ.

– Посмотрите, какие проекты у нас получились. Какие работы выполнены более аккуратно?

– Обратите внимание, как цветовое решение влияет на атмосферу интерьера. Где наиболее выразительно по цвету и атмосфере передается образ спальной комнаты?

Анализ ошибок. Выставление оценок по итогам урока.

А теперь давайте уберем свои рабочие места.

5. Домашнее задание.

К следующему уроку принесите изображения оградок, беседок (вырезки из журналов), используемых при оформлении сада и огорода, цветную и белую бумагу, ножницы, клей, природные материалы.

 


Заключение

Дизайн интерьера завершает сложный и длительный процесс организации архитектурного пространства. Его задачи заключаются в создании психофизиологического комфорта и художественной выразительности среды обитания. И если девиз архитектуры: «Польза, прочность, красота», то для дизайнера, перефразируя Г. Уоттона, это – «Удобство, надежность, очарование» [20].

Основной эффект дизайнерского решения – в выразительности целостного художественного впечатления, не противоречащего представлению о его целесообразности. Дизайн интерьера учебной мастерской определяется общим цветовым климатом помещения, его освещенностью и предметной наполненностью, оснащенностью. При работе над проектом оформления учебной мастерской была изучена литература по дизайну среды, эргономике, цветоведению и композиции, а также рассмотрены особенности интерьера образовательного учреждения, просмотрены аналоги. В изученных материалах делался упор на утилитарную, функциональную, конструктивную и эстетическую характеристики помещения.

Нами были разработаны проекты колористического решения интерьера, его предметной наполненности и освещенности с учетом технических характеристик помещения, его функционального назначения и эстетических качеств. Был выбран наиболее оптимальный вариант для оформления лестницы и лестничного пролета. Современный уровень инженерного оснащения и использование современных новых материалов позволил достаточно успешно выполнить проект. Цель была достигнута.

С целью успешной организации пространства в соответствии с особенностями социальных процессов необходимо рассмотреть целый ряд функциональных требований, определяющих назначение помещения, перед началом работы над проектом.

В изученной литературе широко представлен вопрос о влиянии цвета в психофизиологическом плане на человека, его трудоспособность, но не предложены варианты колористического решения интерьеров учебных помещений. Поэтому выполненная работа может быть использована как методическая разработка урока изобразительного искусства в 8 классе по теме «Интерьер» для общеобразовательных школ.

 


Словарь терминов

Акцент, акцентация – ударение; один из приемов в формальном решении произведения искусства, заключающийся в подчеркивании, выделении одного из элементов или детали с целью усиления зрительного воздействия.

Ансамбль – взаимная согласованность, взаимосвязь, единство частей, каждая из которых представляет собой вполне самостоятельное целое (архитектурный ансамбль различных зданий, предметов интерьера).

Архитектоника – главный, основной принцип построения, система связей отдельных частей композиции в произведении искусства; в широком смысле – система сложения частей в целое.

Архитектура – зодчество, строительное искусство, искусство проектировать и строить, поднимающееся до уровня художественного обобщения идей и выражающее в художественно-образной форме представления человека о мире.

Архитектурная композиция – это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную архитектурную форму, отвечающую назначению произведения природным и социальным условиям (возможностям строительной техники, требованиям экономики и идейно-художественным задачам своего времени).

Гармония (от греч. harmonia – созвучие, согласие, противоположность хаосу) – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы; одушевленная гармония, наполненная человеческим чувством и смыслом, называется красотой.

Деталь, детализация – малая часть композиции, но более крупная чем элемент, например, архитектурная деталь (колонна, капитель и т.д.) или изобразительная деталь, состоящая в свою очередь из элементов. Несколько деталей составляют фрагмент.

Дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать план, рисунок) – в широком смысле слова любое проектирование, т.е. процесс и метод создания новых предметов, формирование предметной среды, трудовых процессов, оборудования, изобретение инструментов, приспособлений и т. д. В узком смысле слова – новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в ХХ веке. Научная основа дизайна – техническая эстетика.

