Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде






Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком через освещение, а также благодаря различиям в цвете. Понятие «свет» и «цвет» неразделимы как в физике, так и в психофизиологии.

Цвет, как один из важнейших компонентов среды обитания человека, в проектной практике организуется в соответствии с конкретными условиями с учетом психофизиологии, психологии и эстетики. Задачи, решаемые с помощью цвета, можно разделить на три группы:

• цвет как фактор психофизиологического комфорта;

• цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия;

• цвет в системе средств визуальной информации.

Для производственной среды в классификации факторов и задач можно выделить следующие подгруппы. Участие цвета в создании психофизиологического комфорта:

• создание комфортных условий для определенной зрительной работы (оптимальное освещение использование физиологически оптимальных цветов и т.д.);

• создание комфортных условий для функционирования организма (в том числе компенсация с помощью цвета неблагоприятных воздействий трудового процесса, климатических и микроклиматических условий).

Задачи второй группы (эстетические аспекты цвета), не отделимые от проблем первой, подразделяются на самостоятельное эстетическое воздействие цвета и цветовых гармоний на человека, а также использование цвета как средства композиции (увязка цветового решения с объемно-пространственной композицией, интерьером в целом и т.д.).

Участие цвета в организации системы средств производственной информации:

• информация об особенностях техники безопасности (с учетом четкого разграничения знаков и цветов по функциям);

• информация о технологии и процессе труда, облегчение ориентации в производственном оборудовании;

• информация об организации производства и улучшении ориентации в производственной среде в целом.

При использовании цвета, как фактора психофизиологического воздействия, учитывают, в частности, цветовые ассоциации и предпочтения. Однако следует помнить, что эти данные ориентировочны и могут меняться с изменением чистоты цвета, сочетания цветов, условий освещения и других параметров конкретной проектной ситуации.

Основные характеристики светоцветового решения выбираются также
с учетом таких психофизиологических особенностей людей, как возраст, пол, профессия, национальность и пр.

Физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые организмы, в том числе и на человека, позволило ученым разработать технику цветотерапии, и опытно доказать, что:

• желтый цвет стимулирует функцию мозга;

• фиолетовый цвет активно воздействует на сердечнососудистую систему, легкие, увеличивает выносливость тканей;

• в состоянии сонливости слуховая чувствительность падает при зеленом освещении, а при красном – повышается;

• монохроматическая окраска среды обитания ведет к цветовому утомлению, а полихромная благоприятно воздействует на жизненные функции человека любого возраста.

Специалистами был разработан принцип комплексности ощущений органов чувств (звуковые, вкусовые, обонятельные и осязательные), влияющих на цветовосприятие. Так, чувствительность к зелено-голубым цветам под влиянием звуков заметно повышается, а к красно-оранжевым цветам – снижается. Считается, что цвет заключает в себе как бы «звуковой смысл», он может казаться «мелодичным», «шумным», «хаотичным». В свою очередь контрастные цветовые сочетания могут активизировать звуковое восприятие. Цвета ассоциируются у человека с определенным представлением о весе, они имеют различный зрительный вес – одни производят впечатление более «тяжелых», другие – более «легких»; так объем, окрашенный в светлый тон, выглядит легче аналогичного, окрашенного в темный тон, то есть светлые тона «легче» темных. Теплые, насыщенные цвета предметов вызывают ощущение тяжести предметов в отличие от имеющих холодный и светлый тон.

Нахождение гармонических соотношений – важнейшая проблема при решении интерьера. Те цветосочетания, которые благоприятны для тихого отдыха, оказываются неблагоприятными для отдыха активного или рабочей деятельности.

Общие черты влияния цвета на психику человека:

красный цвет – оказывает стимулирующее действие, вызывает сильные реакции и мускульное напряжение, нервирует, заставляет спешить, возбуждает;

оранжевый цвет – вызывает радость, создает чувство теплоты, благополучия и веселья, возбуждает, но может быстро утомить. Оранжевому цвету приписывается также благотворное влияние на пищеварение. В оранжевом окружении учащается биение сердца;

желтый – также имеет стимулирующее действие. Некоторые исследователи приписывают ему способность активизировать умственную работу;

зеленый и голубой – вызывают чувство свежести, снимают возбуждение, успокаивают. Голубой, по некоторым данным, способствует тихому отдыху, сну. Зеленый и голубой снижают кровяное давление. В их окружении биение пульса несколько замедляется. Некоторые исследователи характеризуют зеленый цвет как дисциплинирующий, заставляющий людей строго контролировать себя;

фиолетовый – вызывает чувство холода, печали, пассивности;

коричневые цвета – успокаивают, в определенных ситуациях вызывают печаль, усыпляют, притупляют эмоции;

голубой, зеленый, желтый – в целом воздействуют на психику человека положительно, улучшая его трудоспособность;

фиолетовый, синий, красный – приводят к относительно быстрому утомлению;

черный и темно-серый цвета в больших количествах действуют угнетающе. Однако черный цвет (если употребляется в небольших количествах), по закону контраста, усиливает яркость и воздействие цвета, с которым сопоставлен;

чисто белый и ахроматический светло-серый – в небольших количествах производят впечатление холода и пустоты, но как всякое ахроматическое окружение они выгодны как фон для ярких хроматических поверхностей и деталей, несмотря на то, что в силу контраста яркость цветов в белом и светло-сером окружении несколько падает.

С наибольшей точностью человек опознает фиолетовый, голубой, зеленый, желтый и красный цвета.

При отделке помещений пользуются чаще всего цветовыми стандартами в виде альбомов, атласов и таблиц цветов. Альбом с широким диапазоном цветов, широко применяемый на практике, называется колерная книжка. Специалисту необходимо иметь атлас образцов, в котором цвета даны по определенной системе, что позволяет точнее находить цветовые гармонии.

При подборе колеров для окраски больших поверхностей стен, пола, крышек столов и т.п. необходимо, чтобы выбранный по колерной книжке цвет был значительно менее насыщенным, чем цвет, который должен быть получен в результате. (По мере увеличения количества отражений свет слабеет, и цвет становится все более насыщенным).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал