![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде
Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком через освещение, а также благодаря различиям в цвете. Понятие «свет» и «цвет» неразделимы как в физике, так и в психофизиологии. Цвет, как один из важнейших компонентов среды обитания человека, в проектной практике организуется в соответствии с конкретными условиями с учетом психофизиологии, психологии и эстетики. Задачи, решаемые с помощью цвета, можно разделить на три группы: • цвет как фактор психофизиологического комфорта; • цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия; • цвет в системе средств визуальной информации. Для производственной среды в классификации факторов и задач можно выделить следующие подгруппы. Участие цвета в создании психофизиологического комфорта: • создание комфортных условий для определенной зрительной работы (оптимальное освещение использование физиологически оптимальных цветов и т.д.); • создание комфортных условий для функционирования организма (в том числе компенсация с помощью цвета неблагоприятных воздействий трудового процесса, климатических и микроклиматических условий). Задачи второй группы (эстетические аспекты цвета), не отделимые от проблем первой, подразделяются на самостоятельное эстетическое воздействие цвета и цветовых гармоний на человека, а также использование цвета как средства композиции (увязка цветового решения с объемно-пространственной композицией, интерьером в целом и т.д.). Участие цвета в организации системы средств производственной информации: • информация об особенностях техники безопасности (с учетом четкого разграничения знаков и цветов по функциям); • информация о технологии и процессе труда, облегчение ориентации в производственном оборудовании; • информация об организации производства и улучшении ориентации в производственной среде в целом. При использовании цвета, как фактора психофизиологического воздействия, учитывают, в частности, цветовые ассоциации и предпочтения. Однако следует помнить, что эти данные ориентировочны и могут меняться с изменением чистоты цвета, сочетания цветов, условий освещения и других параметров конкретной проектной ситуации. Основные характеристики светоцветового решения выбираются также Физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые организмы, в том числе и на человека, позволило ученым разработать технику цветотерапии, и опытно доказать, что: • желтый цвет стимулирует функцию мозга; • фиолетовый цвет активно воздействует на сердечнососудистую систему, легкие, увеличивает выносливость тканей; • в состоянии сонливости слуховая чувствительность падает при зеленом освещении, а при красном – повышается; • монохроматическая окраска среды обитания ведет к цветовому утомлению, а полихромная благоприятно воздействует на жизненные функции человека любого возраста. Специалистами был разработан принцип комплексности ощущений органов чувств (звуковые, вкусовые, обонятельные и осязательные), влияющих на цветовосприятие. Так, чувствительность к зелено-голубым цветам под влиянием звуков заметно повышается, а к красно-оранжевым цветам – снижается. Считается, что цвет заключает в себе как бы «звуковой смысл», он может казаться «мелодичным», «шумным», «хаотичным». В свою очередь контрастные цветовые сочетания могут активизировать звуковое восприятие. Цвета ассоциируются у человека с определенным представлением о весе, они имеют различный зрительный вес – одни производят впечатление более «тяжелых», другие – более «легких»; так объем, окрашенный в светлый тон, выглядит легче аналогичного, окрашенного в темный тон, то есть светлые тона «легче» темных. Теплые, насыщенные цвета предметов вызывают ощущение тяжести предметов в отличие от имеющих холодный и светлый тон. Нахождение гармонических соотношений – важнейшая проблема при решении интерьера. Те цветосочетания, которые благоприятны для тихого отдыха, оказываются неблагоприятными для отдыха активного или рабочей деятельности. Общие черты влияния цвета на психику человека: • красный цвет – оказывает стимулирующее действие, вызывает сильные реакции и мускульное напряжение, нервирует, заставляет спешить, возбуждает; • оранжевый цвет – вызывает радость, создает чувство теплоты, благополучия и веселья, возбуждает, но может быстро утомить. Оранжевому цвету приписывается также благотворное влияние на пищеварение. В оранжевом окружении учащается биение сердца; • желтый – также имеет стимулирующее действие. Некоторые исследователи приписывают ему способность активизировать умственную работу; • зеленый и голубой – вызывают чувство свежести, снимают возбуждение, успокаивают. Голубой, по некоторым данным, способствует тихому отдыху, сну. Зеленый и голубой снижают кровяное давление. В их окружении биение пульса несколько замедляется. Некоторые исследователи характеризуют зеленый цвет как дисциплинирующий, заставляющий людей строго контролировать себя; • фиолетовый – вызывает чувство холода, печали, пассивности; • коричневые цвета – успокаивают, в определенных ситуациях вызывают печаль, усыпляют, притупляют эмоции; • голубой, зеленый, желтый – в целом воздействуют на психику человека положительно, улучшая его трудоспособность; • фиолетовый, синий, красный – приводят к относительно быстрому утомлению; • черный и темно-серый цвета в больших количествах действуют угнетающе. Однако черный цвет (если употребляется в небольших количествах), по закону контраста, усиливает яркость и воздействие цвета, с которым сопоставлен; • чисто белый и ахроматический светло-серый – в небольших количествах производят впечатление холода и пустоты, но как всякое ахроматическое окружение они выгодны как фон для ярких хроматических поверхностей и деталей, несмотря на то, что в силу контраста яркость цветов в белом и светло-сером окружении несколько падает. С наибольшей точностью человек опознает фиолетовый, голубой, зеленый, желтый и красный цвета. При отделке помещений пользуются чаще всего цветовыми стандартами в виде альбомов, атласов и таблиц цветов. Альбом с широким диапазоном цветов, широко применяемый на практике, называется колерная книжка. Специалисту необходимо иметь атлас образцов, в котором цвета даны по определенной системе, что позволяет точнее находить цветовые гармонии. При подборе колеров для окраски больших поверхностей стен, пола, крышек столов и т.п. необходимо, чтобы выбранный по колерной книжке цвет был значительно менее насыщенным, чем цвет, который должен быть получен в результате. (По мере увеличения количества отражений свет слабеет, и цвет становится все более насыщенным).
|