Цель современного дизайна – организация целостной эстетической среды жизни человека, основывающаяся на изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, технологии производства, экономики, эргономики, социологии, физиологии человека.

Дизайн интерьера – проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью.

Дизайн среды – направление в дизайне, связанное с формообразованием благоприятной для жизни человека среды, включающее в себя организацию интерьерного и экстерьерного пространства и ландшафтный дизайн.

Дизайнер – художник-проектировщик, специалист в области дизайна.

Интерьер – функционально и художественно организованное внутреннее пространство здания или сооружения; интерьеры делятся на жилые, общественные, производственные, административные (офис) и др.

Красота – высшая эстетическая оценка какого-либо явления окружающей человека действительности, самого человека или созданного им произведения искусства.

Колористика – наука о цвете, изучает закономерности зрительного восприятия и использования цвета и цветовых сочетаний в различных областях человеческой деятельности; учебная дисциплина, связанная с физикой и химией цвета, принципами и законами гармонизации цвета в художественных произведениях, полиграфии, дизайн-проектировании и архитектурном проектировании.

Колорит – в искусстве общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, целостности его цветовых отношений; композиция цвета, согласованность цветового строя конкретного художественного произведения искусства. Колорит является одним из важнейших средств эстетической, эмоциональной выразительности; компонент формы и образа произведения.

Композиция (от лат. compositio – сочинение, построение, структура) – это средство раскрытия идейно-художественного содержания произведения. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление замысла.

Конструкция – устройство, взаимосвязь элементов структуры формы изделия или сооружения; тип соединения отдельных элементов определяет особенности конструкции.

Контраст – в искусстве одно из средств формообразования, основанное на зрительном восприятии максимального различия форм, величины, фактуры, цвета и других видимых свойств объектов окружающей действительности.

Пространство – характеристика протяженности, сосуществования, взаимодействия, координации.

Стиль – центральное понятие в изобразительном искусстве: сложившаяся система принципов, закономерностей и правил определенного творческого метода, а также особенностей художественных форм, присущих какой-либо исторической эпохе.

Понятие стиля следует отличать от понятия «творческий метод», он также не совпадает с понятием индивидуальной манеры художника.

Тектоника – зрительное выражение конструкции – архитектурной, скульптурной, живописной, графической – в членениях и соотношениях частей формы; в узком смысле слова содержание термина имеет в своей основе понятие о строечно-балочной конструкции; это художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания – соотношение его несущих и несомых частей, выраженное в пластической форме, оно проявляется во взаимном расположении частей здания, его пропорциях, ритмическом строе и т.д.

Тон, тональность – в изобразительном искусстве одно из зрительных качеств поверхности формы наряду с текстурой и фактурой. Все тона делятся на две большие группы: хроматические (цветные) и ахроматические (черно-белые). Хроматические соответствуют основным цветам спектра и их производным, ахроматические характеризуют светлоту какой-либо поверхности, которую надо отличать от чисто физического состояния – освещенности и светотени, так как оценка светлоты связана с явление одновременного контраста и поэтому всегда субъективна.

Триада Витрувия («firmitas, utilitas, venustas» – прочность, польза, красота) – три закона архитектуры, сформулированные в I в. древнеримским зодчим Витрувием в трактате «Об архитектуре».

Узó рочье – украшение различными приемами (аркатура, бегунец, поребрик, рельеф и т.п.) стен, наличников, колонок и т.д.

Художественный образ – образ, создаваемый сначала в сознании, а затем в материализованной форме в виде изображения. В художественном образе общие свойства и качества отдельных явлений выражаются через личностное, неповторимое, субъективное восприятие и переживание художника, поэтому художественный образ всегда конкретен, субъективен, уникален и эмоционален (пристрастен).

Цветоведение – учение о цвете в совокупности 3 основных наук, изучающих цвет с разных точек зрения (физика, психофизика, психология).

Эклектика – соединение несовместимого, различных неоднородных явлений в одном художественном образе; может выступать в качестве художественного метода и стиля. Например, в архитектуре II пол. XIX – нач. XX вв. в одной композиции намеренно соединялись элементы различных стилей: классицизма, барокко, рококо, испанско-мавританского, древнерусского. Особенно отчетливо эклектика проявляется в городской архитектурной среде, где на одной территории соседствуют здания разных эпох и стилей.

Экстерьер – внешний вид какого-либо объекта: здания, сооружения, изделия, противоположное понятию «интерьер».

Элемент – наименьшая составная часть какой-либо формы, из которых складываются детали, а из деталей – фрагменты композиций.

Эргономика (от греч. ergo – работа, nomos – закон) – научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда.

Эстетика – наука о прекрасном, о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и законах творчества по законам красоты (гармонии); зародилась около 2, 5 тыс. лет назад.

 


Список литературы

1. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебник для вузов / В.В. Адамович, Б.Г. Бархин, В.А. Варежкин и др. Под общ. ред. И.Е. Рожина, А.И. Урбаха. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1984.– 543 с., ил.

2. Барташевич А.А., Дягилев Л.Е., Климин Р.М. и др. Основы композиции и дизайна мебели / Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 192 с.

3. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Ташкент: «Фан», 1990.

4. Блохин В.В. Архитектура интерьера промышленных зданий. / В. В. Блохин; Центр. науч.-исслед. и проект.-эксперим. ин-т пром. зданий и сооружений Госстроя СССР. – М.: Стройиздат, 1973. – 192 с.: ил. – Библиогр.: с.184-191.

5. Блохин В.В. Интерьер промышленных зданий. М.: Стройиздат, 1989. – 52 с.: ил. – Библиогр.: с.50-51.

6. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: Красивые вещи «hand-made» / Серия «Стильные штучки». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 256 с.

7. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 280 с., ил.

8. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд. дом «Искусство», 2004. – 120 с.: илл.

9. Грожан Д. Справочник начинающего дизайнера / Серия «Стильные штучки». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320 с.

10. Кагане М.Л. Основы дизайна. М., 1993.

11. Краткий словарь художественных терминов и понятий: Учебно‑ справочное издание / Сост. Чирков В.Ф. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 168 с.

12. Краткий справочник архитектора (Гражданские здания и сооружения). Коваленко Ю.Н., Шевченко В.П., Михайленко И. Д. Киев, «Будiвельник», 1975. – 704 с., ил.

13. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: учебное пособие. – Казань: Новое издание, 1999. – 240 с., ил.

14. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., Молодая Гвардия, 1994, – 336 с., ил.

15. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий: художественные проблемы. / Е. Б. Новикова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1991. – 368 с.

16. Основы дизайна. Графический дизайн и дизайн интерьера: Учебно-методическое пособие. Н.Новгород: НГПУ, 2006. – 36 с.

17. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 80 с.

18. Партина А.С. Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь. – М.: Стройиздат, 1994. – 208 с.: ил.

19. Пономарева В.С. Цвет в интерьере. М., 1984.

20. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 288 с.: ил.

21. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Пол руководством Б.М. Неменского / М.: «Просвещение», 2007.– 142 с.

22. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с. – (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).

23. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций) – М.: МЗ-Пресс, 2003. – 252 с.

24. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. М.: Архитектура-С, 2005. – 328 с.: ил.

25. Саттон Т. Гармония цвета: Полное руководство о созданию цветовых комбинаций / Т. Саттон, Б. Вилен; Пер. с англ. В. П. Воропаева. –
М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. –
215 с.: ил.

26. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: В 4 частях, часть 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.

27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. ил.

28. Тицц А.А. и др. Основы архитектурной композиции и проектирования. Киев: Изд. объед. «Высшая школа», 1976. – 256 с.

29. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учеб. пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 352 с.

30. Холмянский Л. М. Дизайн: Книга для учащихся / Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.: ил.

31. Художественное проектирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд»; под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина – М.: Просвещение, 1979.

32. Шорохов Е.В. Основы композиции – М.: Просвещение. 1979.

33. Элементы стиля / Под ред. Кэлоуэй С. Изд. 2-е, доп. и переработанное. – Пер. с англ. – М.: ОАО «МАГМА», 2006. – 592 с., ил.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.049 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал